ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1101/2022 от 18.01.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-1101/2022

91RS0024-01-2021-008490-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2022 года г.Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием истца – ФИО1, ее представителя – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации города Ялта Республики Крым о признании решения незаконным, заинтересованное лицо - Гаражно-строительный кооператив «Красноармейская-Кватро»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее – Администрация) с требованием признать незаконным и отменить постановление Администрации от <дата>№<номер>-п «О приведении ФИО1 земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) нестационарного металлического объекта гаражного назначения, расположенного по адресу: <адрес> В обоснование своего требования истец указала, что ей принадлежит на праве собственности нестационарный гараж, расположенный по указанному адресу. Оспариваемым постановлением Администрация предписала ей осуществить демонтаж гаража. Между тем статья 222 ГК РФ не предусматривает административного порядка сноса самовольных построек. Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда. Кроме того, Администрацией не учтено, что Гаражно-строительному кооперативу «Красноармейская-Кватро» (далее – ГСК «Красноармейская-Кватро») предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, на котором расположен гараж. Постановлением Администрации от <дата>№<номер>-п ГСК «Красноармейская-Кватро» отказано в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав. В настоящее время указанное решение Администрации обжалуется в Арбитражном суде Республики Крым.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ГСК «Красноармейская-Кватро».

В судебном заседании истец ФИО1, действующая в своих интересах, а также как законный представитель ГСК «Красноармейская-Кватро», и ее представитель ФИО2, поддержали иск, просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель Администрации ФИО3 в суд не явился, представив письменное возражение против иска. В своем возражении представитель указал, что у истца отсутствует разрешительная документация на установку гаража, а также имущественные права на земельный участок, в связи с чем Администрация приняла законное и обоснованное решение о демонтаже гаража. Просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Установлено, что 11.05.2021 года МКУ Служба технического заказчика по объектам капитального строительства» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым обратилась в Администрацию с заявлением о проверке законности размещения гаражей, находящихся вблизи МБДОУ <данные изъяты> препятствующих реализации мероприятия по разработке проектно-изыскательной документации по реконструкции детского сада.

02.09.2021 года членами рабочей группы администрации города Ялта по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым произведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> В ходе обследования установлено, что на земельном участке расположен нестационарный объект гаражного назначения ориентировочной площадью 18,9 кв.м. Собственником указанного объекта является ФИО1 Земельный участок, на котором расположен нестационарный объект, находится в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Правоустанавливающие документы на земельный участок у ФИО1 отсутствуют. В этот же день членами рабочей группы с участием ФИО1 составлен акт обследования нестационарного объекта №<номер>.

На основании акта обследования Комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, размещенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым вынесла заключение от <дата>№<номер>. Комиссия пришла к выводу, что нестационарный металлический объект гаражного назначения, принадлежащий ФИО1, размещен неправомерно, на муниципальном земельном участке, без согласования с органом местного самоуправления; нестационарный объект подлежат демонтажу (сносу) в силу ст.60 ЗК РФ, с учетом требований, содержащихся в постановлении Совета министров Республики Крым от <дата>№<номер> «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от <дата>№<номер>».

Оспариваемым постановлением Администрации от <дата>№<номер>-п «О приведении ФИО1 земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) нестационарного металлического объекта гаражного назначения, расположенного по адресу: <адрес> ФИО1 предписано демонтировать (снести) указанный объект с приведением земельного участка в первоначальное положение в пяти рабочих дней с даты извещения. Этим же постановлением уполномоченному органу по демонтажу поручено осуществить принудительный демонтаж (снос) нестационарного объекта по истечении срока, предоставленного его собственнику для добровольного исполнения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 25, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа, отнесено, в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением; осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.

Пунктами 1, 2 статьи 60, статьей 76 ЗК РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе осуществлять контроль за размещением на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, объектов движимого и недвижимого имущества, требовать устранения нарушений земельного законодательства.

В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22.09.2017 N 1 (далее – Устав), исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым, является администрация города Ялта Республики Крым.

Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 26.12.2019 N 6 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила благоустройства).

В силу Правил благоустройства строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация объектов, элементов благоустройства (в том числе некапитальных нестационарных сооружений), осуществляются на основании разработанного заинтересованным лицом и согласованного в установленном порядке проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2.1.1).

На территории городского округа Ялта запрещена самовольная установка (размещение) элементов благоустройства (п. 2.1.11.1).

На объектах благоустройства запрещается самовольно устанавливать металлические конструкции, в том числе металлические гаражи. В случае выявления указанных самовольно установленных объектов, они подлежат немедленному демонтажу и вывозу с последующим возмещением стоимости проведенных работ по демонтажу и вывозу лицами, виновными в этом, путем подачи соответствующих исковых заявлений в суд (п.10.1.28).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее – Порядок).

Пунктом п.1.1 Порядка предусмотрено, что под неправомерно размещенными нестационарными объектами следует понимать, в частности нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.

Согласно пунктам 2.1, 2.2, 3.1-3.3, 3.5 Порядка выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом (орган муниципального образования, наделенный муниципальным правовым актом полномочиями по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов) при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.

Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.

В течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.

Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку: о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке; о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта; об отсутствии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта.

В случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)).

Аналогичные нормы содержатся в Положении о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденном Постановлением администрации г. Ялта Республики Крым от 06.04.2020 N 843-п.

В рассматриваемом случае истец ФИО1 разместила нестационарный металлический гараж на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без согласования с органом местного самоуправления. Поэтому у Администрации были законные основания для принятия оспариваемого ненормативного акта о демонтаже (сносе) нестационарного объекта.

Процедура принятия решения о внесудебном демонтаже (сносе) нестационарного объекта соблюдена: рабочей группой составлен акт о выявлении неправомерно размещенного нестационарного объекта; комиссией вынесено заключение о наличии оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта; органом местного самоуправления принято решение о демонтаже (сносе) самовольной постройки с предоставлением срока для осуществления сноса в добровольном порядке.

При таких обстоятельствах постановление Администрации от <дата>№<номер>-п является законным и обоснованным.

Довод истца ФИО1 о том, что статья 222 ГК РФ не предусматривает административного порядка сноса самовольных построек, является несостоятельным, поскольку указанная норма закона в отношении нестационарных объектов неприменима. Для таких объектов, самовольно размещенных на муниципальном земельном участке, предусмотрен административный порядок демонтажа на основании решения органа местного самоуправления.

Довод истца о том, что ГСК «Красноармейская-Кватро» оспаривает в судебном порядке решение Администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен нестационарный гараж, подлежит отклонению как не имеющий юридического значения для дела. На момент вынесения Администрацией оспариваемого постановления от 17.11.2021 года №<номер>-п ни истец, ни ГСК «Красноармейская-Кватро» имущественных прав на земельный участок не имел.

В соответствии со ст.111 КАС РФ суд оставляет судебные расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

иск ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья А.В.Алтунин

В окончательной форме

решение суда принято 27 января 2022 года.