ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1100/2022 от 26.07.2022 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-1100/2022

45RS0008-01-2022-000959-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Димовой Ю.А.,

при секретаре Трубашевской А.Б.,

рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области в открытом судебном заседании 26 июля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Кетовский Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к администрации Колесниковского района Кетовского сельсовета Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование исковых требований указано: специалистами Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области при рассмотрении обращения (вх.15/08-Ж-2021 от 11.10.2021г.) с жалобой на отсутствие гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и системы водоотведения в <адрес>, установлено, что согласно п. 2.1 договора аренды муниципального имущества от 27.04.2012, заключенного между Администрацией Колесниковского сельсовета и ООО «УЮТ», Администрация Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области, именуемая в дальнейшем арендодатель, обязуется передать Арендатору в пользу имущество в составе: здание водонапорной башни, резервуар для воды, водонапорные сети – 4574 м. В соответствии с п. 2.2. арендатор обязуется использовать имущество, предназначенное для оказания услуг по водоснабжению на территории, указанное в п. 1.1. договора; в течение всего срока действия настоящего договора поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом состоянии; в течение всего срока действия договора поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом состоянии; выполнять требования законодательства Российской Федерации по соблюдению безопасности на объектах арендуемого имущества своевременно производить текущий ремонт арендуемого имущества (в том числе сетей и систем). 30.12.2021 года муниципальное имущество - здание водонапорной башни, резервуар для воды, водонапорные сети - 4574м. станции второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д ООО «УЮТ» возвращено арендодателю Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области, который не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению федерального законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения п. Нефтяников (дополнительное соглашение №2 к договору аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27.04.2012 от 03.11.2021г. об исключении из договора муниципального имущества № ДА 01/12 здания водонапорной башни, резервуар для водонапорные сети - 4574м., по результатам которого 30.12.2021г. составлен и подписан арендатором и арендодателем акт возврата муниципального имущества). Таким образом, органом местного самоуправления - Администрацией Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганской области не принимается должное участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории района, организации безопасного питьевого водоснабжения и водоотведения для населения <адрес>, чем существенно нарушаются права граждан на охрану здоровья, предусмотренные ст.41 Конституции РФ.

Учитывая вышеизложенное, просят признать незаконным бездействие Администрации Колесниковского сельского совета <адрес>, выразившееся в непринятии с 30.12.2021 года и по настоящее время действенных мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения в <адрес>; обязать Администрацию Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганской области в срок до 01 июля 2022 года определить гарантирующую организацию для централизованной системы водоснабжения и водоотведения в п. Нефтяников Кетовского района Курганской области и установить зоны ее деятельности; обязать Администрацию Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганской области в течение трех дней со дня принятия решения о наделении организации осуществляющей холодное водоснабжение статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности направить решение указанной организации и разместить на официальном сайте Администрации Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганскойобласти в сети "Интернет".

В судебном заседании представитель истца Зайцева О.В., действующая по доверенности, просила об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, пояснила, что система водоотведения не может функционировать без управляющей организации. Жители пишут обращения, резервуары воды иссякли.

Представитель административного ответчика администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель заинтересованного лица Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия.

С учетом мнения представителя административного истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.

Заслушав участников судебного процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.3 ч. 1 ст. 17).

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ, вступившего в силу с 9 января 2015 г.).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 29 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Из материалов дела следует, что 27.04.2022 в Кетовский территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по Курганской оласти поступило обращение - жалоба на отсутствие гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и системы водоотведения в п. Нефтяников Кетовского района Курганской области

При проведении проверки установлено, что 27.04.2012 между Администрацией Колесниковского сельсовета и ООО «УЮТ» заключен договор аренды муниципального имущества, согласно п. 2.1 которого, Администрация Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области, обязуется передать Арендатору в пользу имущество в составе: здание водонапорной башни, резервуар для воды, водонапорные сети – 4574 м. В соответствии с п. 2.2. арендатор обязуется использовать имущество, предназначенное для оказания услуг по водоснабжению на территории, указанное в п. 1.1. договора; в течение всего срока действия настоящего договора поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом состоянии; в течение всего срока действия договора поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом состоянии; выполнять требования законодательства Российской Федерации по соблюдению безопасности на объектах арендуемого имущества своевременно производить текущий ремонт арендуемого имущества (в том числе сетей и систем).

30.12.2021 года муниципальное имущество - здание водонапорной башни, резервуар для воды, водонапорные сети - 4574м. станции второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д ООО «УЮТ» возвращено арендодателю Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области (дополнительное соглашение №2 к договору аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27.04.2012 от 03.11.2021г. об исключении из договора муниципального имущества № ДА 01/12 здания водонапорной башни, резервуар для водонапорные сети - 4574м., по результатам которого 30.12.2021 составлен и подписан арендатором и арендодателем акт возврата муниципального имущества).

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») (ч. 3 ст. 12).

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п. 15 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Частью 2 статьи 42 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Законом Курганской области от 25 декабря 2014 г. № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1).

В силу чч. 1,3 ст. 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В судебном заседании установлено, что административным ответчиком в настоящее время не предпринимаются меры для установления гарантирующей организации, которая осуществляла бы эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», доказательств обратного не представлено.

В силу ст. 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (ч. 1). Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 2). Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 5).

Следовательно, по причине отсутствия гарантирующей организации, осуществляющей централизованное холодное водоснабжение, не организован производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой населению Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области, что не соответствует п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», и создает угрозу для жизни и здоровья людей.

При указанных обстоятельствах, установив факт бездействия администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Кетовского Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Административным истцом указано на необходимость исполнения решения суда в срок до 01.07.2022, вместе с тем суд находит, что данного срока недостаточно для того, чтобы административным ответчиком были устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с необходимостью выполнения большого объема работы, полагает возможным установить срок для устранения нарушений до 01.12.2022, обязать Администрацию Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганской области в течение трех дней со дня принятия решения о наделении организации осуществляющей холодное водоснабжение статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности направить решение указанной организации и разместить на официальном сайте Администрации Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганскойобласти в сети "Интернет".

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Колесниковского сельского совета Кедовского района Курганской области, выразившееся в непринятии с 30.12.2021 года и по настоящее время действенных мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения в п. Нефтяников Кетовского района Курганской области.

Обязать Администрацию Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганской области в срок до 01 сентября 2022 года определить гарантирующую организацию для централизованной системы водоснабжения и водоотведения в п. Нефтяников Кетовского района Курганской области и установить зоны ее деятельности.

Обязать Администрацию Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганской области в течение трех дней со дня принятия решения о наделении организации осуществляющей холодное водоснабжение статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности направить решение указанной организации и разместить на официальном сайте Администрации Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганскойобласти в сети "Интернет".

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение суда составлено 11.08.2022.

Судья Ю.А. Димова