ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1106/20 от 24.08.2020 Чистопольского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0044-01-2020-003505-11

дело № 2а-1106/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2020 года.

Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Зотеевой Н.А., с участием:

заместителя Чистопольского городского прокурора ФИО4,

представителя административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан ФИО7,

заинтересованного лица – ФИО1,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Совета Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан о признании решения незаконным и его отмене,

установил:

зарегистрированный кандидат в депутаты Совета Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутый Татарстанским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России», ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан (далее - ТИК <адрес>) о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО1, кандидатом в депутаты Совета Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округа ».

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ решением Совета Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва назначены выборы депутатов Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва.

В качестве кандидата в депутаты Совета Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутого политической партией «РОДНАЯ ПАРТИЯ», решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ФИО6, однако реализованный кандидатом ФИО1 порядок оформления заявления не может быть признан соответствующим требованиям действующего избирательного законодательства, поскольку при указании ФИО1 рода занятий и регистрации его в качестве плательщика налога на профессиональный доход, им не представлена и не подтверждена документально информация о виде деятельности, территории её осуществления, полученных доходах. Кроме того, политическая партия «Родная партия» не уведомила ТИК <адрес> о месте и времени проведения съезда по выдвижению кандидата.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном порядке.

Представитель административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан, ФИО7 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, указала, что соответствующего уведомления о выдвижении кандидатов от политической партии «Родная партия» ТИК <адрес> не получала.

Заинтересованное лицо ФИО6 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, подтвердил получение дохода от деятельности в качестве «самозанятого», указал, что дополнительную информация о размерах доходов он не предоставлял, в случае необходимости территориальная избирательная комиссия могла обратиться с соответствующим запросом в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы. Также указал, что официально трудоустроен у ИП «ФИО8» в должности слесаря, что отражено в ее трудовой книжке. Направлялось ли в ТИК <адрес> решение о проведении съезда он не знает.

Представитель заинтересованного лица – политической партии «РОДНАЯ ПАРТИЯ», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном порядке.

Прокурор в судебном заседании в заключении полагал об обоснованности административных исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Деятельность избирательных комиссий, порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательным кодексом Республики Татарстан.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Пунктом «б» части 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, в том числе заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Часть 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

В приложении к Федеральному закону установлена форма «Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах», представлены требования к ее заполнению.

Статьей 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона. При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

В соответствии с частью 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).

Частью 1 статьи 36 Избирательного кодекса Республики Татарстан предусмотрено, что выдвижение кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и единому избирательному округу политическими партиями, а также региональными отделениями или иными структурными подразделениями политических партий (далее также - политическая партия) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений (далее - общественное объединение) , а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Подпунктом «в» части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны: извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ решением Совета Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва назначены выборы депутатов Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ полномочия избирательных комиссий муниципальных образования, в том числе «Муслюмкинское сельское поселение», возложены на территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Татарстан.

Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ на избирательную комиссию муниципального образования, в том числе «Муслюмкинское сельское поселение» возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета сельских поселений Чистопольского муниципального района <адрес> четвертого созыва.

ДД.ММ.ГГГГФИО6 обратился в территориальную избирательную комиссию <адрес> (окружную избирательную комиссию Октябрьского одномандатного избирательного округа ) с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета Муслюмскинского сельского поселения Чистопольского муниципального района <адрес> четвертого созыва, по Октябрьскому одномандатному избирательному округу избирательного объединения политическая партия «РОДНАЯ ПАРТИЯ», в котором, в том числе, указано основное место работы или службы, занимаемая должность/род занятий – самозанятый. В подтверждение предоставлена справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2020 года.

Избирательная комиссия <адрес> приняла от кандидата ФИО1 следующие документы: уведомление кандидата о его выдвижении избирательным объединением по одномандатному избирательному округу; решение съезда политической партии о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу; заявление кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата; копия паспорта кандидата; копия документа, подтверждающего сведения о профессиональном образовании кандидата; справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика на профессиональный доход за 2020 год; свидетельства о государственной регистрации политической партии «Родная Партия»; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов.

ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан принято решение «О регистрации ФИО1, кандидатом в депутаты Совета Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округ ».

Из изложенного усматривается, что ФИО6 зарегистрирован в соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в качестве налогоплательщика налогового режима «Налог на профессиональный доход», на что им указано в заявлении, а также представлена справка о постановке на налоговый учет в указанном статусе, однако сведений о размере полученного дохода в связи с осуществлением данного вида деятельности кандидатом не предоставлено, что указывает на неисполнение ФИО1 требований части 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Получение сведений о доходе возможно путем самостоятельного формирования справки через электронный сервис «Личный кабинет для налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятых)». При этом ТИК <адрес> данное обстоятельство оставлено без внимания, не сообщено кандидату о неполноте предоставленных сведений, принято решение о регистрации ФИО1 Таким образом, административным ответчиком при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных частью 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, требования указанного закона не выполнены.

Кроме того, из пояснений заинтересованного лица, данных в ходе судебного заседания, усматривается, что ФИО6 официально трудоустроен, о чем также не предоставлены соответствующие сведения и документы.

Позиция заинтересованного лица о том, что Территориальная избирательная комиссия <адрес> самостоятельно могла истребовать соответствующие сведения о его доходах в Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы не может быть принята во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ политической партией «Родная партия» проведено заседание координационного совета в <адрес>, по результатам принято решение о выдвижении кандидата для участия в выборах депутатов Совета Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва, по Октябрьскому одномандатному избирательному округу , назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, при этом доказательств исполнения требования подпункта «в» части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» об извещении избирательной комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты не позднее чем за три дня до дня проведения такого мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допуске представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия, как административным ответчиком, так и политической партией «Родная партия», не представлено, в материалах дела отсутствуют.

Частью 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 177, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования зарегистрированного кандидата в депутаты Совета Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан «О регистрации ФИО1, кандидатом в депутаты Совета Муслюмкинского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу » от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение пяти дней через Чистопольский городской суд Республики Татарстан со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья.