дело № 2а-1107/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Карымское
Карымского р-на
Забайкальского края 24 декабря 2015 года
Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.,
с участием представителя административного ответчика: Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» (далее – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю), - ФИО1, подтвердившей наличие у неё высшего юридического образования и наделение её полномочиями на участие в судебном заседании,
представителя административных ответчиков: Управления Федеральной службы исполнений наказаний по Забайкальскому краю (далее – УФСИН России по Забайкальскому краю), Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), - ФИО2, подтвердившего наличие у него высшего юридического образования и наделение его полномочиями на участие в судебном заседании,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Гольц Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы аудиопротоколирования административное дело по административному исковому заявлению прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о возложении на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанности обеспечить осуждённых предметами вещевого довольствия в установленный срок, на УФСИН России по Забайкальскому краю – обязанности приобрести предметы вещевого довольствия для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, на ФСИН России – обязанности при недостаточности денежных средств профинансировать закупку предметов вещевого довольствия для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю,
установил:
прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края обратился в Карымский районный суд Забайкальского края с исковым заявлением к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в сфере материально-бытового обеспечения осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, в ходе которой установлено, что в нарушение требований части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» на складе колонии отсутствует в достаточном количестве бельё нательное тёплое (поступило на склад 400 комплектов, выдано 400 комплектов), брюки утеплённые (поступило на склад 200 пар, выдано 45 пар), пантолеты литьевые (поступило на склад 300 пар, выдано 300 пар), полуботинки летние (на склад не поступали и не выдавались), носки хлопчатобумажные (на склад не поступали и не выдавались). При этом лимит наполнения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю составляет <данные изъяты> осуждённых. Необеспечение вещевым довольствием нарушает права, свободы и законные интересы осуждённых на обеспечение одеждой по сезону с учётом климатических условий. Учитывая изложенное, просил возложить на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю брюками утеплёнными, пантолетами литьевыми, полуботинками летними, носками хлопчатобумажными, бельём нательным тёплым.
Определением от 25.11.2015 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Забайкальскому краю и ФСИН России.
18.12.2015 (соответствующее заявление поступило в суд 24.12.2015) прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края заявленные административные исковые требования дополнил, при этом просил возложить на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить всех осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, брюками утеплёнными, пантолетами литьевыми, полуботинками летними, носками хлопчатобумажными, бельём нательным тёплым, по нормам положенности, на УФСИН России по Забайкальскому краю – обязанность приобрести брюки утеплённые, пантолеты литьевые, полуботинки летние, носки хлопчатобумажные, бельё нательное тёплое для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, на ФСИН России – обязанность при недостаточности денежных средств профинансировать закупку брюк утеплённых, пантолет литьевых, полуботинок летних, носков хлопчатобумажных, белья нательного тёплого для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю.
Поскольку избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства, исковое заявление прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края подано в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, возникающих из административных правоотношений, при этом прокурор ссылается на наличие у административного ответчика определённых обязанностей и их неисполнение, спора о праве судом не усматривается, исковое заявление рассмотрено судом в порядке административного судопроизводства.
В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объёме, ссылаясь на то, что учредителем ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю является Российская Федерация, полномочия и функции учредителя учреждения осуществляет ФСИН России, обеспечение спецконтингента предметами вещевого довольствия производится не в полном объёме ввиду недостаточного финансирования; выдача предметов вещевого довольствия производится по мере их поступления и только после истечения сроков носки ранее выданных предметов; в 2014 году в ФКУ ИК-8 УФСИН России поступило 0 комплектов нательного белья тёплого, 5 пар брюк утеплённых, 0 пар пантолет литьевых, 0 пар носков хлопчатобумажных, 0 пар полуботинок летних, в 2015 году - 0 комплектов нательного белья тёплого, 150 пар брюк утеплённых, 300 пар пантолет литьевых, 100 пар носков хлопчатобумажных, 0 пар полуботинок летних; кроме того, запланировано перераспределение вещевого довольствия между исправительными учреждениями Забайкальского края.
В письменном отзыве на возражения процессуальный административный истец - прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края полагал возражения административного ответчика – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю основанными на неверном понимании закона, дополнительно указал на то, что факт необеспечения всех осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, предметами вещевого довольствия по нормам положенности нашёл своё подтверждение и в ходе проверки, проведённой совместно с прокурором Забайкальского края 22.12.2015.
Процессуальный административный истец – прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в своё отсутствие не просил. Участие процессуального административного истца – прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в судебном заседании в порядке пункта 12 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязательным судом не признано и в силу закона таковым не является, в связи с чем административное дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административного ответчика: ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, - ФИО1, представитель административных ответчиков: УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России, - ФИО2 заявленные административные исковые требования не признали.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика: ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, - ФИО1, представителя административных ответчиков: УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России, - ФИО2, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, определяя правовое положение осуждённых, устанавливает обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осуждённых одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 82).
Статьёй 99 УИК РФ предусмотрено материально-бытовое обеспечение осуждённых к лишению свободы. Согласно части 2 указанной статьи осуждённые обеспечиваются одеждой по сезону с учётом пола и климатических условий.
В соответствии с частью 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осуждённых устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы вещевого довольствия осуждённых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» утверждено положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с которым Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральному органу исполнительной власти, Министерство юстиции Российской Федерации приказом от 03.12.2013 № 216 утвердило нормы вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 1), нормы вещевого довольствия отбывающих наказание в виде лишения свободы женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребёнком, а также женщин, содержащихся в родильных отделениях при исправительных учреждениях или имеющих детей в домах ребёнка при исправительных учреждениях (приложение № 2), порядок обеспечения вещевым довольствием осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 3), описание предметов вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 4).
Нормирование вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы предполагает установление перечня наименований предметов вещевого довольствия, их количество, сроки носки.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 утверждены нормы вещевого довольствия семнадцати новых изделий, а также шестнадцати видов изделий, доработанных по конструкции и применяемым материалам.
Из содержания пункта 10 Порядка обеспечения вещевым довольствием осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, являющегося приложением № 3 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216, следует, что вновь введённые предметы одежды, обуви выдаются по мере их поступления после полного израсходования запасов аналогичных предметов вещевого имущества прежней конструкции.
Таким образом, поскольку утверждённые нормы вещевого довольствия предусматривают введение как новых изделий, так и изделий, доработанных по конструкции и применяемым материалам, положения пункта 10 Порядка обеспечения вещевым довольствием осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, являющегося приложением № 3 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216, не предполагают невыдачу осуждённым вновь введённых предметов одежды, не имеющих аналогов предметов вещевого довольствия прежней конструкции.
Как следует из справки ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю от 14.09.2015 № №, установленный для учреждения лимит наполнения составляет <данные изъяты> осуждённых, фактическое наполнение колонии составляет <данные изъяты> осуждённых.
В административном исковом заявлении прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края ссылается на нарушение прав осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю необеспечением такими предметами вещевого довольствия, как брюки утеплённые, пантолеты литьевые, полуботинки летние, носки хлопчатобумажные, бельё нательное тёплое.
При этом такие предметы вещевого довольствия, как носки хлопчатобумажные, полуботинки летние и пантолеты литьевые, как следует из Нормы № 1 вещевого довольствия осуждённых мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, утверждённой Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 (приложение № 1), относятся к числу впервые введённых предметов вещевого довольствия.
Вместе с тем, согласно справке ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю от 14.09.2015 № №, в 2014 и 2015 годах в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю поступило 300 пар пантолет литьевых, из которых выдано 300 пар, полуботинки летние не поступали и, соответственно, не выдавались. Сведений о поступлении в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю в 2014 году носков хлопчатобумажных, а также сведений о выдаче спорных предметов вещевого довольствия указанная справка не содержит.
В соответствии со справкой ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю от б/д о поступлении вещевого имущества в 2014 году носки хлопчатобумажные, полуботинки летние, пантолеты литьевые в 2014 году в учреждение не поступали.
В соответствии со справкой ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю от б/д о поступлении вещевого имущества в 2015 году в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю в 2015 году поступило 400 пар носков хлопчатобумажных, 300 пар пантолет литьевых. Сведений о поступлении в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю в 2015 году полуботинок летних, а также сведений о выдаче спорных предметов вещевого довольствия указанная справка не содержит.
При этом доказательств в подтверждение обеспечения всех осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю указанными предметами вещевого довольствия по нормам положенности административными ответчиками – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду не представлено.
Таким образом, учитывая непредставление административными ответчиками – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду указанных доказательств, принимая во внимание срок введения новых предметов вещевого довольствия (носков хлопчатобумажных, полуботинок летних и пантолет литьевых), а также фактическое наполнение ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, суд полагает факт необеспечения всего числа осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю указанными предметами вещевого довольствия по нормам положенности установленным.
Пунктом 13 Нормы № 1, утверждённой Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 (приложение № 1), закреплено требование об обеспечении осуждённых мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, брюками утеплёнными.
Исходя из описания брюк утеплённых, приведённого в Приложении № 4 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216, данный предмет вещевого довольствия не является впервые введённым, поскольку соответствует по своему описанию такому предмету вещевого довольствия, установленному Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.06.2005 № 85 «Об утверждении норм вещевого довольствия осуждённых и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», применяемому ранее, как брюки на утепляющей подкладке.
Как следует из справки ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю от б/д о поступлении вещевого имущества в 2014 году, в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю в 2014 году поступило 5 пар брюк утеплённых. Сведений о выдаче спорных предметов вещевого довольствия указанная справка не содержит.
Как следует из справки ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю от б/д о поступлении вещевого имущества в 2015 году, в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю в 2015 году поступило 150 пар брюк утеплённых. Сведений о выдаче спорных предметов вещевого довольствия указанная справка не содержит.
При этом доказательств в подтверждение обеспечения всех осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю брюками утеплёнными по нормам положенности административными ответчиками – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду не представлено.
Таким образом, учитывая непредставление административными ответчиками – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду указанных доказательств, принимая во внимание фактическое наполнение ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, сроки носки брюк утеплённых, суд полагает факт необеспечения всего числа осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю брюками утеплёнными по нормам положенности установленным.
Пунктом 8 Нормы № 1, утверждённой Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 (приложение № 1), закреплено требование об обеспечении осуждённых мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, бельём нательным тёплым.
Данный предмет вещевого довольствия не является впервые введённым, поскольку обеспечение осуждённых и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, бельём нательным тёплым было предусмотрено и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.06.2005 № 85 «Об утверждении норм вещевого довольствия осуждённых и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», применяемым ранее.
Как следует из справки ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю от 14.09.2015 № №, в 2014 и 2015 годах в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю поступило 400 комплектов белья нательного тёплого, из которых выдано 400 комплектов.
Указанные сведения в части поступления не соответствуют справкам ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю от б/д о поступлении вещевого имущества в 2014 и 2015 годах, согласно которым в 2014 году в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю бельё нательное тёплое не поступало, в 2015 году поступило 300 комплектов. Сведений о выдаче спорных предметов вещевого довольствия указанные справки не содержат.
При этом доказательств в подтверждение обеспечения всех осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю бельём нательным тёплым по нормам положенности административными ответчиками – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду не представлено.
Таким образом, учитывая непредставление административными ответчиками – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России суду указанных доказательств, принимая во внимание фактическое наполнение ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, сроки носки белья нательного тёплого, суд полагает факт необеспечения всего числа осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю бельём нательным тёплым по нормам положенности установленным.
При этом само по себе указание в пункте 10 Порядка обеспечения вещевым довольствием осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, являющегося приложением № 3 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216, на то, что вновь введённые предметы одежды, обуви выдаются по мере их поступления после полного израсходования запасов аналогичных предметов вещевого имущества прежней конструкции, не свидетельствует о том, что у исправительного учреждения отсутствует обязанность по обеспечению осуждённых предметами вещевого довольствия в случае их непоступления в исправительное учреждение, поскольку это противоречит пункту 2 указанного Порядка, согласно которому выдача вещевого довольствия вновь осуждённым осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение, и влечёт за собой нарушение прав осуждённых на обеспечение одеждой по сезону с учётом пола и климатических условий, закреплённого частью 2 статьи 99 УИК РФ.
Довод представителя административного ответчика: ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, - ФИО1 и представителя административных ответчиков: УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России, - ФИО2 о том, что необеспеченность всех осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю такими предметами вещевого довольствия, как брюки утеплённые, пантолеты литьевые, полуботинки летние, носки хлопчатобумажные и бельё нательное тёплое, по нормам положенности прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края не доказана, в связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований надлежит отказать, суд находит необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обращаясь в суд с требованиями о возложении обязанности обеспечить всех осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю предметами вещевого довольствия по нормам положенности, процессуальный административный истец - прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Забайкальского края, по сути, исходит из бездействия исправительного учреждения по исполнению возложенной на него обязанности по такому обеспечению.
При этом им указаны нормы, которым, по его мнению, такое бездействие противоречит.
Указывая на нарушение прав осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю на обеспечение предметами вещевого довольствия по нормам положенности или возможность такого нарушения, прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края исходит из представленных самим ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю в справке от 14.09.2015 № № сведений об обеспечении осуждённых вещевым довольствием и фактическом наполнении исправительного учреждения, а также из сообщения УФСИН России по Забайкальскому краю от 12.02.2015 № №, согласно которому факты - нарушения, выявленные прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, в части обеспечения осуждённых к лишению свободы вещевым довольствием ниже установленных норм частично нашли своё подтверждение и стали возможны ввиду недостаточного финансирования на обеспечение спецконтингента новыми видами вещевого довольствия, и представляет суду такие документы.
Кроме того, процессуальным административным истцом – прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края указано на то, что факт необеспечения всех осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, предметами вещевого довольствия по нормам положенности нашёл своё подтверждение и в ходе проверки, проведённой совместно с прокурором Забайкальского края 22.12.2015.
Административными ответчиками – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России, в свою очередь, доказательства в подтверждение отсутствия в их действиях (бездействии) нарушений прав осуждённых на обеспечение вещевым довольствием по нормам положенности суду не представлены.
Как следует из Устава ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю (далее – учреждение), являющегося приложением № 2 к Приказу ФСИН России от 25.03.2011 № №, учредителем учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет ФСИН России (пункт 1.2), учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казённым учреждением, некоммерческой организацией (пункт 1.6), при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (пункт 5.12).
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Неопределённый круг лиц предполагает, что круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены, не определён, данных лиц индивидуализировать невозможно.
Принимая во внимание характер рассматриваемого спора, невозможность определения на момент рассмотрения дела точного объёма фактического наполнения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю на момент исполнения решения суда и невозможность на момент рассмотрения дела идентификации каждого из осуждённых, которые поступят для отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю на момент исполнения решения суда, суд полагает прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края наделённым правом на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями.
При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая характер допущенного административным ответчиком – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю нарушения в части необеспечения такими предметами вещевого довольствия, как брюки утеплённые, пантолеты литьевые, носки хлопчатобумажные и бельё нательное тёплое, длительность такого нарушения, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения, суд полагает возможным согласиться с доводом административного истца – прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края об установлении срока для устранения допущенного нарушения – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок разумным и достаточным.
Вместе с тем, принимая во внимание установление Правилами ношения предметов вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, являющимися приложением № 6 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216, подразделения вещевого довольствия на летнюю и зимнюю форму одежды с отнесением полуботинок летних к летней форме одежды, правила исчисления летнего периода, установленные пунктами 1.1 и 1.3 указанных Правил, суд полагает разумным установление срока для устранения допущенного нарушения в части необеспечения таким предметом вещевого довольствия, как полуботинки летние, - в срок не позднее 30 апреля 2016 года или иного срока, установленного руководителем учреждения уголовно-исполнительной системы в зависимости от местных климатических условий, при установлении такого срока.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о возложении на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанности обеспечить осуждённых предметами вещевого довольствия в установленный срок, на УФСИН России по Забайкальскому краю – обязанности приобрести предметы вещевого довольствия для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, на ФСИН России – обязанности при недостаточности денежных средств профинансировать закупку предметов вещевого довольствия для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю удовлетворить.
В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц возложить на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить всех осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю брюками утеплёнными, пантолетами литьевыми, носками хлопчатобумажными, бельём нательным тёплым по нормам положенности.
В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц возложить на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность в срок не позднее 30 апреля 2016 года или иной срок, установленный руководителем учреждения уголовно-исполнительной системы в зависимости от местных климатических условий, при установлении такого срока, обеспечить всех осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю полуботинками летними по нормам положенности.
Возложить на УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность приобрести брюки утеплённые, пантолеты литьевые, носки хлопчатобумажные, бельё нательное тёплое, полуботинки летние для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю по нормам положенности.
Возложить на ФСИН России в случае недостаточности у УФСИН России по Забайкальскому краю денежных средств профинансировать приобретение брюк утеплённых, пантолет литьевых, носков хлопчатобумажных, белья нательного тёплого, полуботинок летних для обеспечения осуждённых ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю по нормам положенности.
Возложить на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность сообщить об исполнении решения суда в части обеспечения брюками утеплёнными, пантолетами литьевыми, носками хлопчатобумажными, бельём нательным тёплым в суд и лицу, которое явилось административным истцом, в срок не позднее десяти дней со дня вступления решения в законную силу и в части обеспечения полуботинками летними – в срок не позднее 15 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Кузнецова
Мотивированное решение суда составлено 28.12.2015.