Именем Российской Федерации
г.Тамбов 06 сентября 2021 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Шинкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 1108/2021 по административному иску ИФНС России по г.Тамбову к Моргуновой Анне Васильевне о взыскании земельного налога и пени по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г.Тамбову обратилась в суд с административным иском к Моргуновой А.В. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 555 руб. и пени по земельному налогу в сумме 106, 29 руб.
В обоснование требований указано, что Моргуновой А.В. направлены налоговые уведомления от 12.10.2016 № 73012533 на уплату земельного налога за 2015 год в сумме 1560, 81 руб. в срок до 01.12.2016 и от 23.10.2019 № 89244264 на уплату земельного налога за 2018 год в сумме 555 руб. в срок до 23.12.2019.
В связи с тем, что административный ответчик уклонялся от уплаты налога, ему начислены пени и в соответствии со ст.ст. 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации направлены требования от 21.09.2017 № 48965, 04.02.2020 № 19421.
В настоящее время за налогоплательщиком числится по требованию от 21.09.2017 № 48965 пени по земельному налогу в сумме 101, 43 руб. за период образования с 24.02.2017 по 20.09.2017; по требованию от 04.02.2020 № 19421 недоимка по земельному налогу в сумме 555 руб., пени по земельному налогу в сумме 4, 86 руб. за период образования с 24.12.2019 по 03.02.2020.
В судебном заседании представитель ИФНС России по Тамбовской области по доверенности Фокин И.В. требования поддержал, указав, что до настоящего времени спорная задолженность не погашена.
Моргунова А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть административный иск в ее отсутствие. В письменных возражениях указала, что недоимку 555 руб. и пени 4, 86 руб. она уплатила 04.03.2020, а по требованиям административного истца о взыскании пени 101, 43 руб. прошел срок исковой давности.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В Определении от 18.07.2017 № 1720-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Парушкина Алексея Викторовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71, п. "з"); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ст. 75, ч. 3). Формируя структуру налоговой системы Российской Федерации, федеральный законодатель при установлении конкретного налога самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога параметры его элементов, в том числе состав налогоплательщиков и объектов налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, а также порядок исчисления налога, обеспечивающий расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (в частности, при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом Налоговым кодексом Российской Федерации установлен срок, в пределах которого налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление - не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52).
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, преследует цель своевременного и безошибочного исполнения конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, принят федеральным законодателем в пределах его дискреционных полномочий и направлен на обеспечение прав налогоплательщиков, а не на их ограничение и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
В силу п. 1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст.391, п. 3 ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В соответствии с п. 4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из материалов дела следует, что Моргуновой А.В. направлены налоговые уведомления от 12.10.2016 № 73012533 на уплату земельного налога за 2015 год в сумме 1560, 81 руб. в срок до 01.12.2016 и от 23.10.2019 № 89244264 на уплату земельного налога за 218 год в сумме 555 руб. в срок до 23.12.2019.
В связи с тем, что административный ответчик уклонялся от уплаты налога, ему начислены пени и в соответствии со ст.ст. 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации направлены требования от 21.09.2017 № 48965, 04.02.2020 № 19421.
В настоящее время за налогоплательщиком числится по требованию от 21.09.2017 № 48965 пени по земельному налогу в сумме 101, 43 руб. за период образования с 24.02.2017 по 20.09.2017; по требованию от 04.02.2020 № 19421 недоимка по земельному налогу в сумме 555 руб., пени по земельному налогу в сумме 4, 86 руб. за период образования с 24.12.2019 по 03.02.2020.
Мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского района г.Тамбова на основании заявления ИФНС России по г.Тамбову вынесен судебный приказ от 14.01.2021 № 2а-636/2021 о взыскании с Моргуновой А.В. задолженности по уплате налога. Определением мирового судьи от 24.02.2021 указанный судебный приказ отменен.
11.05.2021, т.е в установленный законом срок ИФНС России по г.Тамбову обратилось в Ленинский районный суд г.Тамбова с настоящим административным исковым заявлением.
Моргуновой А.В. сумма задолженности по налогу и пени до настоящего времени не погашена.
На основании вышеизложенных норм закона, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Моргуновой А.В. заявленных налоговым органом сумм.
Доводы Моргуновой А.В. о том, что задолженность по земельному налогу в сумме 555 руб. и пени 4, 86 руб. она уплатила 04.03.2020, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Представленные Моргуновой А.В. чек - ордера от 04.03.2020 не содержат данных о том, что сумма оплачена именно за спорный период (земельный налог за 2018 год)
При таких данных налоговый орган правомерно учел данный платеж в счет уплаты налога за ранние периоды 2015 – 2016 гг.
При этом суд отмечает, что в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации по предложению налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
Моргунова А.В. не лишена возможности воспользоваться своим правом и обратиться в налоговый орган с таким заявлением.
Налоговым законодательством установлены специальные сроки обращения в суд, и как было указано выше, налоговым органом эти сроки соблюдены. В этой связи доводы Моргуновой А.В. об истечении срока исковой давности по требованию о взыскании пени 101, 43 руб. несостоятельны.
Статьей 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с Моргуновой А.В. подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов государственная пошлина в размере 400,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по г.Тамбову удовлетворить.
Взыскать с Моргуновой Анны Васильевны, проживающей по адресу: *** доход бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов задолженность по земельному налогу размере 555 руб. и пени по земельному налогу в сумме 106, 29 руб.
Взыскать с Моргуновой Анны Васильевны государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов в сумме 400,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 06.09.2021
Судья Е.С. Воронцова