ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-110/20 от 09.01.2019 Горячеключевской городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-110/2020

91RS0009-01-2019-001441-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Горячий Ключ 11 февраля 2020 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего Попова В.А.,

при секретаре Максимовой О.В.,

с участием представителя административного истца Малофеевой Л.А.,

административного ответчика Родченко А.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ростовской таможни к Родченко Александру Юрьевичу о взыскании таможенных платежей и пени,

УСТАНОВИЛ:

Ростовская таможня обратилась в суд с административным иском к Родченко А.Ю. о взыскании таможенных платежей в размере 663 555 руб. 19 коп. и пени в размере 97 079 руб. 97 коп., а всего 760 635 руб. 16 коп.

Требования административного иска мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ гражданином Украины Родченко А.Ю. через таможенный пост МАПП Новошахтинск Ростовской таможни перемещено на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортное средство марки «MERSEDES-BENZ E220», рег. номе𠹫...», VIN: №«...», №«...» года выпуска. На указанное транспортное средство был оформлен временный ввоз по ПТД №«...» сроком до ДД.ММ.ГГГГ Родченко А.Ю. не обеспечил своевременное выполнение указанных требований таможенного законодательства, транспортное средство марки «MERSEDES-BENZ E220», рег. номе𠹫...», VIN: №«...», №«...» года выпуска, не вывезено в установленный срок с территории Союза. Вместе с тем, таможенные платежи, до настоящего времени не уплачены. Согласно пункту 12 Приложения 5 к Соглашению единая ставка пошлины за транспортное средство 1998 года выпуска, объемом двигателя 2155 куб. см, составляет 4,8 евро за 1 куб. см объема двигателя, в связи с чем, размер таможенных платежей, подлежащих уплате Родченко А.Ю., составляет 663 555 руб. 19 коп. Кроме того, в связи с неоплатой в установленный срок таможенных платежей в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию пеня, размер которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 97 079 руб. 97 коп. Ростовской таможней административному ответчику направлено уведомление о неуплаченных в установленных срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени №«...» от ДД.ММ.ГГГГ по всем имеющимся адресам. Определением мирового судьи судебного участка №«...» Евпаторийского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, отменен судебный приказ №«...» от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Ростовской таможни к Родченко А.Ю. о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей.

Представитель административного истца Ростовской таможни – Малофеева Л.А. в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, административный иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что временный ввоз автомобиля марки «MERSEDES-BENZ E220», рег. номе𠹫...», VIN: №«...», №«...» года выпуска, осуществлен Родченко А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ по ПТД №«...» сроком до ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени, транспортное средство не вывезено. Представленные письменные возражения поддержала.

Административный ответчик Родченко А.Ю. в судебном заседании доводы, изложенные в письменных возражениях поддержал, просил в удовлетворении административного иска, отказать в полном объёме.

Суд, выслушав мнение явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.1 ст.34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате таможенных платежей в судебном порядке регламентированы ст.48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

С 01 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Пунктом 1 ст.444 «Общих переходных положений» ТК ЕАЭС предусмотрено, что положения данного кодекса применяются к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

Учитывая, что рассматриваемые правоотношения имели место до вступления в силу ТК ЕАЭС, то при разрешении настоящего спора следует руководствоваться положениями ранее действовавшего Таможенного кодекса Таможенного союза.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ гражданином Украины Родченко А.Ю. через таможенный пост МАПП Новошахтинск Ростовской таможни перемещено на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортное средство марки «MERSEDES-BENZ E220», рег. номе𠹫...», VIN: №«...», №«...» года выпуска.

На указанное транспортное средство оформлен временный ввоз по ПТД №«...» сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

П.5 ст.358 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего на дату ввоза Родченко А.Ю. транспортного средства) предусмотрено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Пунктом 1 статьи 457 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование и (или) выпуск которых осуществлены без помещения под таможенные процедуры до вступления ТК ЕАЭС в силу и которые находятся под таможенным контролем на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, с даты вступления в силу ТК ЕАЭС подлежат соблюдению условия, установленные для использования таких категорий товаров, предусмотренные ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 5 статьи 268 ТК ЕАЭС в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 ТК ЕАЭС.

Согласно подпункта 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза, день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на Таможенной территории Союза, считается сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении таких транспортных средств.

Таким образом, обязанность по уплате таможенных платежей не является видом юридической ответственности за таможенное правонарушение, имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу и прекращается в связи с вывозом транспортного средства до истечения срока временного ввоза.

В судебном заседании установлено, что Родченко А.Ю. не обеспечил своевременное выполнение указанных требований таможенного законодательства, транспортное средство «MERSEDES-BENZ E220», рег. номе𠹫...», VIN: №«...», №«...» года выпуска, не вывезено в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ с территории Таможенного союза.

В соответствии сост. 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Статьей 50 действующего ТК ЕАЭС установлено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в настоящее время регулируются Федеральным законом от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

До принятия указанного закона порядок взыскания таможенных платежей определял Федеральный закон от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Так, согласно ч. 2ст. 150 Федерального закона№ 311-ФЗ от 27.11.2010 года, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона (часть 3ст. 150 Закона).

Положениями действующего с 03.08.2018 года Федерального закона № 289-ФЗ, отраженными в ст. 71 Закона определено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных настоящим Федеральным законом, такое взыскание не было произведено (ч. 4). Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона (ч. 5). Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также, если плательщиком является таможенный орган (ч. 6).

Материалами дела установлено, что административным истцом в адрес административного ответчика 30.10.2018 г. было направлено требование об уплате таможенных платежей №«...», которое до настоящего времени, не исполнено.

Вынесенный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с Родченко А.Ю. в пользу Ростовской таможни таможенных платежей и пени, определением мирового судьи судебного участка №«...» Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) от ДД.ММ.ГГГГ был отменен на основании поступивших от должника возражений.

Как следует из п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела усматривается, что административным истцом не пропущен срок подачи административного искового заявления.

Подпунктом 1 пункта 5 статьи 14 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18.06.2010 г. предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза.

Согласно пункту 12 Приложения 5 к Соглашению единая ставка пошлины за транспортное средство 1998 года выпуска с объемом двигателя 2155 куб. см составляет 4,8 евро за 1 куб. см объема двигателя, в связи с чем, размер таможенных платежей, подлежащих уплате Родченко А.Ю., составляет 663 555 руб. 19 коп.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить соответствующую пеню. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно п. 2 ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311« О таможенном регулировании в РФ», действующего до 03.09.2018 г., пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ с административного ответчика подлежит взысканию пеня, размер которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 97 079 руб. 97 коп.

Учитывая, что таможенным органом выполнена обязанность по определению таможенных пошлин с применением установленных законом ставок, соблюден порядок выставления плательщику требования об уплате таможенных платежей и пени, предусмотренные действующим законодательством, а также то, что плательщиком Родченко А.Ю. возложенная на него Конституцией Российской Федерации обязанность своевременно уплатить установленные законом налоги и сборы не исполнена, суд приходит к выводу о взыскании с Родченко А.Ю. таможенных платежей в сумме 663 555 руб. 19 коп. и пени в сумме 97 079 руб. 97 коп.

Из материалов дела следует, что административный ответчик не совершил иные действия, направленные на декларирование транспортного средства с целью выпуска в свободное обращение или его помещения под иные таможенные процедуры, а также не обращался в таможенный орган для продления срока временного ввоза автомобиля, не заявлял об угоне транспортного средства либо о наличии иных обстоятельств безвозвратной утраты транспортного средства. Надлежащие и допустимые доказательства, опровергающие указанный вывод, суду не представлены.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Родченко А.Ю. не вывез в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ с территории Евразийского экономического союза временно ввезенное транспортное средство автомобиль марки «MERSEDES-BENZ E220», рег. номе𠹫...», VIN: №«...», №«...» года выпуска, а также не уплатил таможенные платежи и пени, при этом Ростовская таможня выполнила свои обязанности по уведомлению налогоплательщика об уплате таможенного платежа и пени, предусмотренные Таможенным законодательством, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных административным истцом требований.

Размер таможенных платежей и исчисленных таможенным органом пени отражен в представленном суду расчете, который является математически верным, соответствует действующему законодательству и произведен исходя из объема двигателя принадлежащего административному ответчику транспортного средства, действовавших ставок и курса евро.

Рассматривая довод административного ответчика об изъятии автомобиля марки «MERSEDES-BENZ E220» и свидетельства о регистрации указанного транспортного средства, сотрудниками МО МВД России «Сакский», суд его отклоняет, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ исх. №«...» Ростовской таможней направлен запрос начальнику МО МВД России «Сакский» по изъятию у Родченко А.Ю. автомобиля марки «MERSEDES-BENZ E220».

ДД.ММ.ГГГГ исх. №«...» Врио начальника Межмуниципального отдела МВД России «Сакский» был дан ответ, согласно которого, в ходе дознания было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России «Сакский» от инспектора ДПС взвода №«...» Специальной роты ДПС ГИБДД по ОББ ПАСН МВД по Республике Крым, поступило сообщение о том, что было выявлено свидетельство о регистрации транспортного средства Республики Украины серии №«...»№«...» на автомобиль марки «MERSEDES-BENZ E220» на имя Родченко Александра Юрьевича, с признаками подделки. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения осмотра места происшествия, свидетельство о регистрации транспортного средства Республики Украины серии №«...»№«...» на автомобиль марки «MERSEDES-BENZ E220» на имя Родченко Александра Юрьевича, было изъято, которое согласно заключения эксперта №«...» от ДД.ММ.ГГГГ – не соответствует установленному образцу бланка свидетельства о регистрации транспортного средства Украины; выполнено способом плоской печати. Автомобиль марки «MERSEDES-BENZ E220» в рамках уголовного дела не изымался, и не задерживался. В материалах уголовного дела отсутствуют сведения о месте хранения автомобиля марки «MERSEDES-BENZ E220». В настоящее время свидетельство о регистрации транспортного средства Республики Украины серии №«...»№«...» на автомобиль марки «MERSEDES-BENZ E220» на имя Родченко Александра Юрьевича, не возвращено, так как в соответствии со ст.81 УПК РФ, данное свидетельство о регистрации признано и приобщено к уголовному делу в качестве вещественного доказательства и в настоящее время хранится в материалах уголовного дела.

Таким образом, суд считает, что законных оснований для приостановления срока временного ввоза транспортного средства, временно ввезенного, у административного ответчика, не имеется.

Довод административного ответчика о разукомплектованности автомобиля, судом также подлежат отклонению, поскольку ответственность о сохранности автомобиля в неизменном состоянии во время его временного ввоза возложена на лицо, осуществившее такой ввоз. Кроме этого, как было указано выше, в рамках уголовного дела автомобиль марки «MERSEDES-BENZ E220» не изымался, и не задерживался, сведения о месте хранения автомобиля, отсутствуют.

Довод Родченко А.Ю. о том, что у него не было умысла не вывозить автомобиль за пределы территории таможенного Союза, о сложившейся ситуации сотрудникам таможни было известно, поскольку он неоднократно обращался на горячую линию по вопросу разрешения данной ситуации, сам лично приезжал в МАПП Новошахтинск Ростовской таможни, где сотрудники административного органа, уверяли его в том, что он сможет вывезти автомобиль только после принятия окончательного процессуального решения по уголовному делу, носит голословный характер, доказательств обратного, суду не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 10 806 руб. 35 коп.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ростовской таможни к Родченко Александру Юрьевичу о взыскании таможенных платежей и пени, - удовлетворить.

Взыскать с Родченко Александра Юрьевича в пользу Ростовской таможни задолженность по уплате таможенных платежей в сумме 663 555 руб. 19 коп., пеню в сумме 97 079 руб. 97 коп., всего 760 635 руб. 16 коп.

Взыскать с Родченко Александра Юрьевича в доход государства государственную пошлину в размере 10 806 руб. 35 коп.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий