ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-110/19 от 09.04.2019 Севастопольского гарнизонного военного суда (город Севастополь)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

9 апреля 2019 г. г. Севастополь

Севастопольский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – заместителя председателя суда Пагеева К.В., при секретаре судебного заседания Льдоковой О.Н., без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-110/2019 по административному исковому заявлению командира войсковой части (номер) о признании незаконным акта Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту),

установил:

командир войсковой части (номер) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным акт выездной проверки от 13 декабря 2018 г. (номер) по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «91 финансово-экономическая служба» (далее-91 ФЭС), составленный Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) (далее - МУВФКА), в части указания на причинение государству ущерба о необоснованной выплатой денежного довольствия военнослужащим войсковой части (номер), а именно ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями (далее – надбавка за руководство) в сумме 42 456 руб. и обязать начальника МУВФКА исключить названные сведения из акта и справки к нему.

В обоснование административного иска в административном исковом заявлении указано, что если одна из совмещенных должностей указана в действовавшем до 21 ноября 2016 г. Приложении № 9 к Порядку, утвержденному приказом Минобороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700, то за исполнение обязанностей по этой должности подлежало выплачивать надбавку в размере 20 процентов должностного оклада. Соответствующие разъяснения также даны Министром обороны Российской Федерации в приказе от 18 октября 2016 года № 675. В данном случае, военнослужащие по должностям «старшина команды - старший баталер» и «старшина команды - старший боцман» в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года №1495 исполняли обязанности по военной службе в большем размере, кроме обязанностей старшины команды, также исполняли обязанности старшего баталера и старшего боцмана, в связи с чем, им положена надбавка в размере 20 процентов.

Представитель административного ответчика ФИО3 в представленных возражениях просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, в обоснование этого указал, что в нарушение требований подпункта «е» пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих и приложения № 9 к Порядку (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 391), определяющего размер ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, производилась выплата надбавки в завышенных размерах (20 процентов вместо 5 процентов от оклада по воинской должности) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при замещении ими воинских должностей, непоименованных в Приложении № 9 к Порядку. В связи с чем, военнослужащим была установлена неположенная дополнительная выплата, что привело к излишним денежным выплатам, и по смыслу ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» является реальным ущербом.

Надлежаще извещенный командир войсковой части (номер), представитель начальника 91 ФЭС ФИО4, представитель МУВФКА ФИО3 в судебное заседание не прибыли, в связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела без их участия.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.

В период с 20 ноября по 13 декабря 2018 г. контрольной группой МУВФКА проведена выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности 91 ФЭС за период с 1 декабря 2015 г. по 31 октября 2018 г. и по ее результатам составлен акт от 13 декабря 2018 г. № (номер), в котором указаны как неположенные произведенные выплаты двум военнослужащим войсковой части (номер) (ФИО1 и ФИО2) – за исполнение обязанностей на должности, связанной с руководством подразделениями.

В частности, в акте указано, что в нарушение подпункта «е» пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и Приложения № 9 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ (в редакции приказа МО РФ от 2 июня 2014 г. № 391), определяющего размер ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями (далее - надбавка), производилась выплата надбавки в завышенных размерах (20 процентов вместо 5 процентов от оклада по воинской должности) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при замещении ими воинской должности, непоименованной в Приложении № 9 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ. Неположенная выплата надбавки за период с 1 декабря 2015 г. по 20 ноября 2016 г. военнослужащим войсковой части (номер) произведена в размере 42 456,00 руб. (за вычетом НДФЛ - 6 344,00 руб.).

Данная сумма отражена в п. 4.1 раздела 4 оспариваемого акта МУВФКА в качестве неположенных выплат денежного довольствия и прочих выплат, то есть как повлекшие причинение ущерба государству.

Не соглашаясь с этим, начальником 91 ФЭС поданы возражения, которые были отклонены комиссией МУВФКА, о чем составлен протокол от 27 декабря 2018 г. № 66/18.

Данные обстоятельства усматриваются из исследованных в судебном заседании копий выписок из приказов командира войсковой части (номер) от 1 декабря 2015 г. № 268, от 30 января 2016 г. № 22, от 24 декабря 2018 г. № 780, от 15 января 2019 г. № 13, копии из штата № 61/149, заключения по материалам административного расследования от 15 января 2019 г.

Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 18 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.

В соответствии с п. 3 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1073, выплата надбавки производится военнослужащим, занимающим воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, по перечню, утверждаемому государственным органом.

Подпунктом «е» п. 53 Порядка (в редакции, действовавшей до 21 ноября 2016 г.) было установлено, что надбавка за особые условия военной службы в размере до 20 процентов оклада по воинской должности выплачивается военнослужащим, занимающим воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. При этом размер надбавки устанавливался в соответствии с приложением № 9 к указанному Порядку.

Согласно приложению № 9 к Порядку воинские должности «старшина команды-старший баталер» и «старшина команды – старший боцман» в нем прямо не указаны как должности за исполнение обязанностей по которым устанавливается надбавка в размере 20 процентов оклада по воинской должности. При этом для иных воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, предусмотрена надбавка в размере 5 процентов оклада по воинской должности. Особых оговорок по данным воинским должностям Порядок не содержал.

Как видно из разъяснений заместителя директора Департамента бюджетного планирования Минобороны РФ от 14 ноября 2014 г. № 180/4/10858 заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 2 апреля 2015 г. №182/2/2050, директора последнего Департамента от 8 апреля 2015 г. № 182/2/2050 в случаях, когда штатами воинских частей предусмотрены совмещенные наименования воинских должностей, которые не поименованы в приложении № 9 к Порядку, например «заместитель командира взвода – командир отделения» ежемесячная надбавка за особые условия военной службы выплачивается в размере 5 процентов оклада по воинской должности.

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку в Приложении № 9 Порядка воинские должности с совмещенными наименованиями «старшина команды-старший баталер» и «старшина команды – старший боцман» не поименованы, как должности, надбавка по которым установлена в размере 20 процентов оклада по воинской должности, и особых оговорок по данным должностям Порядок не содержит, то данные должности могут быть отнесены только к иным воинским должностям руководителей, командиров воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также воинским должностям, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. Размер вышеуказанной ежемесячной надбавки по этим воинским должностям составляет 5 процентов оклада по воинской должности.

При таких обстоятельствах следует признать обоснованным указание в Акте сведений о нарушение порядка производства двоим военнослужащим войсковой части (номер) дополнительной выплаты – надбавки за руководство подразделениями по совмещенным воинским должностям «старшина команды – старший баталер» и «старшина команды – старший боцман» в размере 20 процентов оклада по воинской должности, в размере 42 456 руб.

Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении требований о признании незаконным акта выездной проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) от 13 декабря 2018 г. (номер) в части указания на причинение государству ущерба на сумму в сумме 42 456 руб. неположенными выплатами ежемесячной надбавки за особые условия военной службы на воинской должности, исполнение которой связано с руководством подразделениями, военнослужащим войсковой части (номер) - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий К.В. Пагеев