ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1107/19 от 21.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1107/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Яковлева К.А.

при секретаре судебного заседания Василюк В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 марта 2019 года административное дело № 2а-1107/19 по административному исковому заявлению Администрации г. Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Омска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование своих требований указала, что решением Центрального районного суда города Омска от 10.04.2012 по делу № 2-1419/2012 на Администрацию города Омска возложена обязанность произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31.12.2013 года в виде работ капитальному ремонту следующих элементов здания: трубопроводы холодной воды из газовых черных труб, задвижки и вентили из чугуна, водомерные узлы, вентили и пробковые краны из латуни, изоляции трубопровода, сеть дежурного освещения мест общего пользования с электроприборами, герметизированные панельные стыки, по холодному водоснабжению: водоразборные туалетные краны, задвижки и вентили из чугуна, водомерные узлы, по горячему водоснабжению: задвижки и вентили из чугуна, капитальный ремонт отмосток. В рамках исполнительного производства от 23.07.2018 № 19380/18/55007-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 11.10.2018 о взыскании исполнительского сбора с Администрации города Омска в пользу МРО УФССП России по Омской области в сумме 50 000 рублей. Согласно статье 15 БК РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. Утверждение бюджета города Омска и отчета о его выполнении относится к исключительной компетенции Омского городского Совета. Только после принятия бюджета города Омска он формируется и исполняется Администрацией города Омска в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время Администрацией города Омска составлен реестр судебных решений, в силу которых Администрация города Омска обязана выполнить капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Поскольку для исполнения решения необходимо соблюдение установленного законом порядка выделения денежных средств из бюджета на эти цели, выполнение ряда других мероприятий, то Администрация города Омска не имела возможности исполнить названное решение суда в сроки, установленные для добровольного исполнения решения суда. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора связано с отсутствием его вины в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Вынесенное решение Центрального районного суда города Омска от 10.04.2012 по делу № 2-1419/2012 невозможно было исполнить в срок для добровольного исполнения в связи с отсутствием денежных средств в бюджете города Омска.

Просит суд освободить Администрацию г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Представитель Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу положений ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Омска по делу № 2-1419/2012 от 10.04.2012 на Администрацию города Омска возложена обязанность произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31.12.2013 года в виде работ капитальному ремонту следующих элементов здания: трубопроводы холодной воды из газовых черных труб, задвижки и вентили из чугуна, водомерные узлы, вентили и пробковые краны из латуни, изоляции трубопровода, сеть дежурного освещения мест общего пользования с электроприборами, герметизированные панельные стыки, по холодному водоснабжению: водоразборные туалетные краны, задвижки и вентили из чугуна, водомерные узлы, по горячему водоснабжению: задвижки и вентили из чугуна, капитальный ремонт отмостков.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области на основании исполнительного листа № ФС 019998626 от 12.07.2018, выданного Центральным районным судом г. Омска, вынесено постановление в отношении должника Администрации г. Омска о возбуждении исполнительного производства № 19380/18/55007-ИП в пользу взыскателя К.З.С., предмет исполнения: обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31.12.2013 года в виде работ по капитальному ремонту следующих элементов здания: трубопроводы холодной воды из газовых черных труб, задвижки и вентили из чугуна, водомерные узлы, вентили и пробковые краны из латуни, изоляции трубопровода, сеть дежурного освещения мест общего пользования с электроприборами, герметизированные панельные стыки, по холодному водоснабжению: водоразборные туалетные краны, задвижки и вентили из чугуна, водомерные узлы, по горячему водоснабжению: задвижки и вентили из чугуна, капитальный ремонт отмостков. Срок для добровольного исполнения требований установлен - 5 дней с момента получения должником копии данного постановления.

В связи с неисполнением требований в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области от 11.10.2018 с Администрации г. Омска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей по указанному исполнительному производству.

Из представленных Администрацией г. Омска дополнительных письменных пояснений следует, что капитальный ремонт многоквартирных домов в целях исполнения судебных актов производится в соответствии с очередностью согласно реестру либо в рамках заключаемых мировых соглашений.

В настоящее время на исполнении Администрации города Омска находится 598 судебных актов об обязании выполнить капитальный ремонт многоквартирных домов.

На выполнение всего комплекса работ по капитальному ремонту указанных многоквартирных домов необходимо финансирование в размере 13,2 млрд. руб.

Невозможность своевременного исполнения судебных решений обусловлена значительным количеством судебных актов, потребностью в существенных объемах финансирования, невозможностью включения всего объема затрат на проведение капитального ремонта домов в бюджет города Омска на соответствующий финансовый год.

Расходы бюджета города Омска на исполнение судебных решений определяются исходя из установленных бюджетным законодательством требований к достоверности и сбалансированности бюджетов.

Кроме того, согласно письменным пояснениям административного истца, ежегодно в бюджете города Омска предусматриваются и Администрацией города Омска расходуются бюджетные средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов во исполнение судебных решений.

На 2018 год Решением Омского городского Совета от 06.12.2017 № 19 «О бюджете города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на капитальный ремонт многоквартирных домов во исполнение судебных решений в сумме 69 732 552,60 руб.

На 2019 год бюджетом г. Омска на цели капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено 71,0 млн. руб. В текущем году запланировано выполнение работ по капитальному ремонту 26 многоквартирных домов.

Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Согласно ст. 44 Устава города Омска, рассмотрение проекта бюджета города Омска, утверждение бюджета города Омска и внесение в него изменений осуществляется Омским городским Советом в соответствии с действующим законодательством. Составление проекта бюджета города Омска, исполнение бюджета города Омска осуществляется Администрацией города Омска в соответствии с действующим законодательством. Средства бюджета города Омска направляются на исполнение расходных обязательств муниципального образования город Омск.

По смыслу закона, исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом, наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенных положений федерального законодательства, разъяснений Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и считает возможным удовлетворить требование об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 19380/18/55007-ИП.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 19380/18/55007-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № 019998626, выданного Центральным районным судом города Омска по делу № 2-1419/2012.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.

Судья К.А. Яковлев

Мотивированное решение изготовлено 26.03.2019