Дело № 2а-1111/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2016 года г.Волхов
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кирилловой Н.Г.,
при секретаре Алексеевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Е.Л., В.В. и С.М. к Администрации Волховского муниципального района ****** о признании постановления Администрации Волховского муниципального района ****** от ******№ ****** «Об установлении с ****** размера платы за пользование специализированным жилищным фондом – жилыми помещениями в муниципальных общежитиях на территории МО ****** муниципального района ******» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия, и обязании разместить сообщение о решении суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления,
Установил:
Е.Л., В.В. и С.М. обратились в суд с административным иском к Администрации Волховского муниципального района ****** о признании постановления Администрации Волховского муниципального района ****** от ******№ ****** «Об установлении с ****** размера платы за пользование специализированным жилищным фондом – жилыми помещениями в муниципальных общежитиях на территории МО ****** муниципального района ******» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия, и обязании разместить сообщение о решении суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В обоснование иска истцы указали, что оспариваемым постановлением установлена плата за пользование жилыми помещениями в муниципальных общежитиях, при этом размер платы дифференцирован в зависимости от категорий граждан, и определен: ****** в месяц за 1 койко-место для нанимателей, ****** в месяц за 1 кв.м., для нанимателей и ****** в месяц за 1 кв.м. для собственников. В.В. и С.М. являются нанимателями жилых помещений в общежитии, расположенном по адресу: ******, а Е.Л. является собственником 33/924 доли в праве общей долевой собственности в указанном общежитии. Оспариваемое постановление № ****** от ****** противоречит действующему законодательству и нарушает их права по следующим основаниям. К полномочиям органа местного самоуправления относится только установление размера платы, предусмотренной ч. 3 ст. 156 ЖК РФ. Полномочий на установление платы за коммунальные услуги у органа местного самоуправления не имеется. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению, электроснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В постановлении № ****** от ****** административный ответчик установил «плату зa пользование специализированным жилищным фондом - жилыми помещениями в муниципальных общежитиях», что противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, так как в силу вышеуказанном норм органом местного самоуправления должна быть установлена: для собственников, помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальных общежитиях - плата за содержание и ремонт жилого помещения; для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений в муниципальных общежитиях - плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за наем. Исходя из представленных в адрес истцов квитанций для оплаты за пользование специализированным жилым фондом за январь, февраль 2016 года следует, что административным ответчиком в данную плату также включена и плата за коммунальные услуги и капитальный ремонт при отсутствии полномочий на установление этого вида платы. Необходимо отметить, что плата за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению, энергоснабжению устанавливается не в квадратных метрах, а в кубических метрах ( ГВС, водоснабжение, водоотведение ) и киловатт ( электроэнергия ), а в оспариваемом постановлении единственной единицей измерения является квадратный метр. На основании ст.156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт должна устанавливаться с учетом расходов по содержанию и ремонту мест общего пользования в общежитиях - помещений, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд ( душевые, кухни, туалеты, умывальные, коридоры, лестничные клетки, содержание вахты, содержание придомовой территории ). В нарушение положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ни благоустройство, ни месторасположение многоквартирного жилого дома (ФИО1, ****** ), общежитий (ФИО2, ******, Пролетарская, ******, Дзержинского, ******, Советская, ******) при установлении административным ответчиком размера платы за наем жилого помещения не учитывались. Оплата дифференцирована только в зависимости от категории граждан. Таким образом, из оспариваемого постановления невозможно определить размер платы за наем, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, который обеспечивает содержание общего имущества (с учетом расходов) в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения общежития. Постановление Администрации Волховского муниципального района ****** от ******№ ****** нарушает их права, как нанимателей и собственников, поскольку устанавливает особый вид платы «за пользование специализированным фондом» (включая плату за коммунальные услуги и капитальный ремонт), не предусмотренный действующим законодательством, при этом ставя истцов в неравные условия с нанимателями и собственниками, проживающими в муниципальном жилищном фонде, для которых решением Совета депутатов МО ****** муниципального района ****** от ******№ ****** установлена плата за содержание жилого помещения и плата за наем, предусмотренная ЖК РФ в зависимости от характеристики жилищного фонда и составляет не более ****** за 1 кв.м. Считают, что постановление администрации Волховского муниципального района ****** от ******№ ****** противоречит федеральному законодательству.
ФИО3, В.В. и С.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Представитель истцов Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске доводам и основаниям.
Представитель ответчика Администрации Волховского муниципального района ******Е.А. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Согласно возражениям на иск представителя ответчика Администрации Волховского муниципального района ******Е.А. от ******, Администрация устанавливает размер платы за пользование специализированным жилищным фондом в силу п.3.17 Решения Совета депутатов МО ****** от ******№ ******. Согласно п.6 ст.156 ЖК РФ порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в общежитиях, устанавливается собственником общежития. Расчет платы за пользование специализированным жилищным фондом согласован с Тарифной комиссией администрации. Законодательно не предусмотрен обязательный выпуск платёжных документов отдельно за наем, содержание и коммунальные услуги. Эти расходы несет МБУ «Управление общежитиями ******» на основании муниципального задания по содержанию и эксплуатации имущества, находящегося в муниципальной собственности, которому преданы пять общежитий в ******. Расчет затрат на выполнение муниципального задания производился экономистом учреждения. Для расчета применялся затратный метод, включающий в себя суммарные фактические затраты ( прямые и накладные ) на оказание единицы услуги ( предоставления койко-места ), что экономически обосновано.
Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии истцов, просивших рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд, выслушав представителя истцов Е.А., представителя ответчика Администрации Волховского муниципального района ******Е.А., свидетеля Е.Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Р.М., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворения, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пунктом 7 ст.213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу ( пункт 2 ст. 8 ); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу ( пункт 3 части 8 ).
Постановлением Администрации Волховского муниципального района ****** от ******№ ****** с ****** установлен размер платы за пользование специализированным жилищным фондом – жилыми помещениями в муниципальных общежитиях на территории МО ****** муниципального района ******: для нанимателей за 1 койко-место – ****** в месяц, для нанимателей за 1 кв.м. – ******, для собственников за 1 кв.м. – ******
Установлено, что Е.Л. является собственником 33/924 долей в праве общей долевой собственности на здание общежития, расположенного по адресу: ******. В.В. и С.М. являются нанимателями жилых помещений в указанном общежитии, поэтому оспариваемое постановление затрагивает права и законные интересы истцов.
Согласно п.5, 6 ч.1 ст.24 Устава МО ****** муниципального района ****** в исключительной компетенции Совета депутатов находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; установление тарифов на услуги муниципальных учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п.6 ч.2 ст.33 Устава Администрация Волховского муниципального района, исполняя полномочия исполнительно-распорядительного органа МО ******, обеспечивает содержание и использование находящегося в муниципальной собственности муниципального имущества.
Решением Совета депутатов МО ****** муниципального района ****** от ******№ ****** утвержден Порядок управления и распоряжения жилищным фондом МО ****** муниципального района ******.
Согласно п.3.17 указанного Порядка Администрация Волховского муниципального района ****** устанавливает размер платы за пользование специализированным жилищным фондом.
Решением Совета депутатов МО ****** муниципального района ****** от ******№ ****** внесены изменения в Порядок управления и распоряжения жилищным фондом МО ****** муниципального района ******, п.3.17 Порядка изложен в следующей редакции: «Размер платы за пользование специализированным жилищным фондом устанавливается решением Совета депутатов МО ****** муниципального района ******».
Согласно разъяснениям, данным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «Об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», предусматривающем, что нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, а также со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
С учетом изложенного судом признается, что на ******, когда начало применяться Постановление Администрации Волховского муниципального района ****** от ******№ ******, п.3.17 Порядка управления и распоряжения жилищным фондом МО ****** муниципального района ****** действовал в редакции решения Совета депутатов МО ****** муниципального района ****** от ******№ ******, то есть размер платы за пользование специализированным жилищным фондом должен быть установлен решением Совета депутатов МО ****** муниципального района ******.
Из показаний допрошенного в качестве свидетеля экономиста МБУ «Управление бюджетными общежитиями ******» Е.Г. установлено, что в размер платы за пользование специализированным жилищным фондом включены расходы содержание, ремонт жилого помещения и прочие расходы, в состав которых входит и заработная плата всего штата бюджетного учреждения и все расходы по содержанию учреждения. Для нанимателей жилых помещений в плату за пользование жилым помещением включены коммунальные услуги. Для собственников жилых помещений в установленный размер платы за пользование специализированным жилищным фондом коммунальные услуги не включены, поскольку плата для собственников в 2016 году выросла в 6,4 раза ( для нанимателей – в 3 раза). С января 2016 года собственникам жилых помещений в общежитиях коммунальные услуги не начисляются. Из установленного тарифа на ремонтные работы планируется использовать 5 % начислений.
Согласно представленному расчету платы за пользование специализированным жилищным фондом на 2016 год, в расчет для собственников и нанимателей включены: заработная плата, начисления на оплату труда, услуги связи, электроэнергия и водоснабжение на общедомовые нужды, теплоснабжение мест общего пользования, вывоз ТБО, ремонт конструктивных элементов, содержание сантехнического и электрооборудования, проведение работ косметического характера, дератизация, установка счетчиков ХВС, техническое обслуживание установок пожарной сигнализации, материалы на содержание и обслуживание сантехнического оборудования, электрооборудования, прочие расходы, накладные расходы, аренда автомобиля, оценка условий руда, обслуживание программы 1С, ГСМ, канцтовары. Для нанимателей также в указанный расчет включены расходы на коммунальные услуги: электроэнергию, холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, горячее водоснабжение.
В соответствии с пунктом 2 ч.1 ст.91 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилого фонда.
Согласно пункту 9 Примерного Положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета министров РСФСР от 11.08.1988 №328 ( в редакции Постановления Правительства РФ от 23.06.1993 № 726 ) плата за пользование жилой площадью, коммунальные услуги и другие услуги, предоставляемые проживающим в общежитии, производится по установленным ставкам и тарифам.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
На основании ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
На основании п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Согласно п. 51 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Из п. 52 постановления следует, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме.
Следует отметить, что в оперативном управлении МБУ «Управление бюджетными общежитиями ******» находятся пять общежитий, в том числе два общежития блочного типа ( ****** ), два общежития коридорного типа ( ******) и одно общежитие квартирного типа ( ******).
Из материалов дела следует, что приведенные правовые предписания не были учтены при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Так, структура платы за жилое помещение в общежитии для нанимателей и собственников должна соответствовать требованиям ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за пользование общежитиями ( плата за наем ) должна быть установлена по тарифам, определенным с учетом степени благоустройства зданий общежитий, из расчета на 1 кв.м., при этом в указанный тариф размер платы за коммунальные услуги не подлежит включению, поскольку стоимость коммунальных услуг определяется расчетным путем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом полномочий у органа местного самоуправления устанавливать размер коммунальных услуг в пересчете на 1 кв.м. и освобождать собственников жилых помещений в общежитиях от оплаты коммунальных услуг не имеется. Также следует отметить, что с учетом анализа положений «Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004», утвержденного Госстроем РФ, содержащего примерный перечень работ, входящих в плату за содержание жилья и его текущий ремонт, суд приходит к выводу, что установленный оспариваемым постановлением размер платы не соответствует принципу экономической обоснованности, поскольку все расходы на содержание бюджетного учреждения, в оперативное управление которого переданы общежития, не могут быть включены в плату за содержание и ремонт жилых помещений в общежитии.
С учетом изложенного, поскольку постановление Администрации Волховского муниципального района принято по вопросу, относящемуся к ведению Совета депутатов МО ****** муниципального района, на его основании не реализовывались права граждан в правовом смысле, приданном абзацем третьим пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд считает необходимым признать недействующем указанное постановление с даты вступления в силу Решения совета депутатов МО ****** муниципального района ****** от ******№ ******.
С учетом изложенного, оценивая доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что требования истцов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Е.Л., В.В. и С.М. удовлетворить.
Признать недействующим постановление Администрации Волховского муниципального района ****** от ******№ ****** «Об установлении с ****** размера платы за пользование специализированным жилищным фондом – жилыми помещениями в муниципальных общежитиях на территории МО ****** муниципального района ******» с даты вступления в силу Решения совета депутатов МО ****** муниципального района ****** от ******№ ******.
Главе Администрации Волховского муниципального района ****** опубликовать в официальном печатном издании МО ****** муниципального района ****** сообщение о принятом судом решении в течение месяца после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Волховский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Мотивированное решение составлено 30 мая 2016 года.
Судья: подпись