дело № 2а-1106/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Карымское
Карымского р-на
Забайкальского края 24 декабря 2015 года
Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.,
с участием представителя административных ответчиков: Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю), Управления Федеральной службы исполнений наказаний по Забайкальскому краю (далее – УФСИН России по Забайкальскому краю), Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), - ФИО1, подтвердившего наличие у него высшего юридического образования и наделение его полномочиями на участие в судебном заседании,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Гольц Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы аудиопротоколирования административное дело по административному исковому заявлению прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о возложении на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанности обеспечить осуждённых предметами вещевого довольствия в установленный срок, на УФСИН России по Забайкальскому краю – обязанности приобрести предметы вещевого довольствия для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, на ФСИН России – обязанности при недостаточности денежных средств профинансировать закупку предметов вещевого довольствия для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю,
установил:
прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края обратился в Карымский районный суд Забайкальского края с исковым заявлением к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в сфере материально-бытового обеспечения осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, в ходе которой установлено, что в нарушение требований части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» на складе колонии отсутствуют в достаточном количестве брюки утеплённые (поступило на склад 15 штук, выдано 15 штук), пантолеты литьевые (поступило на склад 230 штук, выдано 130 штук), полуботинки летние (на склад не поступали и не выдавались), носки хлопчатобумажные (поступило на склад 370 пар, выдано 370 пар), бельё нательное тёплое (поступило на склад 350 комплектов, выдано 150 комплектов). При этом лимит наполнения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю составляет 729 осуждённых. Необеспечение вещевым довольствием нарушает права, свободы и законные интересы осуждённых на обеспечение одеждой по сезону с учётом климатических условий. Учитывая изложенное, просил возложить на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю брюками утеплёнными, пантолетами литьевыми, полуботинками летними, носками хлопчатобумажными, бельём нательным тёплым.
Определением от 25.11.2015 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Забайкальскому краю и ФСИН России.
18.12.2015 (соответствующее заявление поступило в суд 24.12.2015) прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края заявленные административные исковые требования дополнил, при этом просил возложить на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить всех осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, брюками утеплёнными, пантолетами литьевыми, полуботинками летними, носками хлопчатобумажными, бельём нательным тёплым, по нормам положенности, на УФСИН России по Забайкальскому краю – обязанность приобрести брюки утеплённые, пантолеты литьевые, полуботинки летние, носки хлопчатобумажные, бельё нательное тёплое для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, на ФСИН России – обязанность при недостаточности денежных средств профинансировать закупку брюк утеплённых, пантолет литьевых, полуботинок летних, носков хлопчатобумажных, белья нательного тёплого для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю.
Поскольку избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства, исковое заявление прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края подано в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, возникающих из административных правоотношений, при этом прокурор ссылается на наличие у административного ответчика определённых обязанностей и их неисполнение, спора о праве судом не усматривается, исковое заявление рассмотрено судом в порядке административного судопроизводства.
В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объёме, ссылаясь на финансирование ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю из средств бюджета, главным распорядителем которых является ФСИН России, неоднократное направление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю в УФСИН России по Забайкальскому краю заявок на обеспечение недостающим вещевым довольствием и их удовлетворение в части, а также запланированное перераспределение вещевого довольствия между исправительными учреждениями Забайкальского края.
В письменном отзыве на возражения процессуальный административный истец - прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края полагал возражения административного ответчика – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю основанными на неверном понимании закона, дополнительно указал на то, что в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края на протяжении двух лет поступают жалобы осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, связанные с необеспечением их предметами вещевого довольствия, при этом в адрес начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю дважды вносились представления с требованиями устранить выявленные нарушения, весной 2015 года – ему объявлено предостережение, начальнику УФСИН России по Забайкальскому краю направлялась информация о необеспеченности осуждённых вещевым довольствием, однако права последних продолжают нарушаться.
Процессуальный административный истец – прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в своё отсутствие не просил. Участие процессуального административного ответчика – прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в судебном заседании в порядке пункта 12 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязательным судом не признано и в силу закона таковым не является, в связи с чем административное дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков: ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России, - ФИО1 заявленные административные исковые требования не признал.
Заслушав объяснения представителя административных ответчиков: ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России, - ФИО1, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, определяя правовое положение осуждённых, устанавливает обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осуждённых одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 82).
Статьёй 99 УИК РФ предусмотрено материально-бытовое обеспечение осуждённых к лишению свободы. Согласно части 2 указанной статьи осуждённые обеспечиваются одеждой по сезону с учётом пола и климатических условий.
В соответствии с частью 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осуждённых устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы вещевого довольствия осуждённых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» утверждено положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с которым Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральному органу исполнительной власти, Министерство юстиции Российской Федерации приказом от 03.12.2013 № 216 утвердило нормы вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 1), нормы вещевого довольствия отбывающих наказание в виде лишения свободы женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребёнком, а также женщин, содержащихся в родильных отделениях при исправительных учреждениях или имеющих детей в домах ребёнка при исправительных учреждениях (приложение № 2), порядок обеспечения вещевым довольствием осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 3), описание предметов вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 4).
Нормирование вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы предполагает установление перечня наименований предметов вещевого довольствия, их количество, сроки носки.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 утверждены нормы вещевого довольствия семнадцати новых изделий, а также шестнадцати видов изделий, доработанных по конструкции и применяемым материалам.
Из содержания пункта 10 Порядка обеспечения вещевым довольствием осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, являющегося приложением № 3 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216, следует, что вновь введённые предметы одежды, обуви выдаются по мере их поступления после полного израсходования запасов аналогичных предметов вещевого имущества прежней конструкции.
Таким образом, поскольку утверждённые нормы вещевого довольствия предусматривают введение как новых изделий, так и изделий, доработанных по конструкции и применяемым материалам, положения пункта 10 Порядка обеспечения вещевым довольствием осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, являющегося приложением № 3 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216, не предполагают невыдачу осуждённым вновь введённых предметов одежды, не имеющих аналогов предметов вещевого довольствия прежней конструкции.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.03.2014 № 30 «Об изменении вида режима и лимитов наполнения исправительных учреждений» установлен лимит наполнения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, который составляет <данные изъяты> мест, включая Помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), на <данные изъяты> мест, то есть лимит наполнения колонии без учёта ПФРСИ составляет <данные изъяты> мест.
Как следует из справки ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от 11.09.2015 № №, фактическое наполнение колонии составляет <данные изъяты> осуждённых (особый режим), <данные изъяты> обвиняемых и подозреваемых (ПФРСИ).
В административном исковом заявлении прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края ссылается на нарушение прав осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю необеспечением такими предметами вещевого довольствия, как брюки утеплённые, пантолеты литьевые, полуботинки летние, носки хлопчатобумажные, бельё нательное тёплое.
При этом такие предметы вещевого довольствия, как носки хлопчатобумажные, полуботинки летние и пантолеты литьевые, как следует из Нормы № 1 вещевого довольствия осуждённых мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, утверждённой Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 (приложение № 1), относятся к числу впервые введённых предметов вещевого довольствия.
Вместе с тем, согласно справке ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от 11.09.2015 № № в 2014 году в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю поступило 270 пар носков хлопчатобумажных, 50 пар пантолет литьевых, в 2015 году – 100 пар носков хлопчатобумажных, 180 пар пантолет литьевых, выдано было в 2015 году 370 пар носков хлопчатобумажных, остаток на 10.09.2015 – 0 пар, 130 пар пантолет литьевых, остаток на 10.09.2015 – 100 пар, полуботинки летние ни в 2014 году, ни в 2015 году не поступали и, следовательно, не выдавались.
В соответствии со справкой ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от б/д о поступлении вещевого довольствия для спецконтингента в 2015 году по состоянию на 16.12.2015 в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю дополнительно поступило 100 пар носков хлопчатобумажных, выдано 370 пар, остаток – 0 пар, 280 пар пантолет литьевых, выдано 254 пары, остаток – 76 пар.
Указание ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю в представленной справке на поступление и выдачу ботинок комбинированных мужских (летних) суд находит несостоятельным, поскольку в соответствии с Нормой № 1 вещевого довольствия осуждённых мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, утверждённой Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 (приложение № 1), ботинки комбинированные (пункт 15) и полуботинки летние (пункт 17) являются разными предметами вещевого довольствия, обеспечение (необеспечение) осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю ботинками комбинированными, в свою очередь, в предмет рассмотрения по настоящему делу не входит.
При этом доказательств в подтверждение обеспечения всех осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю указанными предметами вещевого довольствия по нормам положенности административными ответчиками – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду не представлено.
Таким образом, учитывая непредставление административными ответчиками – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду указанных доказательств, принимая во внимание срок введения новых предметов вещевого довольствия (носков хлопчатобумажных, полуботинок летних и пантолет литьевых), а также фактическое наполнение ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, суд полагает факт необеспечения всего числа осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю указанными предметами вещевого довольствия по нормам положенности установленным.
Пунктом 13 Нормы № 1, утверждённой Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 (приложение № 1), закреплено требование об обеспечении осуждённых мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, брюками утеплёнными.
Исходя из описания брюк утеплённых, приведённого в Приложении № 4 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216, данный предмет вещевого довольствия не является впервые введённым, поскольку соответствует по своему описанию такому предмету вещевого довольствия, установленному Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.06.2005 № 85 «Об утверждении норм вещевого довольствия осуждённых и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», применяемому ранее, как брюки на утепляющей подкладке.
Как следует из справки ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от 11.09.2015 № №, в 2014 году в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю брюки утеплённые не поступали, в 2015 году поступило 15 пар, которые выданы не были с формированием на 10.09.2015 остатка в 15 пар.
Указанные сведения соответствуют справке ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от б/д о поступлении вещевого довольствия для спецконтингента в 2015 году по состоянию на 16.12.2015 и не соответствуют аналогичной справке за 2014 год, согласно которой в 2014 году в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю поступило 186 пар брюк утеплённых, из которых выдано 186 пар, и имелось на остатке по состоянию на 01.01.2014 270 пар брюк утеплённых, из которых выдано 270 пар.
При этом доказательств в подтверждение обеспечения всех осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю брюками утеплёнными по нормам положенности административными ответчиками – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду не представлено.
Таким образом, учитывая непредставление административными ответчиками – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду указанных доказательств, принимая во внимание фактическое наполнение ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, сроки носки брюк утеплённых и непредставление суду доказательств в подтверждение прибытия в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю в 2015 году для отбывания наказания всего 15 осуждённых, суд полагает факт необеспечения всего числа осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю брюками утеплёнными по нормам положенности установленным.
Пунктом 8 Нормы № 1, утверждённой Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 (приложение № 1), закреплено требование об обеспечении осуждённых мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, бельём нательным тёплым.
Данный предмет вещевого довольствия не является впервые введённым, поскольку обеспечение осуждённых и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, бельём нательным тёплым было предусмотрено и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.06.2005 № 85 «Об утверждении норм вещевого довольствия осуждённых и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», применяемым ранее.
Как следует из справки ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от 11.09.2015 № №, в 2014 году в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю бельё трикотажное тёплое не поступало, в 2015 году поступило 350 комплектов, выдано 150 комплектов, остаток на 10.09.2015 – 200 комплектов, в 2014 году в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю поступило 310 комплектов белья хлопчатобумажного тёплого, в 2015 году бельё хлопчатобумажное тёплое не поступало, выдано в 2015 году 60 комплектов, остаток на 10.09.2015 – 250 комплектов.
Указанные сведения в части выдачи и остатка не соответствуют сведениям, содержащимся в справке ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от б/д о поступлении вещевого довольствия для спецконтингента в 2015 году по состоянию на 16.12.2015.
При этом доказательств в подтверждение обеспечения всех осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю бельём нательным тёплым по нормам положенности административными ответчиками – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду не представлено.
Таким образом, учитывая непредставление административными ответчиками – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду указанных доказательств, принимая во внимание фактическое наполнение ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, сроки носки белья нательного тёплого, суд полагает факт необеспечения всего числа осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю бельём нательным тёплым по нормам положенности установленным.
При этом само по себе указание в пункте 10 Порядка обеспечения вещевым довольствием осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, являющегося приложением № 3 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216, на то, что вновь введённые предметы одежды, обуви выдаются по мере их поступления после полного израсходования запасов аналогичных предметов вещевого имущества прежней конструкции, не свидетельствует о том, что у исправительного учреждения отсутствует обязанность по обеспечению осуждённых предметами вещевого довольствия в случае их непоступления в исправительное учреждение, поскольку это противоречит пункту 2 указанного Порядка, согласно которому выдача вещевого довольствия вновь осуждённым осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение, и влечёт за собой нарушение прав осуждённых на обеспечение одеждой по сезону с учётом пола и климатических условий, закреплённого частью 2 статьи 99 УИК РФ.
Довод представителя административных ответчиков: ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России, - ФИО1 о том, что необеспеченность всех осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю такими предметами вещевого довольствия, как брюки утеплённые, пантолеты литьевые, полуботинки летние, носки хлопчатобумажные и бельё нательное тёплое, по нормам положенности прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края не доказана, в связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований надлежит отказать, суд находит необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обращаясь в суд с требованиями о возложении обязанности обеспечить всех осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю предметами вещевого довольствия по нормам положенности, процессуальный административный истец - прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Забайкальского края, по сути, исходит из бездействия исправительного учреждения по исполнению возложенной на него обязанности по такому обеспечению.
При этом им указаны нормы, которым, по его мнению, такое бездействие противоречит.
Указывая на нарушение прав осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю на обеспечение предметами вещевого довольствия по нормам положенности или возможность такого нарушения, прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края исходит из представленных самим ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю в справке от 11.09.2015 № № сведений об обеспечении осуждённых вещевым довольствием и фактическом наполнении исправительного учреждения, а также из сообщения УФСИН России по Забайкальскому краю от 12.02.2015 № №, согласно которому факты - нарушения, выявленные прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, в части обеспечения осуждённых к лишению свободы вещевым довольствием ниже установленных норм частично нашли своё подтверждение и стали возможны ввиду недостаточного финансирования на обеспечение спецконтингента новыми видами вещевого довольствия, и представляет суду такие документы.
Кроме того, процессуальным административным истцом – прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края указано на то, что в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края на протяжении двух лет поступают жалобы осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, связанные с необеспечением их предметами вещевого довольствия, при этом в адрес начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю дважды вносились представления с требованиями устранить выявленные нарушения, весной 2015 года – ему объявлено предостережение, начальнику УФСИН России по Забайкальскому краю направлялась информация о необеспеченности осуждённых вещевым довольствием, однако права последних продолжают нарушаться.
Административными ответчиками – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России, в свою очередь, доказательства в подтверждение отсутствия в их действиях (бездействии) нарушений прав осуждённых на обеспечение вещевым довольствием по нормам положенности суду не представлены.
Как следует из Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю (далее – учреждение), являющегося приложением № 2 к Приказу ФСИН России от 25.03.2011 № №, учредителем учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет ФСИН России (пункт 1.2), учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казённым учреждением, некоммерческой организацией (пункт 1.6), при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (пункт 5.12).
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Неопределённый круг лиц предполагает, что круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены, не определён, данных лиц индивидуализировать невозможно.
Принимая во внимание характер рассматриваемого спора, невозможность определения на момент рассмотрения дела точного объёма фактического наполнения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю на момент исполнения решения суда и невозможность на момент рассмотрения дела идентификации каждого из осуждённых, которые поступят для отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю на момент исполнения решения суда, суд полагает прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края наделённым правом на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями.
При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая характер допущенного административным ответчиком – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю нарушения в части необеспечения такими предметами вещевого довольствия, как брюки утеплённые, пантолеты литьевые, носки хлопчатобумажные и бельё нательное тёплое, длительность такого нарушения, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения, суд полагает возможным согласиться с доводом административного истца – прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края об установлении срока для устранения допущенного нарушения – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок разумным и достаточным.
Вместе с тем, принимая во внимание установление Правилами ношения предметов вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, являющимися приложением № 6 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216, подразделения вещевого довольствия на летнюю и зимнюю форму одежды с отнесением полуботинок летних к летней форме одежды, правила исчисления летнего периода, установленные пунктами 1.1 и 1.3 указанных Правил, суд полагает разумным установление срока для устранения допущенного нарушения в части необеспечения таким предметом вещевого довольствия, как полуботинки летние, - в срок не позднее 30 апреля 2016 года или иного срока, установленного руководителем учреждения уголовно-исполнительной системы в зависимости от местных климатических условий, при установлении такого срока.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о возложении на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанности обеспечить осуждённых предметами вещевого довольствия в установленный срок, на УФСИН России по Забайкальскому краю – обязанности приобрести предметы вещевого довольствия для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, на ФСИН России – обязанности при недостаточности денежных средств профинансировать закупку предметов вещевого довольствия для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю удовлетворить.
В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц возложить на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить всех осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю брюками утеплёнными, пантолетами литьевыми, носками хлопчатобумажными, бельём нательным тёплым по нормам положенности.
В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц возложить на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность в срок не позднее 30 апреля 2016 года или иной срок, установленный руководителем учреждения уголовно-исполнительной системы в зависимости от местных климатических условий, при установлении такого срока, обеспечить всех осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю полуботинками летними по нормам положенности.
Возложить на УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность приобрести брюки утеплённые, пантолеты литьевые, носки хлопчатобумажные, бельё нательное тёплое, полуботинки летние для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю по нормам положенности.
Возложить на ФСИН России в случае недостаточности у УФСИН России по Забайкальскому краю денежных средств профинансировать приобретение брюк утеплённых, пантолет литьевых, носков хлопчатобумажных, белья нательного тёплого, полуботинок летних для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю по нормам положенности.
Возложить на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность сообщить об исполнении решения суда в части обеспечения брюками утеплёнными, пантолетами литьевыми, носками хлопчатобумажными, бельём нательным тёплым в суд и лицу, которое явилось административным истцом, в срок не позднее десяти дней со дня вступления решения в законную силу и в части обеспечения полуботинками летними – в срок не позднее 15 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Кузнецова
Мотивированное решение суда составлено 28.12.2015.