ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1101/20 от 26.06.2020 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

№ 2а-1101/20

23RS0008-01-2020-002159-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белореченск. 26 июня 2020 года.

Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С.,

при секретаре Мокряковой И.А.,

с участием:

административного истца – и.о. Белореченского межрайонного прокурора Фефелова А.А.,

представителей административного ответчика – администрации МО Белореченский район – Суздальцевой В.В., Какаевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Белореченский район о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Белореченский межрайонный прокурор обратился в Белореченский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Белореченский район и просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выразившееся в непринятии своевременных мер по восстановлению опор эстакады надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района, а также обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу с соблюдением разрешительных процедур, предусмотренных водным законодательством, восстановить просевшие опоры эстакады надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района /л.д. 6/.

В дальнейшем, административный истец уточнил административные исковые требования и просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выразившееся в непринятии своевременных мер по восстановлению опор эстакады надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района и обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу с привлечением специалистов экспертных учреждений проверить техническое состояние надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района. При необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ на данном газопроводе, определить технические решения и сроки проведения соответствующих работ, в соответствии с которыми осуществить восстановление надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района.

В уточненном административном исковом заявлении Белореченский межрайонный прокурор указал, что проведенной Белореченской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности администрации муниципального образования Белореченский район выявлены нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также водоохранного законодательства. В соответствии с п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу статьи 11 Водного кодекса РФ, право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в том числе, в целях строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов. Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно- спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и др. В соответствии с п. 28 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы в режиме чрезвычайной ситуации, являются в том числе: организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций.

Установлено, что в связи с сезонным колебанием уровня грунтовых вод, выпадением значительных атмосферных осадков в 2017-2018 г.г. произошло проседание ряда опор на эстакаде надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному, находящегося в собственности администрации муниципального образования Белореченский район. В связи с чем, с 21.11.2017 года введен режим функционирования «Повышенная готовность». Однако, вопреки п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ, администрацией района за период 2018-2019 годов и до настоящего времени действенных мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в том числе по восстановлению просевших опор, не принято. Указанное, в свою очередь, создает угрозу разрушения эстакады надводного перехода газопроводом через реку Белая к п. Южному, жизни и здоровью граждан, проживающих в близи данной эстакады, прекращения газоснабжения населения в поселках Южный, Новый, Заречный и др. Согласно информации администрации муниципального образования Белореченский район в целях недопущения обрушения опоры газопровода через реку Белая и обрыва газопроводной трубы собственником газопровода в декабре 2019 года проводились работы по укреплению фундамента опоры газопровода, выполнены работы по укреплению подводной части опоры, бетонированию надводной части опоры, а также получены технические условия на переустройство участка газопровода высокого давления «Подводящий газопровод высокого давления к п. Южный Белореченского района. Надводный переход газопроводом через р. Белая», которыми предусмотрено переустройство участка существующего газопровода высокого давления в подземном исполнении без изменения диаметра условного прохода. Однако, вопреки ст.ст. 11, 65 Водного кодекса РФ, ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 28 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», указанные работы администрацией муниципального образования Белореченский район проводятся в отсутствие разрешения на пользование водным объектом. В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Вышеуказанные обстоятельства нарушают право неопределенного круга лиц, так как способствуют возникновению чрезвычайной ситуации на территории Белореченского района, что, в соответствии со статьей 39 КАС РФ, служит основанием для обращения прокурора в суд в целях реализации принадлежащих ему публичных (публично-властных) полномочий по защите прав неопределенного круга лиц

/л.д. 42-45/.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал уточненные административные исковые требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МО Белореченский район - Какаева О.И. в судебном заседании административные исковые требования признала частично, а именно в части обязания администрацию муниципального образования Белореченский район в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу с привлечением специалистов экспертных учреждений проверить техническое состояние надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района. В удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выразившееся в непринятии своевременных мер по восстановлению опор эстакады надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района и при необходимости проведения ремонтновосстановительных работ на данном газопроводе, определить технические решения и сроки проведения соответствующих работ, в соответствии с которыми осуществить восстановление надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района, просит отказать, так как административным ответчиком администрацией муниципального образования Белореченский район в целях недопущения обрушения опоры газопровода через реку Белая и обрыва газопроводной трубы в 2019 году проводились работы по укреплению фундамента опоры газопровода, выполнены работы по укреплению подводной части опоры, бетонированию надводной части опоры, а также получены технические условия на переустройство участка газопровода высокого давления «Подводящий газопровод высокого давления к п. Южный Белореченского района. Надводный переход газопровода через р. Белая», которыми предусмотрено переустройство участка существующего газопровода высокого давления в подземном исполнении без изменения диаметра условного прохода.

Выслушав в судебном заседании пояснения участвующего в деле прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Белореченского межрайонного прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ, право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в том числе, в целях строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

В соответствии с п. 28 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы в режиме чрезвычайной ситуации, являются в том числе: организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что проведенной Белореченской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности администрации муниципального образования Белореченский район выявлены нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также водоохранного законодательства /л.д. 12-13/. Установлено, что в связи с сезонным колебанием уровня грунтовых вод, выпадением значительных атмосферных осадков в 2017-2018 г.г. произошло проседание ряда опор на эстакаде надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному, находящегося в собственности администрации муниципального образования Белореченский район /л.д. 19/. В связи с чем, с 21.11.2017 года введен режим функционирования «Повышенная готовность» /л.д. 17-18/. Однако, вопреки п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ, административным ответчиком за период 2018-2019 годов и до настоящего времени действенных мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в том числе по восстановлению просевших опор, не принято. Указанное, в свою очередь, создает угрозу разрушения эстакады надводного перехода газопроводом через реку Белая к п. Южному, жизни и здоровью граждан, проживающих в близи данной эстакады, прекращения газоснабжения населения в поселках Южный, Новый, Заречный и др. Согласно информации администрации муниципального образования Белореченский район в целях недопущения обрушения опоры газопровода через реку Белая и обрыва газопроводной трубы собственником газопровода в декабре 2019 года проводились работы по укреплению фундамента опоры газопровода, выполнены работы по укреплению подводной части опоры, бетонированию надводной части опоры, а также получены технические условия на переустройство участка газопровода высокого давления «Подводящий газопровод высокого давления к п. Южный Белореченского района. Надводный переход газопроводом через р. Белая», которыми предусмотрено переустройство участка существующего газопровода высокого давления в подземном исполнении без изменения диаметра условного прохода. Однако, вопреки ст.ст. 11, 65 Водного кодекса РФ, ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 28 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», указанные работы администрацией муниципального образования Белореченский район проводятся в отсутствие разрешения на пользование водным объектом. Неправомерными действиями администрации МО Белореченский район нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанные нарушения законодательства способствуют возникновению чрезвычайной ситуации на территории Белореченского района.

Суд находит обоснованными, аргументированными, основанными на нормах законов, подлежащих применению, доводы прокурора, изложенные в судебном заседании. В связи с чем, административные исковые требования в части обязания администрацию муниципального образования Белореченский район в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу с привлечением специалистов экспертных учреждений проверить техническое состояние надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района и при необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ на данном газопроводе, определить технические решения и сроки проведения соответствующих работ, в соответствии с которыми осуществить восстановление надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, согласно представленных в судебное заседание представителем административного ответчика материалов /л.д. 46-119/, административным ответчиком велась и в настоящее время проводится работа по устранению выявленных проверкой нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также водоохранного законодательства. При таких обстоятельствах, в административных исковых требованиях в части признания незаконным бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выразившееся в непринятии своевременных мер по восстановлению опор эстакады надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района, следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь главой 22 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Белореченский район о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу с привлечением специалистов экспертных учреждений проверить техническое состояние надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района. При необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ на данном газопроводе, определить технические решения и сроки проведения соответствующих работ, в соответствии с которыми осуществить восстановление надводного перехода газопровода через реку Белая к п. Южному Белореченского района.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 30 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С.Кириенко