ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1110/17 от 13.02.2018 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2а-58/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2018 года г. Советский

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Казариновой А.А.,

при секретаре судебного заседания Майер О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Яковкину Д.В. о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее МИФНС № 4 по ХМАО - Югре) обратилась в суд с административным иском к Яковкину Д.В., в котором просила взыскать с ответчика сумму задолженности: по транспортному налогу в размере 18259 руб., пени по транспортному налогу за период с (дата) по (дата) в размере 15715 руб. 87 коп.; налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824153), в размере 990 руб. пени по указанному налогу за период с (дата) по (дата) в размере 1065 руб. 11 коп.; налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824104) в размере 77 руб., пени по указанному налогу за период с (дата) по (дата) в размере 81 руб. 62 коп.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ответчик Яковкин Д.В. является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений. В связи с неуплатой указанных налогов в адрес ответчика выставлены требования от (дата)(номер) и от (дата)(номер), на дату подачи иска налоги и пени в бюджет не поступили.

В соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требование от (дата)(номер) было отправлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование от (дата)(номер) согласно п. 6 ст. 69 НК РФ направлено через личный кабинет налогоплательщика и, в соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, на основании которого (дата) мировым судьей судебного участка №3 Советского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынесен судебный приказ о взыскании с Яковкина Д.В. задолженности по налогам. В связи с поступлением возражений должника против вынесения судебного приказа, определением от (дата) он был отменен.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Яковкин Д.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в судебном заседании (дата) указал, что иск МИФНС №4 по ХМАО - Югре не признает, так как налог на имущество физических лиц и транспортный налог за 2015 год он уплатил, что подтверждается квитанциями от (дата), а с начисленными пенями он не согласен, так как ему непонятен порядок и механизм их расчета.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в предусмотренных указанным пунктом статьи размерах. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Ставки транспортного налога, порядок, сроки уплаты, льготы по налогу на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлены Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14.11.2002 №62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон №62-оз). Согласно ч. 1 ст. 2 Закона №62-оз налоговые ставки установлены Законом в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, приведенных в таблице.

Исходя из положений ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Согласно положениям п. 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (п. 1 ст. 402 НК РФ).

Согласно статьям 405, 409 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Взыскание обязательных платежей и санкций осуществляется в соответствии с положениями главы 32 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Из материалов дела следует, что в адрес ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление (номер) от (дата) об уплате:

- транспортного налога в сумме 18259 руб. в отношении объектов налогообложения: транспортного средства (марка), из расчета налоговой базы - 84,00, налоговой ставки - 20 руб., в размере 1680 руб.; транспортного средства (марка), из расчета налоговой базы - 240,00, налоговой ставки - 65 руб., в размере 15600 руб.; транспортного средства (марка), из расчета налоговой базы 139,90, налоговой ставки - 7,00 руб., в размере 979 руб.

- налога налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824153) в сумме 990 руб. в отношении объекта налогообложения (квартира): (адрес), из расчета налоговой базы 329925, налоговой ставки (%) - 0,30;

- налога налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824104) в сумме 77 руб. в отношении объекта налогообложения (квартира): (адрес), из расчета налоговой базы 38521, налоговой ставки (%) - 0,20.

Указанные налоги исчислены за налоговый период 2015 года.

Административным ответчиком представлены суду платежные документы - чек-ордеры ПАО «Сбербанк России» от (дата), из которых следует, что Яковкиным Д.В. уплачен транспортный налог в размере 16860 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824104) в сумме 234 руб. и налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824153) в сумме 2013 руб.

Согласно письму административного истца от (дата)(номер) «О предоставлении разъяснений о поступлении денежных средств от Яковкина Д.В.» (далее - письмо от (дата)) остаток непогашенной задолженности по иску по виду платежа «транспортный налог» составляет 1399 руб., по налогу на имущество, - 0 руб.

Поскольку ответчиком транспортный налог за 2015 год в полном объеме не уплачен, так как доказательств, подтверждающих уплату данного налога за указанный налоговый период в полном объеме административным ответчиком суду не представлено, то в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу в оставшейся сумме 1399 руб.

Как следует из положений ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить денежную сумму - пеню (п. 1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено ст. 75 НК РФ и главами 25 и 26.1 НК РФ (п. 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

Согласно требованию (номер) по состоянию на (дата) у налогоплательщика Яковкина Д.В. имеется задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 15600 руб. 23 коп., по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824104) в сумме 81 руб. 13 коп., по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824153) в сумме 1058 руб. 84 коп. Срок исполнения установлен до (дата).

Согласно требованию (номер) по состоянию на (дата) у налогоплательщика Яковкина Д.В. имеется задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 115 руб. 64 коп., по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824104) в сумме 0 руб. 49 коп., налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824153) в сумме 06 руб. 27 коп. Срок исполнения установлен до (дата).

Довод административного ответчика о том, что пени по налогам налоговым органом исчислены за период, выходящий за пределы исковой давности, суд находит несостоятельным, так как он основан на неверном толковании норм права. С учетом срока исполнения указанных выше двух требований об уплате задолженности по пени налоговый орган обратился за взысканием задолженности в пределах срока исковой давности.

Наличие задолженности административного ответчика по пени детально отражено в расчетах сумм пени по обоим требованиям, имеющихся в материалах дела (т. 1 л.д. 16-17, 21-26). Суд полагает указанные расчеты обоснованными, соответствующими порядку исчисления, предусмотренному законом, а также материалам дела.

Из содержания письма от (дата) следует, что задолженность административного ответчика по пеням (с учетом списанной задолженности) по состоянию на (дата) составляет 8375 руб. 95 коп., в том числе пени по транспортному налогу в сумме 7939 руб. 10 коп., по налогу на имущество (ОКТМО 71824104) - 57 руб. 95 коп., по налогу на имущество (ОКТМО 71824153) - 378 руб. 90 коп.

Поскольку ответчик надлежащим образом не исполнил обязанность по уплате законно установленных налогов, доказательств отсутствия задолженности по пени за нарушение сроков уплаты налогов административным ответчиком не представлено, процедура взыскания задолженности по налогам и пени налоговым органом была соблюдена, то требование административного истца о взыскании с административного ответчика пени подлежит удовлетворению в суммах с учетом списанной задолженности (дата).

Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178- 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Яковкину Д.В. о взыскании обязательных платежей, - удовлетворить частично.

Взыскать с Яковкина Д.В., проживающего по (адрес), в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 1399 (одна тысяча триста девяносто девять) руб., пени за период с (дата) по (дата): по транспортному налогу в сумме 7939 (семь тысяч девятьсот тридцать девять) руб. 10 коп., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824104) в сумме 57 (пятьдесят семь) руб. 13 коп., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 71824153) в сумме 378 (триста семьдесят восемь) руб. 90 коп., - в остальной части иска, - отказать.

Взыскать с Яковкина Д.В. в бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 16.02.2018.

Федеральный судья А.А. Казаринова