ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1109/2023 от 01.12.2023 Вельского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-1109/2023

29RS0001-01-2023-001451-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2023 года г. Вельск

Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Смоленской Ю.А.,

при секретаре Власовой Ю.Н.,

с участием прокурора Кононова В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вельская энергетическая компания» к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о признании постановления недействующим,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Вельская энергетическая компания» (далее - ООО «ВЭК») обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о признании недействующим постановления администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области от 14 июня 2023 года № 210 «Об утверждении актуализированной «Схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» до 2035 (на 2023 год)», обосновывая требования тем, что решением Вельского районного суда Архангельской области по делу № 2а-239/2023 от 15 мая 2023 года по административному делу по административному иску ООО «Вельская тепловая компания» к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области было признано недействующим полностью с момента его издания постановление администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области № 665 от 30 декабря 2022 года «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское». Оспариваемый нормативно-правовой акт был принят в текущем 2023 году, в то время как законом не предусмотрен порядок актуализации схемы теплоснабжения в текущем году. Принятие оспариваемого нормативного акта противоречит пп. 26, 37-39 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154, из содержания которых следует, что глава местной администрации городского поселения утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 настоящих Требований, т.е. не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения. Кроме того, утверждению актуализированной схемы теплоснабжения должна предшествовать новая (собственная) процедура актуализации схемы теплоснабжения, использование процедуры, проведенной в 2022 году недопустимо. Также административный истец указывает на то, что оспариваемым постановлением нарушаются его права и интересы, в частности после утверждения актуализированной схемы теплоснабжения, объекты теплоснабжения (котельные РМЗ и «Терапии»), принадлежащие административному истцу, были выведены из системы теплоснабжения г. Вельска, в связи с чем, снизилась их рыночная стоимость, а также это привело к невозможности продолжать административным истцом свою экономическую, финансовую деятельность и извлекать из этого прибыль, что ущемляет интересы кредиторов истца в деле о его банкротстве.

Определением Вельского районного суда Архангельской области от 30 октября 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «ГТ Энерго».

Представитель административного истца ООО «ВЭК» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела административный истец извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия.

Представитель административного ответчика администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области по доверенности Зачепа Т.В. возражала относительно удовлетворения административных исковых требований, указав, что оспариваемое постановление не противоречит нормам действующего законодательства, оно могло быть принято по итогам уже проведенной процедуры рассмотрения в 2022 году и утверждения проекта актуализированной на 2023 год схемы теплоснабжения, это законом не запрещено, считает, что административным истцом не доказан факт нарушения оспариваемым постановлением его прав и законных интересов.

Представитель заинтересованного лица АО «ГТ Энерго» по доверенности Кузнецова Т.Н. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему.

В соответствии со ст.ст. 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело без участия представителя административного истца.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Как указано в частях 7 и 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме. В частности, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 23 Закона № 190-ФЗ развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий. Развитие системы теплоснабжения поселений осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского поселения.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона № 190-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», утверждены требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее – Требования).

Как указано в п. 2 Требований (I), проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.

Согласно п. 20 Требований (I) обеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляется органами местного самоуправления путем сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний.

В силу п. 21 Требований для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта.

Согласно п. 22 Требований (I), публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) начинаются не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока сбора замечаний и предложений. Срок проведения публичных слушаний не может быть более 30 календарных дней.

В соответствии с пп. «а» п. 23 Требований (I), процедура проведения публичных слушаний органами местного самоуправления состоит, в том числе из размещения на официальном сайте уведомления о проведении публичных слушаний в срок не менее чем за 7 календарных дней до дня их начала. Указанное уведомление должно содержать информацию о дате, времени и месте проведения собрания участников публичных слушаний. При проведении публичных слушаний должно быть обеспечено обязательное извещение в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указанных в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения).

Пунктом 26 Требований (I) установлено, что схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тысяч человек утверждается главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа.

Согласно ст. 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты (п. 3 ч. 4 ст. 36 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 43 Закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно пунктам 3 и 6 ст. 6.1 Устава городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области, утвержденного решением XII внеочередной сессии Совета депутатов МО «Вельское» от 10 декабря 2013 года № 105 (далее – Устав), муниципальные нормативные правовые акты Вельского городского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Вельское городское поселение, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация первого текста в газете «Наш Вельск».

В соответствии с п. 3 ст. 5 Устава правом издавать муниципальные нормативные правовые акты Вельского городского поселения наделяются: Совет депутатов Вельского городского поселения - в форме решений; глава Вельского городского поселения – в форме постановлений главы Вельского городского поселения и постановлений администрации Вельского городского поселения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, 30 декабря 2022 года постановлением администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области № 665 была утверждена актуализированная схема теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год).

Вступившим в законную силу решением Вельского районного суда Архангельской области по делу № 2а-239/2023 от 15 мая 2023 года по административному исковому заявлению ООО «Вельская тепловая компания» постановление администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области от 30 декабря 2022 года № 665 была «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год) признано недействующим полностью с момента его принятия.

14 июня 2023 года администрацией городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области было принято постановление за № 210 «Об утверждении актуализированной «Схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год)».

Постановление опубликовано в газете «Наш Вельск», в номере 6(136) от 16 июня 2023 года на странице 23.

Таким образом, оспариваемое постановление было принято в соответствии с Законом № 131-ФЗ, Законом № 190-ФЗ, Требованиями, Уставом, оно опубликовано на официальном сайте администрации.

Актуализация схемы теплоснабжения на 2023 год и само оспариваемое постановление с приложением, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, в частности решение о присвоении (сохранении) статуса единой теплоснабжающей организации. При этом, постановление принято органом местного самоуправления, процедура принятия правовых актов такого рода установлена действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу и это согласуется с разъяснениями п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановления Пленума), что оспариваемое постановление № 210 от 14 июня 2023 года отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, издано управомоченным органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение в течение регулируемого периода, издано в соответствии с Уставом городского поселения «Вельское» в форме постановления, опубликовано в средствах массовой информации, и вступило в силу.

При этом, разрешая спор, суд соглашается с позицией административного истца, что постановление принято с нарушением закона.

Признание постановления недействующим в полном объёме ранее требует принятия нового правового акта, в случае, если он необходим в дальнейшем, в рамках компетенции, предусмотренной статьями 14, 17 Закона № 131-ФЗ, то есть администрация должна была принять меры к разработке новой актуализированной схемы теплоснабжения на соответствующий год с соблюдением предусмотренной законом процедуры, этому должна была предшествовать новая (собственная) процедура актуализации схемы теплоснабжения, использование процедуры, проведенной в 2022 году недопустимо.

Между тем, судом установлено и это было подтверждено в судебном заседании лицами, участвующими в деле, что административный ответчик после вступления в законную силу решения Вельского районного суда Архангельской области от 15 мая 2023 по делу № 2а-239/2023, отменив постановление № 665 от 30 декабря 2022 года, ограничился лишь принятием оспариваемого акта, использовав процедуру, проведенную в 2022 году, не проводя предусмотренные законом мероприятия вновь.

Однако, в силу п. 36 Требований (I) схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.

Согласно п. 37 Требований (I) уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.

В соответствии с п. 38 Требований (I) не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, в установленном порядке: а) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения; б) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, руководитель органа исполнительной власти города федерального значения направляет для утверждения в уполномоченный федеральный орган проект актуализированной схемы теплоснабжения на бумажном носителе и в электронной форме, а также итоговый документ (протокол) публичных слушаний по указанному проекту.

Из п. 39 Требований (I) следует, что уведомление о начале разработки проекта схемы теплоснабжения в случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящего документа, утверждение или направление проекта схемы теплоснабжения, разработанного в указанных случаях, в уполномоченный федеральный орган для утверждения осуществляется в сроки, установленные пунктами 37 и 38 настоящего документа.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрация после вступления в законную силу решения суда по делу № 2а-239/2023 фактически не имела возможности актуализировать схему теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год) с соблюдением порядка и сроков, установленных пунктами 37-39 Требований, учитывая, что иной порядок законодательством не установлен.

Согласно п. 29 Постановления Пленума при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого постановления администрации от 14 июня 2023 года № 210 «Об утверждении актуализированной «Схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год)» административным ответчиком была нарушена процедура его принятия.

Приведенные административным ответчиком и заинтересованным лицом доводы в обоснование возражений относительно заявленных ООО «Вельская энергетическая компания» требований судом отклоняются, они основаны на неверном толковании закона.

Согласно п. 40 Постановления Пленума следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем, должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Согласно ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения; 3) сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 настоящего Кодекса. Решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 настоящего Кодекса.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию не действующим полностью с момента его принятия; сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании в газете «Наш Вельск».

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области, как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Вельская энергетическая компания» к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области - удовлетворить.

Признать постановление администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области от 14 июня 2023 года № 210 «Об утверждении актуализированной «Схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год)» не действующим полностью с момента его принятия.

Возложить на администрацию городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области обязанность опубликовать сообщение о состоявшемся решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании в газете «Наш Вельск».

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий подпись Ю.А. Смоленская