ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1106/2017 от 12.04.2017 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а- 1106/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 апреля 2017 г. г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края

в составе :

председательствующего Есипко С.Н.,

при секретаре Пищухиной А.С.,

представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора г. Новороссийска к администрации муниципального образования г. Новороссийск, о признании незаконным, и отмене постановления главы администрации муниципального образования г. Новороссийск,

установил :

Административный истец (далее – истец) обратился в суд с административным иском к административному ответчику (далее – ответчик) о признании незаконным, и отмене постановления главы администрации муниципального образования г. Новороссийск.

В обоснование административного иска указано, что Постановлением главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 03.06.2016 г. № 4488, земельному участку с кадастровым номером 23:47:0118018:2675 установлено соответствие вида разрешенного использования классификатору видов разрешенного использования земельных участков - «отдых (рекреация)», код 5.0.. Схемой функционального зонирования Генерального плана городского округа МО г. Новороссийск, утвержденного решением городской Думы МО г. Новороссийск от 22.11.2011 № 158, с изменениями от 21.07.2015 № 493, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0118018:2675 отнесен к зоне низкоплотной малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами. Регламентами Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск, утвержденными решением городской Думы от 23.12.2014 № 439, данный земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-1/А - зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства. Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования по классификатору - для ведения личного подсобного хозяйства, по документу: для ведения личного подсобного хозяйства. В пределах границ территориальной зоны Ж-1/А градостроительным регламентом установлены основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, к числу которых относятся : земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью ведения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы); земельные участки, предназначенные для размещения индивидуального жилого дома усадебного типа с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства; отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке. Вид разрешенного использования земельных участков «отдых (рекреация)» в основных видах разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Ж-1/А отсутствует. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В соответствии с п. 9 статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный регламент это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (на публичных слушаниях). При этом, согласно частям 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Частью 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Однако, данная норма регламентирует установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны. При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору этот вид не изменяется. Уполномоченный орган лишь дополнительно подтверждают юридический факт легальности прежнего вида разрешенного использования, не предусмотренного в федеральном классификаторе, но установленного ранее, до его вступления в силу. То есть прежний вид разрешенного использования не меняется, но уточняется. В нарушение вышеуказанных требований закона, администрацией муниципального образования г. Новороссийск земельному участку с кадастровым номером 23:47:0118018:2675, установлен вид разрешенного использования в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков - «отдых (рекреация)», код 5.0, отсутствующий в градостроительном регламенте данной территориальной зоны (основные и вспомогательные виды разрешенного использования). Просит восстановить срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 03.06.2016 г. № 4488 «Об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118018 :2675 по классификатору видов разрешенного использования земельных участков» ; признать незаконным и отменить постановление главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 03.06.2016 г. № 4488 «Об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118018:2675 по классификатору видов разрешенного использования земельных участков» ; в случае удовлетворения искового заявления, решение по делу направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по адресу: <...>.

В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении административных исковых требований.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска.

Выслушав показания представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Постановлением главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 03.06.2016 г. № 4488, земельному участку с кадастровым номером 23:47:0118018:2675 установлено соответствие вида разрешенного использования классификатору видов разрешенного использования земельных участков - «отдых (рекреация)», код 5.0..

Схемой функционального зонирования Генерального плана городского округа МО г. Новороссийск, утвержденного решением городской Думы МО г. Новороссийск от 22.11.2011 № 158, с изменениями от 21.07.2015 № 493, земельный участок с кадастровым номером 23:47:01 18018:2675 отнесен к зоне низкоплотной малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами.

Регламентами Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск, утвержденными решением городской Думы от 23.12.2014 № 439, данный земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-1/А - зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства.

Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования по классификатору - для ведения личного подсобного хозяйства, по документу: для ведения личного подсобного хозяйства.

В пределах границ территориальной зоны Ж-1/А градостроительным регламентом установлены основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, к числу которых относятся :

-земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью ведения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы);

-земельные участки, предназначенные для размещения индивидуального жилого дома усадебного типа с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства;

-отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке.

Вид разрешенного использования земельных участков «отдых (рекреация)» в основных видах разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Ж-1/А отсутствует.

Градостроительными регламентами указанной территориальной зоны такой вид разрешенного использования земельного участка как «отдых (рекреация)», не предусмотрен.

Частью 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный регламент это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (на публичных слушаниях).

При этом, согласно частям 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Частью 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Однако, данная норма регламентирует установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны.

Таким образом, законодатель разграничивает процедуру изменения разрешенного использования земельного участка и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору.

При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору этот вид не изменяется. Уполномоченный орган лишь дополнительно подтверждают юридический факт легальности прежнего вида разрешенного использования, не предусмотренного в федеральном классификаторе, но установленного ранее, до его вступления в силу.

То есть прежний вид разрешенного использования не меняется, но уточняется. Кроме того, п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» установлено, что в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.

Кроме того, согласно п. 2 письма Минэкономразвития России от 30.06.2015 № Д23и-3029 «О применении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», установление того или иного вида разрешенного использования зависит от вида территориальной зоны, принадлежности земельного участка к определенной категории земель и земельной политики органа местного самоуправления.

В нарушение вышеуказанных требований закона, администрацией муниципального образования г. Новороссийск земельному участку с кадастровым номером 23:47:0118018:2675, установлен вид разрешенного использования в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков - «отдых (рекреация)», код 5.0, отсутствующий в градостроительном регламенте данной территориальной зоны (основные и вспомогательные виды разрешенного использования).

Таким образом, постановление главы администрации муниципального образования г. Новороссийск 03.06.2016 г. № 4488 «Об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118018:2675 по классификатору видов разрешенного использования земельных участков», противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства и подлежит отмене.

При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.

Законодательство о градостроительной деятельности в соответствии со ст. 2 ГрК РФ, строится на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и др..

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов для обеспечения устойчивого развития территорий, обеспечения учета интересов граждан, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Указанные документы являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан.

Пунктом 1ч. 1 ст. 30 ГрК РФ, установлено, что в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки, подготовка проекта которых осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования (ст. 31 ГрК РФ).

Таким образом, необоснованное изменение вида разрешенного использования земельного участка без учета документов территориального планирования и градостроительного зонирования нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственного и иной деятельностью.

В данном случае, круг лиц, в отношении которых может быть нарушено право в сфере градостроительного и земельного законодательства, не может быть определен и конкретизирован в силу объективных обстоятельств, поскольку невозможно установить и предусмотреть перечень лиц, которые могут проживать и находиться на территории муниципального образования г. Новороссийск и в отношении которых может быть нарушено указанное право.

Изложенные обстоятельства, в соответствии со ст. 39 КАС РФ, предоставляют прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

Установлено, что на постановление главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 03.06.2016 № 4488 прокуратурой города 28.06.2016 г. принесен протест.

Письмом администрации МО г. Новороссийск от 15.07.2016 г. протест прокурора отклонен.

18.08.2016 г. прокурором в Октябрьский районный суд г. Новороссийска подано исковое заявление о признании незаконным и отмене постановления главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 03.06.2016 г. № 4488.

Определением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 15.09.2016 г., производство по исковому заявлению прокурора прекращено. 29.11.2016 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда определение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 15.09.2016 г., отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Новороссийска.

В связи с подачей прокурором искового заявления в суд о признании незаконным и отмене постановления главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 03.06.2016 г. № 4488, и принятии его судом к рассмотрению в указанном порядке, административное исковое заявление по аналогичным основаниям в установленный законом трехмесячный срок в суд не подавалось.

Определением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 15.02.2017 г., дело по иску прокурора вновь прекращено в соответствии со ст. 220 ГПК РФ, в виду того, что дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.

В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Суд считает, что данные обстоятельства, в соответствии с ч. 7 ст. 219 КАС РФ, являются уважительной причиной пропуска установленного законом срока подачи административного искового заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд :

решил :

Восстановить срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 03.06.2016 г. № 4488 «Об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118018 :2675 по классификатору видов разрешенного использования земельных участков».

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 03.06.2016 г. № 4488 «Об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118018:2675, по классификатору видов разрешенного использования земельных участков».

Копию решения направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (<...>).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новороссийска.

Судья Октябрьского

районного суда г. Новороссийска Есипко С.Н.

Решение изготовлено 14.04.17 г.