РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2а-110/2018
17 мая 2018 года г. Тверь
Тверской гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Гальцова С.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков ФИО2, при секретаре судебного заседания Гречухиной Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 22033 майора запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанных с постановкой его на жилищный учет, а также обработкой и передачей его персональных данных, -
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором, уточнив свои требования в ходе производства по делу, просил действия и решения начальника отделения (территориальное, г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее по тексту – Отделение), связанные с постановкой его в порядке очередности на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, в Едином реестре нуждающихся в жилых помещениях, а также с обработкой и передачей Отделением его персональных данных третьим лицам с момента его постановки Отделением на жилищный учет, признать незаконными, обязать начальника Отделения с момента принятия решения о постановке его на жилищный учет в Отделении прекратить обработку его персональных данных и их передачу третьим лицам без его согласия.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что 16 апреля 2018 года он был ознакомлен с ответом начальника Отделения от 16 апреля 2018 года № 69-13/378/18, из которого следует, что он по состоянию на 1 июня 2017 года состоял на жилищном учете составом семьи 5 человек.
Однако, со дня организации жилищного органа – Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, его территориальных отделений, и по настоящее время он, ФИО1, с заявлением о постановке его на учет военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, не обращался, решение о постановке его на жилищный учет Отделением не принималось, своего согласия на обработку и передачу своих персональных данных в этом органе он не давал.
Исходя из вышеизложенного административный истец полагает, что действия начальника Отделения, связанные с постановкой его на жилищный учет, а также обработкой и передачей его персональных данных третьим лицам, осуществленные без его согласия, являются незаконными, несоответствующими положениям Конституции РФ, ЖК РФ, Федеральных законов «О статусе военнослужащих», «О персональных данных», приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, а потому нарушающими его права, свободы и законные интересы.
Определением судьи Тверского гарнизонного военного суда от 3 мая 2018 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика было привлечено Отделение, а в качестве заинтересованного лица – Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», представитель которого, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении, приведя в их обоснование доводы, аналогичные изложенным и указанным выше.
ФИО2, представляя в суде интересы административных ответчиков, заявленные по делу требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, поскольку решение о постановке ФИО1 на жилищный учет Отделением не принималось, документов, свидетельствующих об обратном, в материалах учетного дела ФИО1 не содержится, что свидетельствует о необоснованности заявленных по делу требований.
Что же касается обработки должностными лицами Отделения персональных данных ФИО1, то в данном случае, пояснила ФИО2, такая обработка осуществлялась исключительно в интересах ФИО1, подлежащего обеспечению жилым помещением, и была направлена на реализацию его права на жилище, при этом в соответствии с требованиями действующего законодательства оператор по работе с персональными данными, которым и является Отделение, вправе вести обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей. В этой связи отсутствие согласия ФИО1 и членов его семьи на обработку персональных данных не имеет никакого значения и не является препятствием для осуществления Отделением обязанностей, связанных с обеспечением военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, жилыми помещениями.
Выслушав доводы сторон, всесторонне исследовав материалы дела, проанализировав нормы действующего законодательства и оценив имеющиеся доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 1-3 приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ» Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, являясь уполномоченным жилищным органом Министерства обороны РФ, осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе через Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, имеющее в своем составе территориальные жилищные отделения, на которые возложены функции по принятию заявлений от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях, признанию их нуждающимися в жилых помещениях, снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, принятию решения о предоставлении жилых помещений.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 и 2.2.6 Положения об Отделении, утвержденном приказом начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 22 декабря 2014 года № 01-05/106, основной задачей Отделения является организация работы по заселению военнослужащих – граждан РФ, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ в жилые помещения жилищного фонда Министерства обороны РФ. Для выполнения указанной задачи Отделение осуществляет, в том числе, постановку граждан на жилищный учет.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что функции по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями реализуются не Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ напрямую, а созданным в обеспечение его полномочий Федеральным государственным казенным учреждением «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, от имени которого, в свою очередь, на территории Тверской области обязанности по принятию военнослужащих на жилищный учет и их обеспечению жилыми помещениями выполняет Отделение.
В соответствии с п. 7 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №, уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны РФ.
Обработка персональных данных военнослужащих и членов их семей, содержащихся в реестре, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ (в редакции от 29 июля 2017 года) «О персональных данных» (далее по тексту – Федеральный закон) и другими нормативными правовыми актами РФ, определяющими случаи и особенности обработки персональных данных.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, урегулированы Федеральным законом, в соответствии с п.п. 1, 2, 4-6 ст. 5 которого обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе и ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.
Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
При этом в соответствии с п. 3.2 «Рекомендаций по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Цели обработки персональных данных могут происходить, в том числе, из анализа правовых актов, регламентирующих деятельность оператора, целей фактически осуществляемой оператором деятельности, а также деятельности, которая предусмотрена учредительными документами оператора, и конкретных бизнес-процессов оператора в конкретных информационных системах персональных данных (по структурным подразделениям оператора и их процедурам в отношении определенных категорий субъектов персональных данных).
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных представляет собой любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно ст. 7 Федерального закона, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных, в том числе, в п.п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона, согласно которому обработка персональных данных допускается и в том случае, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Отделение, осуществляющее функции по принятию граждан на жилищный учет и обеспечению их жилыми помещениями в различных формах, являясь территориальным структурным подразделением государственного органа – Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, действуя в качестве оператора по работе с персональными данными военнослужащих, состоящих на жилищном учете, в целях обеспечения военнослужащих жилыми помещениями вправе обрабатывать персональные данные без их согласия.
В этой связи отсутствие согласия ФИО1 на обработку Отделением его персональных данных, как справедливо отметила ФИО2, не является препятствием для осуществления такой обработки, совершаемой исключительно в целях реализации основной задачи уполномоченного жилищного органа, связанной с обеспечением граждан жилыми помещениями.
В ходе рассмотрения административного дела путем исследования документов учетного дела ФИО1 и заслушивания пояснений представителя административных ответчиков установлено, что Отделением решение о принятии ФИО1 на жилищный учет не принималось. Каких-либо документов, свидетельствующих об обратном, в материалах учетного дела не содержится.
Указанные обстоятельства подтверждаются сообщениями начальника Отделения от 20 июля 2017 года № 69-13/336/17 и заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 3 мая 2018 года № 184/3/8845, в соответствии с которыми Отделение, созданное в августе 2012 года, решения о принятии ФИО1 на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении не принимало.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что начальник Отделения, не принимавшая решения о постановке ФИО1 на жилищный учет, вместе с тем осуществляющая обработку его персональных данных в целях реализации им своего права на жилище, действовала строго в соответствии с законом, в пределах своей компетенции и предоставленных ей полномочий, а потому, вопреки доводам административного истца об обратном, каких-либо его прав, свобод и законных интересов не нарушила, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных по делу требований не имеется.
Поскольку в удовлетворении требований ФИО1 судом отказано, по правилам ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу взысканию в его пользу не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части 22033 майора запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанных с постановкой его на жилищный учет, а также обработкой и передачей его персональных данных, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.А. Гальцов
Решение принято в окончательной форме 21 мая 2018 года.