дело № 2а-1110/2023
...
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Апшеронск 26 сентября 2023 года
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Локтевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Науменко О.К.,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление рассмотрев открытом в судебном заседании административное исковое заявление Рыбалко Екатерины Александровны (законного представителя несовершеннолетнего ТТТ) об оспаривании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края,
установил:
Рыбалко Е.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район было вынесено постановление, которым в отношении несовершеннолетнего ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была применена мера воздействия в виде предупреждения. Административный истец не согласна с обжалуемым постановлением, считает его незаконным, необоснованно принятым с существенными нарушениями законодательства по нижеизложенным доводам. Комиссия рассмотрела дело в отношении несовершеннолетнего ТТТ на основании поступившего материала по определению от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, как следует из текста определения, является отсутствие состава административного правонарушения по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, из которого следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе, недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); Как видно, в данном случае речь идет об определение, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении. В обжалуемом постановлении комиссия ссылается на порядок рассмотрения материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях утвержденной главой администрации (губернатора) Краснодарского края Постановлением № 641 от 30 августа 2017 года. Из текста приложения к Постановлению № 641 от 30 августа 2017 года следует, что рассмотрение дела возможно только по собственной инициативе комиссии, а так же при наличии материалов прекращенного уголовного дела или материалам об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних. Рассмотрение дела по материалам об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении вышеуказанным Постановлением № 641 от 30 августа 2017 года и приложением к нему не предусмотрено. Допуская, что комиссия рассмотрела дело по собственной инициативе с неизвестной для заявителя целью, учитывая, что результат в виде обжалуемого Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ заявителя, ..., не обрадовал, поскольку постановление комиссии, как и само проведение комиссии, вызывает много вопросов. У комиссии по делам несовершеннолетних не было законного основания для рассмотрения дела. К тому же, решением <адрес> районного суда <адрес> по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ из описательно-мотивировочной части определения инспектора ОПДН УООП и ПДН ОМВД России по <адрес>ЛЛЛ от ДД.ММ.ГГГГ исключено указание на то, что в действиях несовершеннолетнего ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, «формально усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ... КоАП РФ». Таким образом, суд при рассмотрении дела поставил точку в вопросе о причастности несовершеннолетнего ТТТ к совершению действий, за которое предусмотрена ... КоАП РФ. Из вышесказанного заявителем делается вывод, что комиссия по делам несовершеннолетних вынесла ДД.ММ.ГГГГ постановление № незаконно и необоснованно, в связи с чем, подлежит отмене.
В ходе судебного разбирательства от административного истца поступили уточненные административные исковые требования, в котором просит суд признать незаконным и отменить постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с административного ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. в пользу ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 40 000 руб. в пользу Рыбалко Екатерины Александровны.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О и от 15 апреля 2008 года № 314-О-О).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе, судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно положениям ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами; решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются исковые дела с участием граждан и органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Критерием правильного определения вида судопроизводства является характер правоотношений.
Принимая во внимание приведенные положения, в соответствии с которыми правом на обращение в суд обладает заинтересованное лицо, необходимо учитывать избранный им способ защиты, и как связано обращение с защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов этого лица с учетом характера спорного правоотношения. Избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые порождают гражданские права и обязанности.
Верховным Судом Российской Федерации судам неоднократно разъяснялось, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
При этом в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
При этом из существа заявленных требований следует, что административный истец просит взыскать компенсацию морального вреда.
В силу положений ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные права, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусматривают возможности защиты и восстановления гражданских прав.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» в случае, когда в административном исковом заявлении наряду с требованиями, подлежащими рассмотрению в порядке административного судопроизводства, содержатся требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (например, требования о возмещении вреда, причиненного в результате принятия решения), судья, руководствуясь положениями законодательства об административном судопроизводстве, принимает к производству административное исковое заявление в части требований, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, и при необходимости оставляет без движения данное заявление в части требований, подлежащих рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, разъясняя лицу, обратившемуся в суд, обязанности, связанные с оформлением искового заявления с соблюдением положений законодательства о гражданском судопроизводстве, если при этом отсутствуют основания для отказа в принятии или возвращения заявления в соответствующей части (например, в случае, если требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, неподсудны данному суду, заявление в части неподсудных суду требований возвращается лицу, которое обратилось в суд).
При указании в поданном в суд административном исковом заявлении всех сведений, предусмотренных нормами законодательства о гражданском судопроизводстве, и приложении к нему всех необходимых документов судья принимает к производству данное обращение в части требований, подлежащих рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, как исковое заявление (заявление) согласно нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) на основании засвидетельствованных им копий административного искового заявления и приложенных к нему документов (части 2, 3 статьи 16.1 КАС РФ).
В случае принятия к производству суда без соблюдения указанных выше процессуальных правил административного искового заявления, в котором наряду с требованиями, подлежащими рассмотрению в порядке административного судопроизводства, содержатся требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья выделяет требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (например, о возмещении убытков), в отдельное производство, после чего на основании засвидетельствованных им копий административного искового заявления и соответствующих приложенных к нему документов в порядке, предусмотренном ГПК РФ, разрешает вопросы, связанные с дальнейшим производством по данным требованиям (например, о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, о передаче гражданского дела по подсудности, о приостановлении производства по гражданскому делу).
Изложенные выше правила не применяются при обращении в суд с административным исковым заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, только в случае, если разделение предъявленных в суд требований невозможно, то есть тогда, когда такие требования не могут быть предъявлены в суд и рассмотрены судом отдельно друг от друга (в разных судебных процессах). В таком случае предъявленное в суд заявление подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (часть 1 статьи 16.1 КАС РФ).
Изложенное подтверждает, что заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку в данном случае требования должны рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства с оформлением искового заявления в соответствии со ст. 131, 132 ГПК РФ.
На основании вышеуказанных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказал в судебном заседании в принятии требований о компенсации морального вреда, поскольку указанные требования подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель администрации муниципального образования Апшеронский район в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и отзыв на административный иск, в котором просит суд отказать в удовлетворении административного иска с учетом позиции, изложенной в нем.
Представитель административного ответчика Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований, поскольку Комиссия действовала без нарушения процедуры принятия решения и без нарушения прав несовершеннолетнего, кроме того, административным истцом пропущен срок для обращения с настоящим административным иском.
Помощник прокурора Апшеронского района Краснодарского края Гречкин О.Д. полагал, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Выслушав представителя административного ответчика, помощника прокурора Апшеронского района, исследовав материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии ), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.
Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1132-КЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае» муниципальные комиссии образуются главами местных администраций при исполнительно-распорядительных органах муниципальных районов. Положение о муниципальной комиссии, ее персональный состав утверждаются правовым актом главы местной администрации.
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования <адрес>.
Установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ действовал состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования <адрес>, утвержденный постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 7 Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1132-КЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае» муниципальные комиссии рассматривают материалы и применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 августа 2017 года № 641 (в редакции Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года № 192) утвержден Порядок рассмотрения материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, районными (городскими), районными (окружными) в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск и город-курорт Сочи комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (приложение № 1); установлены меры воздействия, перечень и порядок их применения в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) районными (городскими), районными (окружными) в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск и город-курорт Сочи комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (приложение № 2).
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 2013 года № 995, Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1132-КЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае».
В соответствии с пп. 7 п. 1 Приложения № 1 «Порядка рассмотрения материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, районными (городскими), районными (окружными) в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск и город-курорт Сочи комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав», утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 августа 2017 года № 641 (в редакции Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года № 192), настоящий Порядок применяется комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав материалов (дел), поступивших в отношении несовершеннолетних, по материалам определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район поступил материал по определению от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенному инспектором ОПДН Отдела МВД России по <адрес>, в отношении несовершеннолетнего ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, обучающегося в ...№.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования <адрес> вынесено постановление №, которым в отношении несовершеннолетнего ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была применена мера воздействия в виде предупреждения.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район материал по определению от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего ТТТ, рассматривался на основаниях, согласно пп. 7 п. 1 Приложения № 1 «Порядка рассмотрения материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, районными (городскими), районными (окружными) в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск и город-курорт Сочи комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав», утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 августа 2017 года № 641 (в редакции Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года № 192).
На заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район при рассмотрении вышеуказанного материала присутствовал несовершеннолетний ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ... Рыбалко Екатерина Александровна.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 21 час. 20 мин. несовершеннолетний ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместно со своим несовершеннолетним братом ГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зашли в магазин «...» в <адрес>. Войдя в магазин, мальчики направились к товарным витринам с чипсами и сухариками, чтобы купить сухарики. Когда несовершеннолетний ТТТ подошел к витрине с чипсами, то увидел лежащий фасовочный пакет с конфетами «...». Подойдя ближе, ТТТ двумя руками взял конфеты и положил их в карманы своей куртки. После чего пошел за несовершеннолетним братом ГГГ, который взял с витринной полки сухарики. Некоторое время несовершеннолетние перемещались по торговому залу. Затем несовершеннолетний ГГГ оплатил на кассе сухарики, и ребята покинули магазин.
Согласно справке, выданной директором ООО фирмы «...», расположенного по адресу: <адрес>, закупочная стоимость конфет «...» составляет 207,07 руб. за 0,466 кг.
Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район несовершеннолетний ТТТ лично пояснил, что действительно взял руками конфеты «...» в магазине «...» и положил себе в карман. Денежные средства у него имелись, но оплату за конфеты не произвел. ТТТ пообещал более подобных поступков не совершать.
... Рыбалко Е.А. на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что материальный ущерб магазину «...» возместили в полном объеме, ... профилактические беседы провели.
Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями, второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного Кодекса Российской Федерации, относится к административному правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 7.27 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Таким образом, несовершеннолетний ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (шестнадцать лет), не достиг.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушению не может быть начато при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Поскольку было событие совершения ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, противоправных действий ДД.ММ.ГГГГ около 21 час. 20 мин. в виде мелкого хищения конфет «...» в магазине «...», но ТТТ не достиг на момент совершения противоправных действий возраста, предусмотренного КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности (шестнадцати лет), то инспектором ОПДН Отдела МВД России по <адрес> вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего ТТТ в связи с отсутствием состава административного правонарушения по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с недостижением возраста, с которого наступает административная ответственность.
Согласно подпункту 1 пункта 7 «Порядка рассмотрения материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, районными (городскими), районными (окружными) в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск и город-курорт Сочи комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав», утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 августа 2017 года № 641 (в редакции Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года № 192) (Приложение № 1), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает решение о применении меры воздействия, предусмотренной законодательством Российской Федерации, Краснодарского края и нормативными правовыми актами Краснодарского края.
В соответствии с пп. 1 п. 1 приложения № 2 «Меры воздействия, перечень и порядок их применения в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) районными (городскими), районными (окружными) в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск и город-курорт Сочи по делам несовершеннолетних и защите их прав», утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 августа 2017 года № 64 (в редакции Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года № 192), районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют следующие меры воздействия в отношении несовершеннолетних: предупреждение; выговор или строгий выговор.
Принимая во внимание, что ТТТ на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район, как несовершеннолетний, с которым необходимо проведение индивидуальной профилактической работы, на ведомственном учете в ОПДН Отдела МВД России по <адрес>, на внутришкольном учете в ... не состоял, ранее в отношении него какие-либо материалы (дела) на рассмотрение не поступали, по месту учебы характеризовался посредственно, пропуски занятий без уважительной причины не допускал, в целях предупреждения совершения правонарушений комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район по результатам рассмотрения материала по определению от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, было принято постановление ДД.ММ.ГГГГ о применении меры воздействия к несовершеннолетнему ТТТ в виде предупреждения по факту хищения ДД.ММ.ГГГГ в магазине «...» конфет «...».
Установлено, что в соответствии с решением Апшеронского районного суда по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ из описательно-мотивировочной части определения инспектора ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес>ЛЛЛ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было исключено «формально усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ... КоАП РФ».
В остальной части определение оставлено без изменения.
Поскольку определение инспектора ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес>ЛЛЛ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совершившего правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, не отменено, оно остается в законной силе.
Доводы административного истца основаны на редакции Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 августа 2017 года № 641 без учета внесенных в него изменений и дополнений (последняя редакция с учетом Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года № 192).
Таким образом, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район о применении меры воздействия от ДД.ММ.ГГГГ№ было принято правомерно на законных основаниях.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что не имеется оснований для отмены оспариваемого постановления, так как оно принято без нарушения процедуры принятия решения, без нарушения прав несовершеннолетнего и с учетом его интересов.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи данного административного искового заявления.
Как уже было указано выше, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район оспариваемое постановление было вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Узнав о нарушении своих прав ДД.ММ.ГГГГ, у него возникло право для обращения за судебной защитой в срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, то есть срок начал течь с ДД.ММ.ГГГГ, а закончился он ДД.ММ.ГГГГ.
Данное административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, Рыбалко Е.А. подала его лично через приёмную Апшеронского районного суда Краснодарского края. То есть Рыбалко Е.А. подала в суд административное исковое заявление за пределами срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Причинами пропуска срока Рыбалко Е.А. указывает обращение в Апшеронский районный суд Краснодарского края с жалобой на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное инспектором ОПДН ОМВД России по <адрес>. Производство по делу было окончено принятием ДД.ММ.ГГГГ Краснодарским краевым судом решения по делу №. На руки решение Краснодарского краевого суда административным истцом Рыбалко Е.А. было получено ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает, что имеются доказательства наличия причин, объективно исключающих возможность обращения в суд с соответствующими требованиями в установленный срок, а также независящих от административного истца обстоятельств, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться в суд, в связи с чем, ходатайство о восстановлении срока подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Рыбалко Екатерины Александровны (законного представителя несовершеннолетнего ТТТ) к администрации муниципального образования Апшеронский район, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Апшеронский район об оспаривании постановления отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Апшеронского районного суда М.В. Локтева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 октября 2023 года.
Судья Апшеронского районного суда М.В. Локтева