Дело № 2а-1111/21 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Ульяновск 17 мая 2021 года Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Тарановой А.О., при секретаре Салаховой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Краснова Г.К. к Управлению Росреестра по Ульяновской области о признании незаконными действий об отказе внесения записи в ЕГРН и обязании внести сведения в реестр, УСТАНОВИЛ: Краснов Г.К. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Ульяновской области о признании незаконными действий об отказе внесения записи в ЕГРН и обязании внести сведения в реестр. Требования мотивированы тем, что Краснов Г.К. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство. Данные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. На указанных земельных участках не имеется строений. При обращении в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «индивидуального жилищного строительства» на «под жилую блокированную застройку» ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было отказано по причине отсутствия в сведениях ЕГРН информации о блокированном жилом доме, также указано, что смена вида разрешенного использования приведет к несоответствию с фактическим использованием вышеуказанного земельного участка, отсутствует ответ на запрос, также отсутствует заявленный вид разрешенного использования. Просит учесть, что действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей в обязательном порядке при смене вида разрешенного использования земельного участка предоставлять в орган государственного кадастрового учета разрешения на строительство. На основании изложенного просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Ульяновской области во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, изложенного в форме уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № №, обязать Управление Росреестра по Ульяновской области внести в ЕГРН изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части вида разрешенного использования земельного участка с «для индивидуального жилищного-строительства» на «блокированная жилая застройка». В судебное заседание административный истец Краснов Г.К. и его представитель Трифонова О.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ульяновской области Логинова А.М. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска. Пояснила, что при подаче заявления Краснов Г.К. неверно указал название вида разрешенного использования земельного участка, который он намеревался изменить в сведениях реестра, а Управление не имеет права самостоятельно изменять данные в заявлении. Также ссылается на то, что в сведениях ЕГРН информации о блокированном жилом доме, смена вида разрешенного использования приведет к несоответствию с фактическим использованием вышеуказанного земельного участка, следовательно, данный факт может быть подтвержден разрешением на строительство. Представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, администрации г. Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно части 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Как следует из материалов дела, Краснов Г.К. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес>. Из административного иска следует, что данные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. Земельные участки свободны от каких-либо строений. Из выписок из ЕГРП усматривается, что вид разрешенного использования данных участков – под индивидуальное жилищное строительство. Суд установил, что Краснов Г.К. обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении сведений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «под жилую блокированную застройку». Во исполнение действующего законодательства на стадии предварительной правовой экспертизы административным ответчиком были направлены запросы в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений о выдаче разрешения на строительство блокированного дома на данном земельном участке и о предоставлении сведений о территориальной зоне, в пределах которой находится земельный участок. В ответе Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска сообщено, что земельный участок находится в зоне Ж1, информация о выдаче разрешения на строительство блокированного жилого дома отсутствует. Уведомлением Управления Росреестра по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № № было отказано в изменении вида разрешенного использования. Не согласившись с данным отказом, Краснов Г.К. обратился в суд с настоящим административным иском. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный Закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457 органом регистрации прав является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. В силу статей 1,7,42 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Согласно п.4 ч.5 ст.8 Федерального Закона №218-ФЗ вид разрешенного использования земельного участка является дополнительным сведением об объекте недвижимого имущества. Орган регистрации прав осуществляет внесение сведений в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования земельного участка на основании документов, поступивших в порядке, установленном ч.3 ст.13 указанного закона (п.4 ст.7 Федерального Закона №218-ФЗ). Статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по категориям, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида пользования в соответствии с зонированием территорий, которые устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статьями 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст.37 ГрК РФ, ч. 2 ст. 7 ЗК РФ). В соответствии со статьей 37 ГрК РФ в рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами. По смыслу ч. 4 ст. 37 ГрК РФ, ч. 3 ст. 85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Таким образом, орган, осуществляющий внесение изменений в сведения об объекте недвижимости не вправе отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства. По смыслу ч. 4 ст. 33 Федерального закона №218-ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, если органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставили ответы на запросы государственного регистратора об отсутствии сведений, необходимых для регистрации прав. Как следует из материалов дела, уведомлением Управления Росреестра по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № № было отказано в изменении вида разрешенного использования по следующим причинам: отсутствие в сведениях ЕГРН информации о блокированном жилом доме, ввиду чего смена вида разрешенного использования приведет к несоответствию с фактическим использованием вышеуказанного земельного участка; непоступление ответа на запрос о предоставлении разрешения на строительство; отсутствие заявленного вида разрешенного использования в Правилах землепользования и застройки г. Ульяновска «под блокированную жилую застройку». Согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, располагается в функциональной зоне коттеджной и усадебной застройки. Из Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок располагается в территориальной зоне Ж1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Вид разрешенного использования земельного участка «Блокированная жилая застройка» поименован в основных видах разрешенного использования земельного участка. Проанализировав нормы действующего законодательства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что непоступление ответов на запросы регистратора не является основанием для отказа в совершении регистрационных действий, а несоответствие вида разрешенного использования земельного участка фактическому использованию не предусмотрено в качестве основания для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Однако, из заявления Краснова Г.К. через ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении сведений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «под жилую блокированную застройку». В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 (код 2.3 «Блокированная жилая застройка»), классификатором вида разрешенного использования, утвержденного приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 (код 2.3 «Блокированная жилая застройка») и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», вид разрешенного использования «под жилую блокированную застройку», как указал Краснов Г.К. в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен. Учитывая, что административный ответчик самостоятельно не уполномочен вносить корректировки и изменения в заявления, в том числе в рассматриваемом случае, Краснову Г.К. правомерно было отказано в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Суд считает необходимым отметить, что Краснов Г.К. не лишен возможности повторно обратиться с аналогичным заявлением, указав верное наименование вида разрешенного использования «блокированная жилая застройка». Оценив в совокупности материалы дела, суд приходит к выводу к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Краснова Г.К. к Управлению Росреестра по Ульяновской области о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Ульяновской области во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, изложенного в форме уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № № обязании Управления Росреестра по Ульяновской области внести в ЕГРН изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части вида разрешенного использования земельного участка с «для индивидуального жилищного-строительства» на «блокированная жилая застройка» отказать в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: в удовлетворении административного иска Краснова Г.К. к Управлению Росреестра по Ульяновской области о признании незаконным отказа во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельного участка, обязании внести в ЕГРН изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части вида разрешенного использования земельного участка с «для индивидуального жилищного-строительства» на «блокированная жилая застройка» отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья подпись А.О. Таранова Копия верна Судья А.О. Таранова Секретарь с/з Д.Р. Салахова Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-1111/21 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска. |