Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2016 года г. Челябинск
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Рыбаковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области о признании записи о факте уголовного преследования, содержащейся в базе данных Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области, недействительной, исключении записи о факте уголовного преследования, содержащейся в базе данных Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Челябинской области, требуя признать запись о факте уголовного преследования в отношении нее по ст. 116 УК РФ, содержащуюся в базе данных ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области недействительной; запись о факте уголовного преследования в отношении нее по ст. 116 УК РФ, содержащуюся в базе данных ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области исключить.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что в отношении нее ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело по ст. 116 УК РФ. Данное уголовное дело прекращено ДД.ММ.ГГГГ по ст. 9 УПК РФ ( прекращение дела за примирением). Данное основание прекращения уголовного дела является не реабилитирующим. Она своего согласия на прекращение уголовного преследования не давала. Прекращение уголовного дела по не реабилитирующим основаниям может быть осуществлено только с согласия лица, в отношении которого уголовное дело подлежит прекращению. Ранее ей об этом известно не было, так как она не получала постановлений ни о возбуждении уголовного дела, ни о прекращении уголовного дела, и не знала, что в отношении нее велось уголовное преследование. На допрос ее также не вызывали. Таким образом, считает, что уголовное преследование в отношении нее осуществлено незаконно. На основании ответа из Информационного центра ГУ МВД России ДД.ММ.ГГГГ, была вынуждена уволиться с ГБПОУ «ЧГПГТ» им. ФИО, где проработала более ***. Запрошенные ею ДД.ММ.ГГГГ копии постановлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области не представлены, в связи с истекшим сроком хранения. Считает, что факт привлечения ее к уголовной ответственности не доказан, уголовное преследование в отношении нее по ст. 116 УК РФ и последующее прекращение по ст. 9 УК РФ вымышленные, что нарушают ее право на трудоустройство, так как именно из-за этой записи она была вынуждена уволиться с работы.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области, ФИО2, в возражениях требования не признала. Считает сведения, которые истец просит исключить достоверными. Факт уголовного преследования истца по ст.116 УК РФ и прекращенного на основании ст.9 УК РФ, основаны на нормах действующего законодательства и определенным образом характеризуют его личность и, следовательно не могут нарушать его права. В удовлетворении иска просила отказать. Материалы дела просила рассмотреть без участия ГУ МВД России по Челябинской области.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из справки Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, в Главном информационно-аналитическом центре МВД России по Челябинской области сведений о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации в отношении ФИО1 не имеется.
В данной справке также указано, что в Главном информационно-аналитическом центре МВД России по Челябинской области имеются сведения о том, что в отношении ФИО1 имеются сведения об уголовном преследовании ДД.ММ.ГГГГ по ст. 116 УК РФ и о прекращении ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.9 УПК РФ.
Оценивая содержание справки от ДД.ММ.ГГГГ№ о наличии сведений об уголовном преследовании ФИО1 к по ст.116 УК РФ, разрешая требования ФИО1 о признании записи о факте уголовного преследования, содержащейся в базе данных Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области, недействительной, суд не находит законных оснований для их удовлетворения.
В соответствии с п. 1 Инструкции о едином учете преступлений, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ по согласованию с Министром внутренних дел Российской Федерации, единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших.
От надлежащей постановки первичного учета зависит полнота и правильность характеризующих состояние преступности показателей статистической отчетности, которая составляется на основании данных этого учета.
Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действующая с ДД.ММ.ГГГГ, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения и на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Однако такая корректировка допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом.
Пунктом 2 Инструкции регламентировано, что правила единого учета преступлений распространяются на органы прокуратуры, внутренних дел (в том числе и на все исправительные учреждения), Департамента налоговой полиции и Государственного таможенного комитета.
В силу п. 3 Инструкции первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек):
- на выявленное преступление;
- о результатах расследования (раскрытия) преступления;
- на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено;
- на лицо, совершившее преступление;
- на лицо, подозреваемое в совершении преступления;
- о движении уголовного дела;
- о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;
- о результатах рассмотрения дела в суде.
Регистрацию преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности осуществляют органы внутренних дел.
Вместо составления статистических карточек допускается перенос аналогичной информации по ним на магнитные носители с обязательной регистрацией преступления (уголовного дела) в едином журнале учета преступлений.
Документы первичного учета, зарегистрированные в районных, городских и транспортных органах внутренних дел в журналах учета, немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области, автономных округов и УВДТ.
В информационных центрах на основе тех же карточек ведутся в отдельности по каждому району, городу контрольные журналы учета преступлений, уголовных дел и лиц, их совершивших.
Эти журналы и карточки служат целям контроля за своевременностью поступления первичной учетной документации, подбора отдельных сведений о преступности, результатах расследования по делу и иным справочным целям.
Информационные центры при обработке статистической информации могут использовать средства электронно-вычислительной техники для ведения контрольных журналов на магнитных носителях.
В соответствии с п. 12 Инструкции учету подлежат все совершившие преступления лица, в отношении которых по уголовному делу прокурором утверждено обвинительное заключение, либо санкционировано направление протокола с материалами в суд в порядке ст. 415 УПК, или санкционирована передача материалов в соответствии со ст. 10 УПК для применения к ним мер общественного воздействия.
Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены либо в возбуждении уголовного дела отказано:
- за истечением сроков давности (п. 3 ст. 5 УПК);
- вследствие акта амнистии или помилования (п. 4 ст. 5 УПК);
- в отношении умершего обвиняемого (п. 8 ст. 5 УПК);
- в связи с изменением обстановки (ст. 6 УПК);
- по основаниям, предусмотренным в ст. ст. 6.1, 6.2, 7, 8 и 9 УПК.
В соответствии с п. 5 Инструкции карточка на выявленное преступление (форма №) заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом, санкционированным прокурором в порядке ст. 415 УПК, или вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности с применением к нему мер общественного воздействия (ст. 10 УПК).
Карточка, заполненная и подписанная следователем (работником органа дознания), направляется в учетно-регистрационные подразделения органов внутренних дел.
В силу п. 9 Инструкции прокурор, следователь и орган дознания в день возбуждения уголовного дела, санкционирования прокурором постановления об освобождении лица от уголовной ответственности с передачей материалов для применения мер общественного воздействия, а также протокола в порядке ст. 415 УПК и вынесения иных постановлений, указанных в §5 настоящей Инструкции, сдают под расписку заполненные ими карточки в районный, городской, транспортный или другой орган внутренних дел, который в суточный срок производит соответствующие записи в журнале учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, и в тот же срок направляет карточки в информационный центр МВД, ГУВД, УВД или в учетно-регистрационное подразделение УВДТ.
Учетно-регистрационные подразделения как в районных, городских, транспортных органах внутренних дел, так и в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ обязаны немедленно учесть все поступившие документы первичного учета и не вправе откладывать или исключать из учета такие карточки. Лишь в случае невозможности учесть карточку из-за ненадлежащего оформления, такая карточка может быть возвращена для дооформления, с обеспечением контроля за ее дооформлением.
В соответствии с п. 10 Инструкции зарегистрированные преступления подлежат снятию с учета, если уголовные дела о них прекращены либо вынесен оправдательный приговор по следующим основаниям:
- за отсутствием события преступления (п. 1 ст. 5 УПК);
- за отсутствием в действиях состава преступления (п. 2 ст. 5 УПК), в том числе за малозначительностью действия (ч. 2 ст. 7 УК);
- в связи с тем, что правонарушитель не достиг к моменту совершения общественно опасного действия возраста, по достижении которого согласно закону установлена уголовная ответственность (п. 5 ст. 5 УПК);
- за отсутствием жалобы потерпевшего по делам, которые возбуждаются не иначе, как по жалобам потерпевших (п. 7 ст. 5 УПК);
- в связи с тем, что в отношении данного лица имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию, а также неотмененное постановление прокурора, следователя, органа дознания о прекращении дела по тому же обвинению (п. 9 и п. 10 ст. 5 УПК);
- в соответствии с п. 11 ст. 5 УПК;
- ввиду того, что лицо во время совершения общественно опасного действия находилось в состоянии невменяемости.
В силу п. 11 Инструкции зарегистрированные преступления подлежат оставлению на учете в случаях прекращения уголовных дел:
- за истечением сроков давности (п. 3 ст. 5 УПК);
- вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное преступление, а также ввиду помилования (п. 4 ст. 5 УПК);
- в отношении умершего обвиняемого (п. 8 ст. 5 УПК);
- при освобождении виновного от уголовной ответственности вследствие изменения обстановки (ст. 6 УПК);
- вследствие освобождения лица от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным в ст. ст. 6.1, 6.2, 7, 8, 9 УПК);
- в отношении конкретного лица за недоказанностью его участия в совершении преступления при наличии события преступления, дело о котором приостановлено производством.
Инструкция о едином учете преступлений, утвержденная Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, утратила силу в связи с изданием Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ№, утвердившего Типовое положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений.
В соответствии с п. 2 Типового положения учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
Объекты учета - преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу.
Согласно п. 3 Типового положения субъектами регистрации являются, в том числе органы внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Типового положения субъектами учета преступлений являются ИЦ, указанные в п. 2 настоящего Положения, на которых возложена обязанность включения в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
Сбор и обобщение статистических сведений, представляемых ИЦ, указанными в пункте 4.2 настоящего Положения, осуществляется ГИАЦ МВД России.
ГИАЦ МВД России и ИЦ, указанные в пункте 4.2 настоящего Положения, являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние преступности и результаты борьбы с ней.
В силу п. 40 Типового положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.
Перечень оснований учета лица, совершившего преступление, регламентирован ст. 40 Типового положения, в соответствии с которым основанием учета являются:
обвинительное заключение (акт);
обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу;
постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по не реабилитирующим основаниям);
постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по не реабилитирующим основаниям).
В силу п. 42 Типового положения снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора по следующим основаниям:
отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ);
отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении дела по тому же обвинению, неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, а также в случаях, когда не установлено событие преступления, подсудимый не причастен к совершению преступления, в его деянии отсутствует состав преступления либо в отношении него коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт (пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 27, пп. 1 - 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ);
отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп. 1, 3 - 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1 и 3 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
непричастность подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).
В соответствии с п. 2 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, объектами по фамильного учета являются, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, подозреваемые, обвиняемые, осужденные.
Пунктом 4.5 Правил предусмотрено, что на по фамильный учет ставятся граждане Российской Федерации, осужденные на территории субъекта Российской Федерации к иным видам наказания, кроме лишения свободы; подозреваемые, обвиняемые независимо от состава преступления, избранной меры пресечения.
В силу п. 7.1 Правил основанием постановки на пофамильный учет является постановлением о возбуждении уголовного дела в отношении лица.
В соответствии с п. 15.1 Правил в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
Подпунктом «е» пункта 15.2 Правил регламентировано, что в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки формы 1-б хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговором суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы – до достижения ими 80-летннего возраста.
В соответствии с п. 15.4 Правил из оперативно-справочных картотек ГИАЦ МВД России и ИЦ изымаются:
- ранее составленные учетные документы в случае их переоформления на основании постановлений следователей, дознавателей, постановлений судьи или определений судов об уточнении (изменении) анкетных данных лиц, состоящих на учете, - на основании акта изъятия,
- учетные алфавитные карточки на лиц, привлеченных в качестве обвиняемых, в отношении которых уголовные дела прекращены на стадии предварительного расследования по основаниям, дающим право на реабилитацию, а также в связи с вынесением оправдательного приговора суда, - после получения подтверждающих документов,
- учетные алфавитные карточки на лиц, задержанных в качестве подозреваемых, в отношении которых не подтвердилось подозрение в совершении преступления.
Из представленных ГУ МВД России по Челябинской области доказательств судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в установленном законом порядке в отношении ФИО1, Центральным РУВД г.Челябинска составлена учетная карточка о том что ФИО1 привлечена по признакам преступления, предусмотренного ст.116 УК РФ (побои). В сведениях о результатах указано «ДД.ММ.ГГГГ ст.9 УПК РФ (прекращение дела за примирением)».
На основании приказа МВД РФ от 30.06.2012 года № 655 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности ОВД РФ, с указанием сроков хранения», прекращенные дела хранятся не более 10 лет. В настоящее время материалы уголовного дела в отношении ФИО1 уничтожены, за истечением срока хранения.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ и ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело прекращено по ст.9 УПК РФ, суд приходит к выводу, что у ГУ МВД России по Челябинской области имелись основания для внесения соответствующих сведений в базу данных Информационного центра.
В силу п.п. 5, 9 Инструкции карточка на выявленное преступление заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела. Карточка, заполненная и подписанная следователем (работником органа дознания), направляется в учетно-регистрационные подразделения органов внутренних дел. Районный, городской, транспортный или другой орган внутренних дел в суточный срок производит соответствующие записи в журнале учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, и в тот же срок направляет карточки в информационный центр МВД, ГУВД, УВД или в учетно-регистрационное подразделение УВДТ. Учетно-регистрационные подразделения как в районных, городских, транспортных органах внутренних дел, так и в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ обязаны немедленно учесть все поступившие документы первичного учета и не вправе откладывать или исключать из учета такие карточки.
Таким образом, внесение в базу данных ИЦ сведений о возбуждении в отношении ФИО1 уголовного дела соответствует требованием действовавшей в тот период Инструкции о едином учете преступлений, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ по согласованию с Министром внутренних дел Российской Федерации, единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших.
Наличие в базе данных ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области сведений о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности не противоречит и действующему в настоящее время законодательству, регламентирующему порядок ведения учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию.
При таких обстоятельствах требования ФИО1 о признании записи о факте уголовного преследования, содержащейся в базе данных Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области, недействительной, удовлетворению не подлежат.
Не подлежат удовлетворению и требования ФИО1 об исключении записи о факте уголовного преследования, содержащейся в базе данных Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области.
Основания для снятия граждан с по фамильного учета и исключения сведений из оперативно-справочных картотек ГИАЦ МВД России и ИЦ регламентированы пунктом 42 Типового положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, пунктом п. 15.4 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение.
Однако доказательств наличия оснований, предусмотренных Типовым положением и Правилами для исключения сведений о привлечении к уголовной ответственности из оперативно-справочной картотеки ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области, истцом суду не представлено, не выявлено таких доказательств и судом в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 к ГУ МВД России по Челябинской области о признании записи о факте уголовного преследования, содержащейся в базе данных Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области недействительной, исключении записи о факте уголовного преследования, содержащейся в базе данных Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Председательствующий п/п Рыбакова М.А.
Копия верна. Решение в законную силу не вступило.
Судья Рыбакова М.А.
Копия верна. Решение вступило в законную силу «___»___________201__ года.
Судья Рыбакова М.А.
Секретарь