<номер изъят>
">РЕШЕНИЕ
<номер изъят>">Именем Российской Федерации
<номер изъят>"> <адрес изъят> 11 июля 2018г.
Судья Дербентского городского суда Гаджимурадова Н.М., с участием помощника прокурора <адрес изъят> Султанова Э.Т., представителя ответчика Айдаева Б.Д., при секретаре Гаджибалаевой М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес изъят> в интересах неопределенного круга лиц в Российской Федерации об обязании Администрацию городского округа «<адрес изъят>» не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес изъят>» в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Постановления Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 №148; разработать и утвердить проекты планировки и межевания территории муниципального образования,
<номер изъят>">УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес изъят> в интересах неопределенного круга лиц в Российской Федерации обратился в суд с административным иском об обязании Администрацию городского округа «<адрес изъят>» не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес изъят>» в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Постановления Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 №148; разработать и утвердить проекты планировки и межевания территории муниципального образования.
Иск мотивирован тем, что во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой <адрес изъят> проведена проверка исполнения градостроительного законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что нормативные правовые акты администрации городского округа «<адрес изъят>» в сфере землепользования и застройки территории не соответствуют федеральному и региональному законодательству.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 и Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 Постановлением
Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 №148 (с изменениями, внесенными постановлениями от 12.08.2016 №239 и от 19.08.2016 №249) утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в <адрес изъят>, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят> и режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>.
Согласно указанному Постановлению установлены границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (регламентные участки единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности с условными обозначениями под литерами Р-1, Р-2 и Р-3), границы единой зоны охраняемого природного ландшафта (участки единой зоны охраняемого природного ландшафта с режимами использования - горный участок с обозначением ЗОЛ-1, приморский участок с условным обозначением 30JI-2) и режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>.
К каждой конкретной зоне в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности установлены соответствующие ограничения строительства, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей и др.
Генеральный план городского округа «<адрес изъят>» утвержден решением Собрания депутатов городско округа «<адрес изъят>» от 25.10.2013 №2-2.
Правила землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес изъят>» разработаны и утверждены решением Собрания депутатов от 11.09.2012 №20-7.
В указанных документах территориального планирования и градостроительного зонирования, в нарушение вышеуказанных норм закона не отображены границы зон охраны объектов культурного наследия <адрес изъят> и не установлены режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который включается в Правила землепользования и застройки (п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).
Согласно п.п. 5.1.1 и 5.1.2 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» малоэтажной жилой застройкой принята застройка домами высотой до 3-х этажей включительно.
Жилые образования территорий малоэтажного жилищного строительства должны состоять, как правило, из жилых домов одноквартирных и блокированных (с приквартирными участками).
В нарушение указанных норм закона в разделе 3 Правил землепользования и застройки «Градостроительные регламенты» в зоне Ж-1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами) предельные параметры разрешенного строительства указаны многоквартирные жилые дома до 12 этажей.
Кроме того, органом местного самоуправления не реализованы полномочия по утверждению документации по планировке территории.
В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа также относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности по утверждению документации по планировке территории также закреплены в п. 3 ст. 8 ГрК РФ.
Согласно п. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (п. 4 ст. 41 ГрК РФ).
Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Как установлено ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут, за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Таким образом, подготовка, документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, то есть обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, а также в целях выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Проверка показала, что администрацией ГО «<адрес изъят>» проекты планировки территории и межевания территории не разработаны и не утверждены.
В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой города в адрес главы ГО «<адрес изъят>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.
Как следует из поступившего ДД.ММ.ГГГГ ответа, администрацией городского округа неоднократно направлены письма в Правительство РД и Министерство финансов РД с ходатайством о выделении средств бюджета для приведения в соответствие с действующим законодательством муниципальных правовых актов <адрес изъят> в сфере землепользования и градостроительства. Средства на эти цели не поступили. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования и документации по планировке территории нецелесообразно до приведения в соответствие с действующим законодательством Генерального плана и Правил землепользования и застройки ГО «<адрес изъят>».
Таким образом, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования администрацией ГО «<адрес изъят>» реальные меры к устранению вышеуказанных нарушений закона, урегулирования административного спора в досудебном порядке, не приняты.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Помощник прокурора Султанов Э.Т. просит иск удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации городского округа «<адрес изъят>» Айдаев Б.Д. иск не признал и пояснил, что для приведения в соответствие с действующим законодательством муниципальных правовых актов <адрес изъят> в сфере землепользования и градостроительства администрация городского округа «<адрес изъят>» не располагает средствами бюджета. Письменные обращения о выделении средств бюджета для приведения в соответствие с действующим законодательством муниципальных правовых актов <адрес изъят> в сфере землепользования и градостроительства в Правительство РД и Министерство финансов РД не дали положительных результатов.
Проверив и исследовав материалы дела, объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 26 п.. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 18 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ) документом территориального планирования городского округа является генеральный план.
В соответствии со ст. 23 ГрК РФ подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
В силу ст. 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и ст. 27 ГрК РФ.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах.
В силу требований ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны -объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Границы зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охран объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения.
Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 и Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 Постановлением Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 №148 (с изменениями, внесенными постановлениями от 12.08.2016 №239 и от 19.08.2016 №249) утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в <адрес изъят>, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят> и режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>.
Согласно указанному Постановлению установлены границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (регламентные участки единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности с условными обозначениями под литерами Р-1, Р-2 и Р-3), границы единой зоны охраняемого природного ландшафта (участки единой зоны охраняемого природного ландшафта с режимами использования - горный участок с обозначением ЗОЛ-1, приморский участок с условным обозначением 30JI-2) и режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>.
К каждой конкретной зоне в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности установлены соответствующие ограничения строительства, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей и др.
Генеральный план городского округа «<адрес изъят>» утвержден решением Собрания депутатов городско округа «<адрес изъят>» от 25.10.2013 №2-2.
Правила землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес изъят>» разработаны и утверждены решением Собрания депутатов от 11.09.2012 №20-7.
В указанных документах территориального планирования и градостроительного зонирования, в нарушение вышеуказанных норм закона не отображены границы зон
охраны объектов культурного наследия <адрес изъят> и не установлены режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который включается в Правила землепользования и застройки (п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).
Согласно п.п. 5.1.1 и 5.1.2 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» малоэтажной жилой застройкой принята застройка домами высотой до 3-х этажей включительно.
Жилые образования территорий малоэтажного жилищного строительства должны состоять, как правило, из жилых домов одноквартирных и блокированных (с приквартирными участками).
В нарушение указанных норм закона в разделе 3 Правил землепользования и застройки «Градостроительные регламенты» в зоне Ж-1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами) предельные параметры разрешенного строительства указаны многоквартирные жилые дома до 12 этажей.
Кроме того, органом местного самоуправления не реализованы полномочия по утверждению документации по планировке территории.
В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа также относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности по утверждению документации по планировке территории также закреплены в п. 3 ст. 8 ГрК РФ.
Согласно п. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется. в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (п. 4 ст. 41 ГрК РФ).
Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Как установлено ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
Таким образом, подготовка, документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, то есть обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, а также в целях выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Проверка проведенная прокуратурой <адрес изъят> показала, что администрацией ГО «<адрес изъят>» проекты планировки территории и межевания территории не разработаны и не утверждены.
В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой города в адрес главы ГО «<адрес изъят>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.
Как следует из поступившего ДД.ММ.ГГГГ ответа, администрацией городского округа неоднократно направлены письма в Правительство РД и Министерство финансов РД с ходатайством о выделении средств бюджета для приведения в соответствие с действующим законодательством муниципальных правовых актов <адрес изъят> в сфере землепользования и градостроительства. Средства на эти цели не поступили. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования и документации по планировке территории нецелесообразно до приведения в соответствие с действующим законодательством Генерального плана и Правил землепользования и застройки ГО «<адрес изъят>».
Таким образом, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования администрацией ГО «<адрес изъят>» реальные меры к устранению вышеуказанных нарушений закона, урегулирования административного спора в досудебном порядке, не приняты.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В данном случае прокурор защищает интересы неопределенного круга лиц (жителей <адрес изъят>), выразившиеся в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов, земель в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>.
Неисполнением администрацией ГО «<адрес изъят>» требований Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» нарушаются интересы Российской Федерации, заключающиеся в единообразном применении федерального законодательства в области землеустройства и градостроительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
<номер изъят>">РЕШИЛ:
Обязать Администрацию городского округа «<адрес изъят>» не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес изъят>» в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Постановления Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 №148; разработать и утвердить проекты планировки и межевания территории муниципального образования.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение 1 месяца.
<номер изъят>"> СУДЬЯ: Н.М. Гаджимурадова