ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1106/2021 от 03.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-1106/2021

УИД 76RS0015-01-2021-001341-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2021 года г. Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе

председательствующего судьи Соколовой Н.А.,

при секретаре Повалихиной Н.К.,

с участием:

прокурора Ерохина Я.С.,

представителя заинтересованного лица Ждановой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля обратился в суд с административным иском, в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просил суд признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Управление Роскомнадзора по Ярославской области для включения доменнего имени указанного сайтав единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в целях противодействия мошеннической незаконной деятельности лиц, в ходе которой выявлен аккаунт <данные изъяты> в социальной сети «Инстаграм» на котором предлагается приобрести детскую одежду и с помощью которого совершаются мошеннические действия в отношении неопределенного круга лиц. Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием страницы и заказать детскую одежду может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствует. Сайт направлен на привлечение внимания к услугам по продаже детской одежды ООО «Юки-Кидс», зарегистрированного по адресу: <адрес>. Аккаунт насчитывает более 50 000 подписчиков социальной сети, число которых увеличивается ежедневно. Владельцем аккаунта <данные изъяты> является ООО «Юки-кидс», генеральный директор ФИО 1 17 марта 2021 года около 23 часов неустановленным лицом осуществлен взлом аккаунта ООО «Юки-кидс» в социальной сети «Инстаграмм» <данные изъяты> (<данные изъяты>), вследствие чего денежные средства от продажи товара с помощью данного аккаунта переведены покупателями неизвестному лицу, товар ими не получен. По состоянию на 16 апреля 2021 года сумма ущерба потерпевших составила 25 000 рублей и продолжает увеличиваться. Общество вынуждено возмещать клиентам выплаченные мошенникам денежные средства. Неустановленные лица требуют от генерального директора общества ФИО 1 выкуп за восстановление аккаунта. ФИО 1 в прокуратуру района подано заявление по факту осуществления мошеннических действий неустановленными лицами, которое для рассмотрения по существу и принятия решения направлено в ОМВД. Деятельность аккаунта после несанкционированного к нему доступа для совершения преступлений противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты прав граждан РФ на получение оплаченного товара в установленном законом порядке.

В судебном заседании заместитель прокурора Ерохин Я.С. доводы административного иска поддержал.

Представители административных ответчиков Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ООО «Юки-Кидс» Жданова К.В. доводы административного иска поддержала, указав, что у организации нет доступа к своей странице в социальной сети. от их имени продолжается продажа детской одежды, причиняется материальный ущерб гражданам и самой организации.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы по делу, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено судом, у ООО «Юки-Кидс» в социальной сети «Инстаграмм» имеется аккаунт <данные изъяты> (<данные изъяты>), который насчитывает более 50 000 подписчиков социальной сети. 17 марта 2021 года около 23 часов неустановленным лицом осуществлен взлом аккаунта ООО «Юки-кидс» в социальной сети «Инстаграмм», с указанной времени юридическое лицо не может пользоваться данной страницей. На странице общество осуществляло продажу детской одежды. От имени ООО «Юки-кидс» неустановленное лицо реализует товары, потребители за которые вносят предоплату. Техническая поддержка социальной сети «Инстаграмм» не принимает мер к блокировке аккаунта, возвращении его законному владельцу. Действиями неустановленных лиц причинен ущерб организации и физическим лицам. Самостоятельно ООО «Юки-Кидс» не может блокировать и закрыть страницу в социальной сети.

Таким образом, прокуратурой выявлен сайт <данные изъяты>, на котором совершаются мошеннические действия в отношении неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются, в том числе доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

Основаниями для включения в реестр сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, являются, в том числе решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Деятельность аккаунта после несанкционированного к нему доступа для совершения преступления противоречит целям и основам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты прав граждан Российской Федерации на получение оплаченного товара в установленном законом порядке.

Распространение информации на указанном сайте создает условия для совершения преступлений, денежные средства от продажи товаров поступают неизвестным лицам, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты прав граждан Российской Федерации на получение оплаченного товара в установленном законом порядке.

В силу ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

На основании ст. 265.5 КАС РФ решение суда по административному делу о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса.

Таким образом, распространение указанной выше информации запрещено. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

С учетом изложенного, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь с.ст.175-177, 265.1-265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Управление Роскомнадзора по Ярославской области для включения в «Единый реестр доменных имен», указателя страниц сайта <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Соколова