Дело № 2а-1102/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ломоносов 17 мая 2019 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
с участием помощника прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Тарасовой Э.Н.,
при секретаре Васёнкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Территориальной избирательной комиссии Ломоносовского муниципального района Ленинградской области к Совету депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приеме предложений в состав избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района <адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
Территориальная избирательная комиссия Ломоносовского муниципального района <адрес> (далее – ТИК <адрес>) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района <адрес> (далее - Совет депутатов МО ФИО1), в котором просит признать незаконными и отменить пункты 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10 решения Совета депутатов МО ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приеме предложений в состав избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района <адрес>».
В обоснование заявленных требований ТИК <адрес> указала на то, что принятое Советом депутатов МО ФИО1 решение не соответствует требованиям пункта 6 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), поскольку Совет депутатов не может устанавливать своим решением число членов избирательной комиссии муниципального образования, если в уставе муниципального образования число членов избирательной комиссии муниципального образования не установлено. Учитывая, что в настоящее время полномочия избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района <адрес> возложены на ТИК <адрес>, административный истец полагает, что оспариваемые пункты решения Совета депутатов нарушают принадлежащие ей права, поскольку в соответствующих пунктах решения Совета депутатов указано на необходимость совершения различных действий по формированию избирательной комиссии указанного муниципального образования.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, а в качестве заинтересованного лица - Избирательная комиссия <адрес>.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в порядке положений ч. 7 ст. 243 КАС РФ к участию в настоящем административном деле о защите избирательных прав для дачи заключения по делу привлечена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
В судебном заседании представители административного истца – председатель ТИК <адрес> ФИО2 и секретарь ТИК <адрес> ФИО3 поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии <адрес> – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что исковые требования ТИК <адрес> являются обоснованными, поддержала позицию изложенную в письменном отзыве на иск.
Представитель административного ответчика Совета депутатов МО ФИО1 – адвокат Теттер К.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав изложенные в письменном отзыве доводы о том, что Устав МО ФИО1, зарегистрированный в установленном порядке, при разрешении вопросов, связанных с формированием численного состава избирательной комиссии муниципального образования, предоставляет право выбора определенного численного состава Совету депутатов МО ФИО1, который в своей деятельности руководствуется прежде всего уставом, в связи с чем оспариваемое решение не противоречит нормам права. В отзыве также отмечается, что административный иск не содержит какие права истца нарушены оспариваемым решением.
Представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела указанный орган извещен, направил в суд свое заключение по делу.
Суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Выслушав лиц участвующих в деле, огласив поступившее заключение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по делу, а также заслушав заключение прокурора, из которых следует, что требования ТИК <адрес> обоснованы, соответствуют требованиям законодательства и подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании обращения представительного органа Горбунковского сельского поселения полномочия муниципальной избирательной комиссии Горбунковского сельского поселения возложены на ТИК <адрес>.
Оспариваемым решением Совета депутатов МО ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приеме предложений в состав избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района <адрес>» начато формирование избирательной комиссии МО ФИО1 в составе 6 членов комиссии с правом решающего голоса со сроком полномочий 5 лет (пункт 1 резолютивной части).
Кроме того, указанным решением постановлено:
- опубликовать информационное сообщение о приеме предложений в состав избирательной комиссии муниципального образования в печатном средстве массовой информации газете «Вести Горбунковского поселения» и на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 2);
- установить срок формирования избирательной комиссии муниципального образования - в течение 60 дней со дня официального опубликования информационного сообщения о приеме предложений в состав избирательной комиссии муниципального образования. Формирование состава избирательной комиссии завершить на 60 день принятием советом депутатов решения о формировании избирательной комиссии муниципального образования (пункт 3);
- установить срок приема предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса в течение 30 дней со дня опубликования информационного сообщения о приеме предложений (пункт 4);
- направить в ТИК <адрес> копию данного решения и экземпляр газеты «Вести Горбунковского поселения» с публикацией информационного сообщения о приеме предложений в состав избирательной комиссии муниципального образования в течение 3 дней со дня опубликования информационного сообщения (пункт 5);
- обратиться в Избирательную комиссию <адрес> с заявлением о снятии полномочии избирательной комиссии муниципального образования с ТИК <адрес> с даты окончания срока формирования избирательной комиссии муниципального образования (пункт 6);
- утвердить перечень документов, необходимых при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса (пункт 7);
- утвердить примерную форму письменного согласия гражданина Российской Федерации на его назначение в состав избирательной комиссии муниципального образования (пункт 8);
- сформировать временную рабочую группу по приему и рассмотрению предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии муниципального образования и подготовке проекта решения Совета депутатов о формировании избирательной комиссии муниципального образования (пункт 9);
- поручить временной рабочей группе организовать прием документов по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования; разместить данное решение, перечень документов, необходимых для выдвижения кандидатур для назначения членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 10);
- решение вступает в силу со дня официального опубликования в газете «Вести Горбунковского поселения» (пункт 11);
- контроль за исполнением решения возложить на главу муниципального образования ФИО5 (пункт 12).
Указанное оспариваемое решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете МО ФИО1 - «Вести Горбунковского поселения» №.
ТИК <адрес> просит признать незаконными и отменить пункты 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10 решения Совета депутатов МО ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, обратившись в суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела решением Совета депутатов МО ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ изменена редакция пункта 3 оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ№, который изложен в следующем виде:
- установить срок формирования избирательной комиссии муниципального образования - в течение 60 дней со дня официального опубликования информационного сообщения о приеме предложений в состав избирательной комиссии муниципального образования. Формирование состава избирательной комиссии завершить не позднее, чем на 60 день с момента официального опубликования информационного сообщения о приеме предложений в состав избирательной комиссии, принятием советом депутатов решения о формировании избирательной комиссии муниципального образования (пункт 3).
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
Пунктом 6 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Аналогичное правовое регулирование установлено и частью 8 статьи 8 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участках в <адрес>» (далее - Областной закон).
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах не содержит положений, которые позволяли бы устанавливать число членов избирательной комиссии поселения каким-либо иным правовым актом, за исключением устава соответствующего поселения.
Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О «По жалобе гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав положениями пункта 7 статьи 22, пункта 6 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ряда законов <адрес>» указал, что с момента вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» число членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса подлежит установлению только уставом муниципального образования.
Поскольку действующее правовое регулирование также предусматривает, что число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования, указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима и по отношению к обстоятельствам настоящего административного дела.
Вопреки доводам административного ответчика, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, установление числа членов избирательной комиссии муниципального образования путем закрепления в уставе муниципального образования нормы, позволяющей устанавливать численный состав избирательной комиссии муниципального образования решением представительного органа соответствующего муниципального образования, не может удовлетворять требованиям действующего законодательства по следующим обстоятельствам.
Частью 2 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Часть 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляет что должно быть определено в уставе муниципального образования.
Часть 2 указанной статьи предусматривает, что уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрена особая процедура принятия устава муниципального образования, которая отличается от процедуры принятия нормативных и иных правовых актов представительного органа муниципального образования.
Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан (часть 3 статьи 44); проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (часть 4 статьи 44); устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования (часть 5 статьи 44); устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (часть 6 статьи 44).
При этом в отношении нормативных и иных правовых актов представительного органа муниципального образования, определено лишь требование о том, что решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления гарантировано частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации и являются одними из основных прав гражданина.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии призваны обеспечивать реализацию и защиту указанных прав в рамках подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.
В качестве одной из основных гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, является закрепленное в пункте 6 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ правило, в соответствии с которым число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
При этом указанное правовое регулирование, закрепляя правило, в соответствии с которым число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом соответствующего муниципального образования, призвано с одной стороны обеспечить реализацию принципа самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, а с другой стороны - создать условия, гарантирующие особую, более жесткую процедуру принятия соответствующего решения, в том числе предусматривающую необходимость учета мнения населения муниципального образования при решении вопроса о количественном составе избирательной комиссии муниципального образования.
Между тем, статьей 55 Устава муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района <адрес> предусмотрено, в том числе, следующее правовое регулирование: «Избирательная комиссия поселения формируется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участках в <адрес>» количество членов избирательной, в том числе с правом решающего голоса формируется решением совета депутатов».
Таким образом, вопреки требованию пункта 6 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ, части 8 статьи 8 Областного закона в Уставе муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района <адрес> не установлено число членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, а указание о том, что количество членов формируется решением совета депутатов, противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем не подлежит применению.
Количество членов избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района <адрес>, по существу, было установлено лишь пунктом 1 оспариваемого решения Совета депутатов МО ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, которым начато формирование вышеуказанной избирательной комиссии.
Между тем, в ситуации, когда пунктом 6 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса, при этом конкретное число членов комиссии с правом решающего голоса должно быть установлено в уставе муниципального образования, а устав муниципального образования Горбунковское сельское поселение не содержит положений, устанавливающих соответствующее число, принятие Советом депутатов МО ФИО1 решения о начале формирования избирательной комиссии муниципального образования в составе 6 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса является нарушением установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка формирования избирательной комиссии муниципального образования.
Суд соглашается с выводами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в заключении по делу, в том числе о том, что Советом депутатов МО ФИО1 подменяет понятие «установление числа членов избирательной комиссии» понятием «формирование избирательной комиссии».
Формирование избирательной комиссии по смыслу и содержанию пунктов 7-9.3 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ, с учетом положений пункта 2 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ, означает установление состава, а не численности. Поскольку норма, закрепленная в пункте 6 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ касательно установления числа членов избирательной комиссии муниципального образования уставом муниципального образования, является императивной и не предполагает какого-либо диспозитивного усмотрения со стороны правоприменителя, то сложившаяся ситуация фактически является превышением Совета депутатов МО ФИО1 своих полномочий.
Соответственно пункт 1 оспариваемого решения Совета депутатов МО ФИО1, которым начато формирование избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района <адрес> в составе 6 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая, что в настоящее время правовых оснований для начала формирования избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района <адрес> в соответствии с пунктом 1 оспариваемого решения Совета депутатов МО ФИО1 не имеется, иные пункты оспариваемого решения Совета депутатов МО ФИО1, по существу, определяющие процедуру реализации положений пункта 1 оспариваемого решения Совета депутатов, применение которых в рамках иных правоотношений невозможно, также подлежат отмене.
Вопреки возражениями административного ответчика, в соответствии с частью 5 статьи 239 КАС РФ избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
Пунктом 10 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ определены полномочия избирательной комиссии муниципального образования.
Поскольку постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ полномочия избирательной комиссии Горбунковского сельского поселения возложены на ТИК <адрес>, их осуществление отнесено к исключительной компетенции ТИК <адрес>.
При таких обстоятельствах осуществление вышеуказанных полномочий иным органом, сформированным в рамках процедуры, не отвечающей требованиям законодательства, привело бы к нарушению прав и законных интересов не только административного истца, но и всего населения муниципального образования Горбунковское сельское поселение.
На основании изложенного, требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориальной избирательной комиссии Ломоносовского муниципального района Ленинградской области удовлетворить.
Признать незаконными и отменить пункты 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10 Решения Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приеме предложений в состав избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2019 года.
Судья: Смирнов А.С.