ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1104/2016 от 04.10.2016 Саянского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Саянск 04 октября 2016 года

Дело 2а-1104/2016

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего федерального судьи Уваровской О.А., с участием административного истца - помощника прокурора <адрес изъят>ФИО1, представителя административного ответчика - МКУ «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» - ФИО2, при секретаре судебного заседания Промской О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес изъят> в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений закона,

установил:

Прокурор города Саянска Иркутской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, указав, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес изъят>» градостроительного законодательства выявлен пробел в муниципальном нормотворчестве в указанной сфере правоотношений, а именно: программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» не разработана и не принята.

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории и др. (п.26 ч.1 ст16).

Генеральный план городского округа муниципального образования «город Саянск» был утвержден решением Думы городского округа муниципального образования «город Саянск» от 28.02.2008 № 041-14-20.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения в п. 6.1 ч. 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесено вступившее с 1 января 2015 года изменение в части дополнения полномочий органов местного самоуправления по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

Понятие программ комплексного развития указанных инфраструктур, а также некоторые положения, касающиеся их разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе РФ.

В силу ч.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Проекты программ подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликованию не менее чем за тридцать дней до их утверждения (ч.5.3 ст.26 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.12.2014 № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим силу с 1 января 2015 года, в срок до 31 декабря 2015 года Правительство Российской Федерации устанавливает требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов.

В соответствии с ч.2 ст.5 вышеназванного Федерального закона при наличии генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований, указанных в части 1 настоящей статьи.

Во исполнение вышеуказанных требований закона и в соответствии с п. 4.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов утверждены постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 № 1440.

Между тем, программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа муниципального образования «город Саянск» до настоящего времени не разработана и не утверждена.

Вместе с тем, разработка и принятие данной Программы обеспечивает сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры городского округа.

В соответствии с п.27 ст.1 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа -документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения.

В соответствии полномочиями, определенными п.1 ч.1 ст.38 Устава муниципального образования «город Саянск» администрация городского округа разрабатывает проекты планов и программ социально-экономического развития городского округа, организует их исполнение.

Таким образом, программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа является одной из программ развития муниципального образования «город Саянск», принятие которой в силу ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Непринятие мер по разработке проекта программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа муниципального образования «город Саянск» и ее утверждению свидетельствует о нарушении принципов законности, публичности, открытости деятельности органов местного самоуправления, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, юридических лиц, поскольку это создает препятствия в реализации ими своих прав, а также может способствовать ненадлежащему исполнению муниципальными служащими функций органа местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий.

Отсутствие данной программы нарушает права граждан на надлежащее получение ими транспортных услуг необходимого качества, что влечет за собой нарушение прав граждан на здоровье, на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с утвержденными требованиями (п.3 требований) программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа должна обеспечивать:

безопасность, качество и эффективность транспортного обслуживания населения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, на территории городского округа;

доступность объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования городского округа;

развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении, субъектов экономической деятельности - в перевозке пассажиров и грузов на территории городского округа;

развитие транспортной инфраструктуры, сбалансированное с градостроительной деятельностью в городском округе;

условия для управления транспортным спросом;

создание приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности;

создание приоритетных условий движения транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам;

условия для пешеходного и велосипедного передвижения населения;

эффективность функционирования действующей транспортной инфраструктуры.

Кроме того, бездействием органов местного самоуправления муниципального образования «<адрес изъят>» в сфере муниципального нормотворчества нарушаются интересы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «а» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение федеральных законов, контроль за их исполнением.

В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 4, части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации.

Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства, нарушает интересы Российской Федерации, установившей единое правовое поле в данной сфере правоотношений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного прокурор <адрес изъят> просил суд обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» устранить допущенные нарушения закона, а именно: разработать программу комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа муниципального образования «<адрес изъят>», направить программу на утверждение в Думу городского округа муниципального образования «<адрес изъят>».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес изъят>ФИО1 требования, указанные в административном исковом заявлении поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика - администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» ФИО2 административные исковые требования прокурора <адрес изъят> об устранении допущенных нарушений закона, а именно: разработать программу комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа муниципального образования «<адрес изъят>», направить программу на утверждение в Думу городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» полностью признала, о чем предоставила письменное заявление.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора <адрес изъят> по следующим основаниям.

Прокурор обратился в суд в соответствии со ст.39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, права которых нарушаются, может изменяться, не может быть конкретно определён.

В соответствие со ст.ст.12, 130, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение вопросов местного значения, владение, пользование, и распоряжение муниципальной собственностью, а так же решение вопросов местного значения.

Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории и др. (п.26 ч.1 ст16).

Генеральный план городского округа муниципального образования «город Саянск» был утвержден решением Думы городского округа муниципального образования «город Саянск» от 28.02.2008 № 041-14-20.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения в п. 6.1 ч. 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесено вступившее с 1 января 2015 года изменение в части дополнения полномочий органов местного самоуправления по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

Понятие программ комплексного развития указанных инфраструктур, а также некоторые положения, касающиеся их разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе РФ.

В силу ч.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Проекты программ подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликованию не менее чем за тридцать дней до их утверждения (ч.5.3 ст.26 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.12.2014 № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим силу с 1 января 2015 года, в срок до 31 декабря 2015 года Правительство Российской Федерации устанавливает требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов.

В соответствии с ч.2 ст.5 вышеназванного Федерального закона при наличии генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований, указанных в части 1 настоящей статьи.

Во исполнение вышеуказанных требований закона и в соответствии с п. 4.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов утверждены постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 № 1440.

Между тем, программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа муниципального образования «город Саянск» до настоящего времени не разработана и не утверждена.

Вместе с тем, разработка и принятие данной Программы обеспечивает сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры городского округа.

В соответствии с п.27 ст.1 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа -документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения.

При этом, в судебном заседании установлено, что полномочия, аналогичные указанным в законе, закреплены в п.1 ч. 1 ст.38 Устава МО «<адрес изъят>».

В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Саянска проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «город Саянск» градостроительного законодательства выявлен пробел в муниципальном нормотворчестве в указанной сфере правоотношений, а именно: программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа муниципального образования «город Саянск» не разработана и не принята.

Непринятие мер по разработке проекта программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа муниципального образования «город Саянск» и ее утверждение свидетельствует о нарушении принципов законности, публичности, открытости деятельности органов местного самоуправления, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, юридических лиц, поскольку это создает препятствия в реализации ими своих прав, а также может способствовать ненадлежащему исполнению муниципальными служащими функций органа местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий.

Наличие указанного недостатка административным ответчиком не оспаривается, заявленные прокурором требования признаются.

Тем самым, несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства, нарушает интересы Российской Федерации, установившей единое правовое поле в данной сфере правоотношений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора г. Саянска в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, а именно: разработать программу комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа муниципального образования «город Саянск», направить программу на утверждение в Думу городского округа муниципального образования «город Саянск», подлежат удовлетворению.

Поскольку в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождаются, государственная пошлина в местный бюджет городского округа муниципального образования «город Саянск» с ответчика не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора <адрес изъят> в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» о возложении обязанности по устранению допущенного нарушения закона в части разработки программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» и направлении программы на утверждение в Думу городского округа муниципального образования «<адрес изъят>», полностью удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» устранить допущенные нарушения закона, а именно: разработать программу комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа муниципального образования «<адрес изъят>», направить программу на утверждение в Думу городского округа муниципального образования «<адрес изъят>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Иркутский областной суд через Саянский городской суд <адрес изъят>.

Судья: О.А. Уваровская