ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-110/20 от 22.05.2020 Конаковского городского суда (Тверская область)

административное дело № 2а-110/2020

69RS0014-02-2019-002913-46

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2020 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Чистяковой Н.А.,

с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №9 по Тверской области к Агаркову С.О. о взыскании начисленных пеней на недоимку по страховым взносами и по единому социальному налогу,

установил:

Межрайонная ИФНС России №9 по Тверской области обратилась в суд с административным иском, в котором просит взыскать с Агаркова С.О. задолженность по страховым взносам - на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере пени - 13 руб. 90 коп., - на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере пени - 404 руб. 24 коп., и по ЕСН в размере пени - 8821 руб. 09 коп., всего в сумме - 9239 руб. 23 коп., и обратить на административного ответчика уплату судебных расходов.

В обоснование иска указано, что в соответствии с п. 3 ст. 228. п. 1 ст. 229 НК РФ ответчиком Агарковым С.О. (далее - должник) ИНН в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тверской области была представлена налоговая декларация по единому социальному налогу (далее - ЕСН). На основании п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная по представленной налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Агаркову С.О. в связи с несвоевременной уплатой недоимки были начислены пени в размере - 8 821 руб. 09 коп. Налоговая инспекция предложила ответчику направленным в адрес налогоплательщика требованием №8875 по состоянию на 27.09.2018 в срок исполнения до 17.10.2018 года, числящуюся задолженность по ЕСН погасить. На сегодняшний день требования по уплате налога должником не исполнены. Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области в связи с передачей с 01.01.2017 в ведение ФНС России полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование обращается в суд с настоящим административным исковым заявлением по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

За Агарковым С.О. имеется задолженность по страховым взносам:

- на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии размере пени - 13 руб. 90 коп.,

- на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере пени - 404 руб. 24 коп.,

всего в сумме - 418 руб. 14 коп., что подтверждается направленным в адрес должника требованием об уплате задолженности по пени по страховым взносам № 8875 по состоянию на 27.0.2018 в срок исполнения 17.10.2018 года.

Требование в установленный срок должником не исполнено, задолженность по страховым взносам в настоящее время не погашена.

Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области направляла мировому судье судебного участка № 3 Конаковского района Тверской области заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с должника задолженности по пени по страховым взносам и ЕСН. В отношении взыскиваемой Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области в судебном порядке с Агаркова С.О. задолженности по страховым взносам и ЕСН мировой судья судебного участка № 3 Конаковского района Тверской области 18.04.2019 вынес судебный приказ № 2а-548/2019. Вместе с тем, в связи с поступившими возражениями должника на требования взыскателя судебный приказ мировым судьей судебного участка № 3 Конаковского района Тверской области 29.04.2019 был отменен.

Межрайонная ИФНС России №9 по Тверской области на основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 48 НК РФ, ст. ст. 124-126, 286, 287, 291-294, 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по г. Москве и Московской области Управление №5 по Одинцовскому муниципальному району Московской области; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №22 по Московской области.

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Тверской области, в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В материалы дела представлено заявление об уточнении исковых требований, поскольку в ходе уточнения налоговых обязательств должника по ЕСН и по страховым взносам произведен перерасчет сумм взыскания. Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области просит прекратить производство по делу в части взыскания задолженности по ЕСН в размере пени - 8821 руб. 09 коп., и по страховым взносам - на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере пени - 13 руб. 90 коп. В настоящее время за ответчиком числится задолженность по страховым взносам - на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС пени в размере - 404 руб. 24 коп., подлежащая взысканию в рамках настоящего административного дела.

Ответчик Агарков С.О. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом. Ранее в суд представлены возражения на требование налогового органа, указал, что не признает исковые требования административного истца по следующим основаниям. Административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 11.03.2011 года и включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ОГРН ИП ), снят с регистрационного учета 23.12.2013 года, в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Данное обстоятельство подтверждается Выпиской из ЕГРИП. Ни в требовании №8875 от 27.09.2018 года, ни в административном исковом заявлении Административный истец не указывает период образования недоимки по ЕСН, размер недоимки, на которую начислены пени, период начисления пени. Кроме того, необходимо отметить, что ЕСН (единый социальный налог) был отменен с 01 января 2010 года Федеральным законом от 24.07.2009 года №212-ФЗ. С учетом периода осуществления предпринимательской деятельности (с 11.03.2011 года по 23.12.2013 года) законных оснований для начисления недоимки по ЕСН и пени у Административного ответчика не имеется. Начисление пени недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фед.фонд ОМС до 01.01.2017 года противоречит действующему законодательству в связи с тем, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя административным ответчиком прекращена 23.12.2013 года. Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» указал, что предельный срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам включаем в себя срок на направление требования - 3 месяца или 10 дней (статья 22 Федерального закона от 24,07.2009 N 212-ФЗ), срок на получение требования, направленного по почте заказным письмом - 6 дней с даты направления заказного письма (пункт 7 стать 1 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), срок на добровольное исполнение требования - 10 рабочих дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (пункт 5 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), срок на обращение в суд - 6 месяцев (пункт 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 24З-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2 017 года, а также страховых в2 носов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Считает, что административным истцом не представлено информации о мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, предпринятых ГУ - Главное управление ПФР №2 по г. Москве и Московской области. Также необходимо отметить, что в период с 01.01.2017 года административный истец уже дважды обращался в различные судебные инстанции за взысканием различных недоимок по страховым взносам и пени. Так, в 2018 году Конаковским городским судом рассматривалось гражданское дело № 2а-809/2018 о взыскании задолженности по страховым взносам в размере 22241,12 руб. Определением от 05.10.2018 года производство по делу прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска. Отказ от административного иска был мотивирован тем, что взыскиваемая задолженность была списана на основании статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ. При этом, в 2018 году Административный истец обращался к Мировому судье судебного участка № 3 г. Конаково и Конаковского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Административного ответчика задолженности по страховым взносам в размере 6 519,16 руб. Судебный приказ № 2а-911/2018 был выдан 06.07.2018 года. Определением от 25.07.2018 года судебный приказ № 2а-911/2018 отменен. С административным исковым заявлением в Конаковский городской суд о взыскании 6519,16 руб. административный истец не обращался. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 45, 135, 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по г. Москве и Московской области Управление №5 по Одинцовскому муниципальному району Московской области в судебное заседание своего представителя не направило, о дне, месте и времени слушания дела учреждение извещено надлежащим образом. В суд представлены письменные пояснения по иску. В управлении был зарегистрирован Агарков С.О. в качестве индивидуального предпринимателя с 11.03.2011 года по 23.12.2013 года (снят с учета в регистрирующем органе с имеющейся задолженностью в органе ПФР) Задолженность по уплате страховых взносов на 31.12.2016 года составила 27376,94 руб., указанная сальдовая задолженность была передана в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №22 по Московской области в сумме 27376,94 руб. (недоимка) документом от 11.02.2017 года.

Заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №22 по Московской области своего представителя в судебное заседание не направило, о дне, месте и времени слушания дела инспекция извещена надлежащим образом. В суд представлены письменные пояснения по иску, в которых сообщает, что по состоянию на 13.05.2020 года за налогоплательщиком числится задолженность по страховым взносам (пени) на обязательное медицинское страхование в размере 1089.57 руб. Согласно предоставленным Карточкам РСБ сообщаем, что Инспекцией было произведено списание недоимки по налогам, а также пени в соответствии с Федеральным Законом № 436- ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

- Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: списание пени произведено 17.03.2020 года в размере 1694.79 руб.;

- Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет: списание пени произведено 17.03.2020 года в размере 10320.11 руб.;

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения:

списание пени произведено 13.09.2018 года в размере 2370.68 руб.;

произведено списание недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5938.89 руб.;

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года): списание пени произведено 13.09.2018 года в размере 3182.84 руб.;

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года):

списание пени произведено 05.12.2019 года в размере 13.90 руб.;

произведено списание недоимки 24.07.2018 года в размере 14386.32 руб.;

списание пени произведено 24.07.2018 года в размере 3749.91 руб.

Также Инспекция сообщает, что взыскание недоимки по страховым взносам и единому социальному налогу не производилось. Задолженность по страховым взносам передавалась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области после 1 января 2017 года:

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения были переданы 01.04.2017 года с суммами:

недоимка по налогу в размере 5938.89 руб.

пени в размере 2643.87 руб.;

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) были переданы 01.04.2017 года с задолженностью по пене в размере 3182.84 руб.;

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) были переданы 01.04.2017 года с суммами:

- недоимка по налогу в размере 14386.32 руб.;

- пени в размере 1963.51 руб.;

- Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, был передан 16.07.2018 года с задолженностью по пене в размере 10320.11 руб.;

- Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ, был передан 16.07.2018 года с переплатой по налогу в размере 2378.77 руб.

- Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, был передан 16.07.2018 года:

с переплатой по налогу в размере 1352.15 руб.;

с задолженностью по пене в размере 1694.79 руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ.

По правилам ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно правилам ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно ст.57 Конституции РФ, п.1 ч.1 ст.23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П указано, что налог - это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 и пп. 1 п.3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога прекращается с его уплатой налогоплательщиком. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Одна из целей Российской Федерации как социального государства - государственная поддержка пожилых граждан. Гарантиями их социальной защиты, как следует из статьи 7 (часть 2) Конституции Российской Федерации, выступают различные виды пенсий, включая трудовую пенсию по старости, которая, по общему правилу, назначается при достижении определенного возраста и наличии необходимого страхового стажа. В качестве основной организационно-правовой формы реализации права на трудовую пенсию по старости, призванную обеспечить гражданам после оставления работы и выхода на пенсию достойные социально-экономические условия жизни, в Российской Федерации выступает система пенсионного страхования, которая в качестве главного источника финансирования имеет обязательные платежи - страховые взносы. Данные взносы имеют неналоговый индивидуально возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), при этом страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений.

Положениями ст. 6 Закона № 167-ФЗ определен круг лиц являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, к которым относятся: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

В целях настоящего Федерального закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1, 2 и 5 п. 1 ст. 29 настоящего Федерального закона.

Порядок уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В силу п.п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ, к плательщикам страховых взносов отнесены индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ и ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Из содержания ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

При этом, как следует из положений Федеральных законов от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования» обязанность по уплате страховых взносов не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности, равно как не ставится в зависимость от факта получения дохода от предпринимательской деятельности и размера этого дохода.

Порядок уплаты страховых взносов с 01 января 2017 года урегулирован положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 г. №250-ФЗ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 закона).

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. По смыслу ч. 8 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ размер страховых взносов определяется на основании сведений налогового органа о доходах плательщика страховых взносов.

Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу ст. 25 Федерального закона №212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки начисляются пени.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22).

Таким образом, указанными нормами предусмотрены меры ответственности за ненадлежащее исполнение требований законодательства об уплате страховых взносов.

Налоговые органы, как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Как следует из материалов дела, ответчик Агарков С.О. был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с 11 марта 2011 года в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов.

23 декабря 2013 года Агарков С.О. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения.

Исходя из представленного требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) у ответчика имелась недоимка по уплате начисленных пеней по налогам и страховым взносам, а именно

Требование №8875 по состоянию на 27.09.2018 года:

- ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, прочие начисления (срок уплаты 09.07.2018 г.) пени в размере 10320,11 руб.;

- ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, прочие начисления (срок уплаты 09.07.2018 г.) пени в размере 1694,79 руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 г, прочие начисления (срок уплаты 01.08.2018 г.) пени в размере13,90 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 г., прочие начисления (срок уплаты 01.09.2018 г.) пени в размере 404,24 руб.,

всего начислено пени в размере 12433,04 руб.

Из представленного расчета начисленных пеней, представленных ко взысканию (сумма 8821,09 руб.) на недоимку по ЕСН следует, что расчет производился в период с 01.01.2004 года по 27.02.2018 года на суммы начиная 25292,3 руб. с уменьшением до 4628,07 руб.

Из расчета начисленных пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 г. (сумма 13,90 руб.) следует, что начисление произведено за период с 20.07.2018 года по 23.07.2018 года на сумму 14386,32 руб.

Из расчета начисленных пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 г., (сумма 404,24 руб.) следует, что пени начислены за период с 02.12.2017 года по 01.09.2018 года на сумму 5938,89 коп.

Для добровольной уплаты задолженности, ответчику было направлено вышеуказанное требование со сроком уплаты до 17.10.2018 года.

Приведенная задолженность в установленный срок ответчиком не уплачена.

Вместе с тем, образовавшаяся заложенность по страховым взносам у Агаркова С.О. и сформированная до 01.01.2017 года пенсионным органом, а также направленная для контроля и взыскания в налоговый орган была частично списана на основании Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", что подтверждается скриншотами из базы налогового органа Список КРСБ (5032) (стирация из МИФНС №22 Московской области в МИФНС №9 Тверской области) налогоплательщик Агарков С.О. (ИНН 503200040137).

Так, статьей 6 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 года статья 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года №243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" дополнена частью 3.1 следующего содержания: "В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.".

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 года №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

В соответствии со статьями 46, 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ административного истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с требованиями подпункта 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Административный истец в лице заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области обратился с заявлением об отказе от части исковых требований в связи с уточнением налоговых обязательств должника по ЕСН и по страховым взносам, произведен перерасчет сумм взыскания, а именно налоговый орган просит прекратить производство по делу в части требований о взыскании задолженности по ЕСН в размере пени - 8821 руб. 09 коп. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере пени - 13 руб. 90 коп.

Из представленных доказательств МИФНС России №22 по Московской области судом установлено, что 17.03.2020 года произведено списание в соответствии с Федеральным законом №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сумм начисленных пеней:

по ЕСН, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1694,79 руб.,

по ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 10320,11 руб.

задолженность - на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере пени - 404 руб. 24 коп., и по всего в сумме - 9239 руб. 23 коп., и обратить на административного ответчика уплату судебных расходов.

Также, произведено списание по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года):

списание пени произведено 05.12.2019 года в размере 13.90 руб.;

списание недоимки произведено 24.07.2018 года в размере 14386.32 руб.;

списание пени произведено 24.07.2018 года в размере 3749.91 руб.

Таким образом, отказ административного истца от части заявленных исковых требований на сумму требований о взыскании задолженности по ЕСН в размере пени - 8821 руб. 09 коп. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере пени - 13 руб. 90 коп. судом принимается, так как отказ административного истца от заявленного требования выражен в письменной форме, полномочия представителя (заместителя начальника МИФНС №9) подтверждены доверенностью, отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц, указанная задолженность списана на основании закона.

В виду того, что административный истец отказывается от части требований и отказ от административного иска в указанной части принят судом, административному истцу разъяснено, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные статьями 157 и 194 КАС РФ административному истцу, как указано в заявлении о прекращении дела, понятны.

Между тем, налоговым органом оставлены к рассмотрению судом исковые требования о взыскании с Агаркова С.О. задолженности по страховым взносам - на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере пени - 404 руб. 24 коп., на взыскании которых настаивают.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, которым дана правовая оценка по правилам ст. 84 КАС РФ, суд полагает, что заявленные требования Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области о взыскании с административного ответчика начисленных пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 404,24 руб. за период с 02.12.2017года по 01.09.2018 года на сумму недоимки 5938,89 руб. не подлежат удовлетворению.

Данный вывод суда основан на том, что доказательств взыскания данной недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС (5938,89 руб.) суду не представлено, Агарков С.О. прекратил предпринимательскую деятельность 23.12.2013года, а указанная недоимка по сведениям предоставленным Межрайонной ИФНС России №22 по Московской области из карточек РСБ списана 13.09.2018 года. Таким образом, доказательств правомерности начисления взыскиваемых пеней суду не представлено, оснований для взыскания данной задолженности по начисленным пеням не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 46, 95, 157, пп.3 ч. 1 ст. 194, 175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Принять отказ Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области от части административного иска к Агаркову С.О. о взыскании задолженности по Единому социальному налогу (ЕСН) в размере пени - 8821 руб. 09 коп. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере пени - 13 руб. 90 коп.

Прекратить производство по административному делу №2а-110/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к Агаркову С.О. в части требований о взыскании задолженности по Единому социальному налогу (ЕСН) в размере пени - 8821 руб. 09 коп. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере пени - 13 руб. 90 коп., в связи с отказом административного истца от части исковых требований по административному иску.

Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Тверской области в удовлетворении административного иска о взыскании с Агаркова С.О. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 404 руб. 24 коп. (начисленным на сумму недоимки 5938,89 за период с 02.12.2017года по 01.09.2018 года).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда через Конаковский городской суд Тверской области.

Председательствующий Е.А. Никитина

Решение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2020 года

Председательствующий Е.А. Никитина

административное дело № 2а-110/2020

69RS0014-02-2019-002913-46