ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-110/2021 от 03.02.2021 Дербентского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-110/2021г.

УИД - 05RS0013-01-2021-000039-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

03 февраля 2021 г. г. Дербент.

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова А. Т. при секретаре Таркулиевой Р. И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Дербент в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к МБОУ « Нюгдинская средняя общеобразовательная школа» и администрации МР «Дербентский район» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

И.о.прокурора г. Дербента обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц с указанным административным исковым заявлением.

В обосновании иска указал, что прокуратурой города с привлечением отдела надзорной деятельности и профилактической работы №7 УВД и ПР ГУ МЧС России по РД проводилась проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в образовательных учреждениях Дербентского района.

В ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МБОУ «Нюгдинская средняя общеобразовательная школа» выявлены следующие нарушения:

Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу дублированного светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения

пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ФЗ-123 от 22,07.2008г ст.83 п.7; СНиП 21-01-97 п.5.21);

Системы и средства противопожарной защиты (автоматическая установка сигнализации, система оповещения людей о пожаре) эксплуатируются в не исправном состояние, а также не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты (п. 61 ППР РФ № 390);

Не представлен договор на обслуживание имеющейся в помещениях автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (ППР РФ ПП РФ № 390 п. 63);

Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании произведено без утвержденной проектно-сметной документации (ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г №123-Ф3, п. 1.1 РД 78.145-93);

В помещении котельной не предусматриваются сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10% НКПРП или ПКД природного газа. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированными и быстродействующими запарными клапанами, установленными на воде газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности (СП 60.13320.2012 п. 6.64);

В отношении объекта защиты не разработана декларация пожарной безопасности (ФЗ. От 22.07.2008 №123 (ред. от 13.07.2015) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.64»;

Директор и ответственный за пожарную безопасность не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума (п. 3 ППР РФ);

Сети наружного противопожарного водопровода в неисправном состоянии и не организованно проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (ППР РФ №390 п.55);

В третьем учебном корпусе, в столовой и в спортзале на путях эвакуации не произведен монтаж светового табло «Выход» питаемого от независимого источника питания (п.5.3 СПЗ. 13130.2009).

В целях устранения указных нарушений 24.08.2020 в адрес директора МБОУ было внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации муниципального района «Дербентский район», являющейся учредителем данной образовательной организации.

Кроме того, в целях устранения выявленных нарушений, 25.06.2020г. соответствующее представление прокуратурой города было внесено и в администрацию муниципального района «Дербентский район».

Однако по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений фактически ими также не были приняты, мероприятия создающие угрозу безопасности жизни людей остались невыполненными, нарушения требований пожарной безопасности на объекте продолжают иметь место.

Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.

На основании изложенного, и.о. прокурора г. Дербент просит:

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нюгдинская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности.

Признать бездействие администрации муниципального района «Дербентский район», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий по пожарной безопасности МБОУ «Нюгдинская средняя общеобразовательная школа».

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нюгдинская средняя общеобразовательная школа» по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

Обеспечить подачу дублированного светового и звукового сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ФЗ-123 от 22.07.2008г ст.83 п.7; СНиП 21-01-97 п.5.21);

Привести в исправное состояние системы и средства противопожарной защиты объекта в целом (автоматическая установка сигнализации), а также организовать не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты; (п. 61 ППРРФ № 390);

Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании производить в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией (ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г №123- ФЗ, п. 1.1 РД 78.145-93);

Заключить договор на обслуживание имеющейся в коридоре СОТII автоматической пожарной сигнализации (ПНР РФ ПП РФ № 390 п. 63);

Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу дублированного светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. (ФЗ-123 от 22.07.2008г ст.83 п.7; СНиП 21-01-97п.5.21);

Системы и средства противопожарной защиты (автоматическая установка сигнализации, система оповещения людей о пожаре) эксплуатируются в не исправном состояние, а также не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты (п. 61 ППР РФ № 390);

Не представлен договор на обслуживание имеющейся в помещениях автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (ППР РФ ПП РФ № 390 п. 63)

Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании произведено без утвержденной проектно-сметной документации (ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г№123~ФЗ, п. 1.1 РД 78.145-93);

Предусмотреть в помещении котельной установку сигнализаторов загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающих при достижении загазованности помещения, равной 10% НКПРП или ПКД природного газа. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированными и быстродействующими запарными клапанами, установленными на воде газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности (СП 60.13320.2012 п. 6.64);

Разработать в отношении объекта защиты декларацию пожарной безопасности (ФЗ. От 22.07.2008 №123 (ред. от 13.07.2015) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.64»;

Директору и ответственному за пожарную безопасность пройти обучение по программе пожарно-технического минимума (п. 3 ППР РФ);

Сети наружного противопожарного водопровода привести в исправное состояние и организовать проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (ППР РФ №390 п.55);

В третьем учебном корпусе, в столовой и в спортзале на путях эвакуации произвести монтаж светового табло «Выход» питаемого от независимого источника питания (п.5.3 СПЗ. 13130.2009);

Обязать администрацию муниципального района «Дербентский район» в срок до 05 февраля 2021 профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нюгдинская средняя общеобразовательная школа».

Прокурор извещен, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Директор МБОУ «Нюгдинская средняя общеобразовательная школа» просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель администрации муниципального района «Дербентский район» по доверенности Манапова К.Э. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ОНД и ПР № 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД также обратился с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МБОУ «Нюгдинская средняя общеобразовательная школа» выявлены нарушения, которые указанны в исковом заявлении.

В целях устранения указных нарушений прокуратурой г. Дербент, в адрес директора МБОУ и в администрацию муниципального района «Дербентский район» было внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации муниципального района «Дербентский район», являющейся учредителем данной образовательной организации.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ст.37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование администрацией муниципального района «Дербентский район» (учредитель) мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности.

Согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008№123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 данного Закона.

Пункт 2 ст.63 предусматривает обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности, находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.

Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения финансируются собственником.

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности, является одним из приоритетных направлений в сфере защиты жизни и здоровья людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности может привести к тяжелым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью не только служебному персоналу, но и неопределенному кругу лиц учащихся и посетителей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-178, 273, ч.5 ст.298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск и.о. прокурора г. Дербент в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нюгдинская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности.

Признать бездействие администрации муниципального района «Дербентский район», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий по пожарной безопасности МБОУ «Нюгдинская средняя общеобразовательная школа».

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нюгдинская средняя общеобразовательная школа» по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

Обеспечить подачу дублированного светового и звукового сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ФЗ-123 от 22.07.2008г ст.83 п.7; СНиП 21-01-97 п.5.21);

Привести в исправное состояние системы и средства противопожарной защиты объекта в целом (автоматическая установка сигнализации), а также организовать не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты; (п. 61 ППРРФ № 390);

Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании производить в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией (ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г №123- ФЗ, п. 1.1 РД 78.145-93);

Заключить договор на обслуживание имеющейся в коридоре СОТII автоматической пожарной сигнализации (ПНР РФ ПП РФ № 390 п. 63);

Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу дублированного светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. (ФЗ-123 от 22.07.2008г ст.83 п.7; СНиП 21-01-97п.5.21);

Системы и средства противопожарной защиты (автоматическая установка сигнализации, система оповещения людей о пожаре) эксплуатируются в не исправном состояние, а также не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты (п. 61 ППР РФ № 390);

Не представлен договор на обслуживание имеющейся в помещениях автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (ППР РФ ПП РФ № 390 п. 63)

Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании произведено без утвержденной проектно-сметной документации (ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г№123~ФЗ, п. 1.1 РД 78.145-93);

Предусмотреть в помещении котельной установку сигнализаторов загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающих при достижении загазованности помещения, равной 10% НКПРП или ПКД природного газа. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированными и быстродействующими запарными клапанами, установленными на воде газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности (СП 60.13320.2012 п. 6.64);

Разработать в отношении объекта защиты декларацию пожарной безопасности (ФЗ. От 22.07.2008 №123 (ред. от 13.07.2015) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.64»;

Директору и ответственному за пожарную безопасность пройти обучение по программе пожарно-технического минимума (п. 3 ППР РФ);

Сети наружного противопожарного водопровода привести в исправное состояние и организовать проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (ППР РФ №390 п.55);

В третьем учебном корпусе, в столовой и в спортзале на путях эвакуации произвести монтаж светового табло «Выход» питаемого от независимого источника питания (п.5.3 СПЗ. 13130.2009);

Обязать администрацию муниципального района «Дербентский район» в срок до 1 июня 2021 профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нюгдинская средняя общеобразовательная школа».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан, через Дербентский районный суд РД в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий Магомедов А. Т.

Решение в окончательной форме изготовлено 8 февраля 2020 года.