Дело № 2а-1112/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2019 года р.п. Тереньга
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе:
судьи Кузнецовой М.С.
при секретаре судебного заседания Ноздряковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Начальник Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области ФИО2 обратился в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование административных исковых требований указывает, В обоснование административных исковых требований указала, что ФИО1 (ИНН) № является налогоплательщиком имущественных налогов. Основание для обращения с настоящим заявлением послужили следующие обстоятельства. Она имеет в собственности следующие объекты налогообложения: автомобиль легковой, гос. рег. знак № МАЗДА 6, автомобиль легковой гос. рег. знак № HYUNDAISOLARIS. Налоговое уведомление на уплату налогов № 8856948 от 26.06.2018 было направлено в адрес налогоплательщика Расчет налога, в зависимости от объекта, произведен в порядке главы 28,31,32 НК РФ.
Налоговый период | Налоговая база | Доля в праве | Налоговая ставка в руб. | Количество мес. владения в год | Сумма исчисленного налога (руб.) |
МАЗДА ДД.ММ.ГГГГ гос. рег. знак № | 191 | 1 | 45 | 12 | 8595 |
HYUNDAI SOLARIS за 2015 гос. рег. знак № | 122.80 | 1 | 30 | 4/12 | 1228 |
HYUNDAI SOLARIS за 2016 гос. рег. знак № | 122.80 | 1 | 30 | 12/12 | 3684 |
HYUNDAI SOLARIS за 2017 гос. рег. знак № | 122.80 | 1 | 30 | 12/12 | 3684 |
Итого: | 17 191 |
В сроки, указанные в уведомлении, налог не был оплачен. За несвоевременную уплату налога были начислены пени за каждый календарный день просрочки. Взыскание которых предусмотрено ст. 75 НК РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности уплате налога или сбора, начиная со следующего установленным законодательством налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. За период с 04.12.2018 года по 16.12.2018 за 13 дней недоимка для пени 1228, ставка пени 0. 00024999999 начислено пени в сумме 3.99 руб., 04.12.2018 года по 16.12.2018 за 13 дней недоимка для пени 3684, ставка пени 0. 00024999999 начислено пени в сумме 11.97 руб., 04.12.2018 года по 16.12.2018 за 13 дней недоимка для пени 3684, ставка пени 0. 00024999999 начислено пени в сумме 39.91 руб., в всего 55.87 руб. Налоговым органом в отношении налогоплательщика выставлено требование № 31675 от 17.12.2018 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у неё задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. 12.02.2019 мировым судьей судебного участка Тереньгульского районного Сенгилеевского судебного района вынесен судебный приказ по заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу в сумме 17 191 руб., пени в размере 4,30 руб., в доход местного бюджета государственной госпошлины в сумме 343,91 руб. 20.02.2019 мировой судьей судебный приказ был отменен. Просит взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 годы в сумме 17 191 руб. и пени в размере 55,87 руб.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел судебных приставов по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело без их участия. Судом в соответствии со ст. 150 КАС РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В представленном письменном отзыве на административный иск административный ответчик ФИО1 просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, так как налог за автомобиль HYNDAI SOLARIS оплачен за 2015, 2016, 2017 годы. Считает, что Межрайонная ИФНС № 2 по Ульяновской области неправомерно зачислила оплаченный ею налог за 2017 год за автомобиль HYNDAI SOLARIS в сумме 3 685 руб. в счет погашения задолженности за 2015 год за автомобиль Мазда-6. С заявлением о перезачете в налоговый орган не обращалась. Указала, что судебный пристав-исполнитель по Тереньгульскому району не направлял в её адрес постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление об окончании исполнительного производство и уничтожении автомобиля Мазда-6. О том, что до настоящего времени за ней числится указанная автомашина, она узнала после получения документов из суда. Для снятия вышеуказанного автомобиля с учета ей необходимы документы. Какие-либо документы у неё отсутствуют. Согласно приговору суда исполнение было возложено на ОСП по Тереньгульскому району. До настоящего времени судебные приставы-исполнители ей не представили документы для снятия автомобиля с учета.
В представленных письменных пояснениях заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области ФИО3 на административных исковых требованиях настаивал, указав следующее. По вопросу взыскания задолженности по транспортному средству Мазда-6, гос. рег. знак № указал, что согласно сведениям, представленным Управлением ГИБДД УМВД России по Ульяновской области на запрос № от 28.05.2019 ФИО1 является собственником легкового автомобиля Мазда-6 гос. рег. знак № с 31.10.2014 по настоящее время. По вопросу задолженности по транспортному средству HYUNDAI SOLARIS, гос. рег. знак № указал, что в соответствии со сведениями информационных ресурсов инспекции ФИО1 было присвоено два ИНН: № и №. ИНН № признан недействительным. По ИНН № числится переплата в сумме 5 403 руб. По состоянию на 03.06.2019 Межрайонной ИФНС № 2 по Ульяновской области направлено письмо в УФНС России по Ульяновской области о слиянии/переподчинении КРСБ с недействующего КРСБ на действующий для рассмотрения вопроса о зачислении вышеуказанной суммы в счет частичного погашения задолженности по транспортному налогу. По вопросу квитанции об оплате задолженности по транспортному налогу в сумме 3 685 руб. указал, что произведенная оплата прошла в счет погашения задолженности за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2017, транспортное средство Мазда-6, гос. рег. знак №, так как в платежном поручении не указан период оплаты.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статей 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (пункт 2 статьи 44 НК РФ).
В силу статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
На основании пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
С направлением предусмотренного статьей 69 НК ФР требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно статье 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании указанных обязательных платежей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 3 названной статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ налоговая обязанность для физического лица прекращается с уплатой налогов и сборов налогоплательщиком либо со смертью физического лица - налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ.
Установленный статьей 52 НК РФ срок направления налогового уведомления не является пресекательным, этой нормой предусмотрена также и возможность исчисления налога в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3)
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником следующих транспортных средств: Мазда-6, гос. рег. знак № (с 31.10.2014 по настоящее время) и HYUNDAI SOLARIS, гос. рег. знак № (с 22.09.2015 по настоящее время).
В связи с отсутствием добровольной уплаты налогоплательщиком задолженности по транспортному налогу за вышеуказанные годы административным истцом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 8856948 от 26.06.2018, согласно которому ответчик обязана была в срок не позднее 03.12.2018 уплатить транспортный налог за следующие автомобили: Мазда-6, гос. рег. знак №, в сумме 8 595 руб. (за 2015 год), HYUNDAI SOLARIS, гос. рег. знак №, в сумме 1 228 руб. (за 2015 год), в сумме 3 684 руб. (за 2016 год), в сумме 3 684 руб. (за 2017 год).
Впоследствии административным истцом в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате указанных выше налогов № 316759 по состоянию на 17.12.2018, в котором указано, что в случае, если требование будет оставлено без исполнения в срок до 10.01.2019 налоговый орган примет меры по взысканию в судебном порядке налогов (сборов, пеней, штрафов, процентов).
Данное требование административным ответчиком было исполнено частично.
Согласно представленным административным ответчиком налоговому уведомлению № 134705770 от 17.09.2016 и чеку-ордеру ПАО Сбербанк от 14.11.2016 ФИО1 был уплачен транспортный налог за 2015 год за автомобиль HYUNDAI SOLARIS, гос. рег. знак №, в сумме 1 351 руб. (сумма определена исходя из налоговой ставки 33 руб., действовавшей в Самарской области; получатель платежа – Межрайонная ИФНС № 3 по Самарской области).
Согласно представленным административным ответчиком налоговому уведомлению № 53359622 от 23.08.2017 и платежному поручению ПАО Сбербанк № 2662209 от 19.10.2017 ФИО1 был уплачен транспортный налог за 2016 год за автомобиль HYUNDAI SOLARIS, гос. рег. знак №, в сумме 4 052 руб. (сумма определена исходя из налоговой ставки 33 руб., действовавшей в Самарской области; получатель платежа – Межрайонная ИФНС № 3 по Самарской области).
Кроме того, административным ответчиком с помощью системы «Сбербанк Онлайн» был оплачен транспортный налог за 2017 год за автомобиль HYUNDAI SOLARIS, гос. рег. знак №, в сумме 3 685 руб., что подтверждается налоговым уведомлением № от 26.06.2018 и представленным ответчиком платежным поручением ПАО Сбербанк № от 03.12.2018 (сумма определена исходя из налоговой ставки 30 руб., действующей в Ульяновской области; получатель платежа – Межрайонная ИФНС № 2 по Ульяновской области).
Данные факты подтверждаются также пояснениями административного ответчика и административного истца, представленными ими в письменном виде.
При этом суд не принимает довод представителя административного истца, указанный в письменных пояснениях, о том, что произведенная ответчиком оплата в размере 3 685 руб. прошла в счет погашения задолженности за 2015 год за транспортное средство Мазда-6, гос. рег. знак №, так как в платежном поручении не указан период оплаты, поскольку из указанного выше платежного поручения следует, что сумма в размере 3 685 руб. была перечислена ответчиком в ответ на полученное через «Личный кабинет» налоговое уведомление № 8856948 от 26.06.2018, где указана к оплате общая сумма транспортного налога– 17 191 руб., при этом в данном налоговом уведомлении транспортный налог за 2015 год за транспортное средство Мазда-6, гос. рег. знак №, отсутствует.
Учитывая то, что транспортные налоги за 2015, 2016, 2017 годы за автомобиль HYUNDAI SOLARIS, гос. рег. знак №, в установленный срок административным ответчиком были оплачены, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области о взыскании с ответчика указанных выше налогов и пени не подлежат удовлетворению.
Кроме того, административным истцом предъявлен ко взысканию с ответчика транспортный налог за 2017 год за автомобиль Мазда-6, гос. рег. знак №.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Отделе судебных приставов по Тереньгульскому району было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № по Ульяновской области на основании исполнительного листа, выданного по приговору Сенгилеевского районного суда Ульяновской области по делу № от 18.01.2017, согласно которому автомобиль Мазда-6, гос. рег. знак №, принадлежащий ФИО1, был конфискован и подлежал уничтожению путем реализации как лом металла, денежные средства от реализации подлежали обращению в доход государства.
Постановлением от 13.07.2017 указанное исполнительное производство окончено в связи с тем, что требования исполнительного документы выполнены в полном объеме.
При этом согласно карточке учета транспортных средств ГИБДД, составленной по состоянию на 19.06.2019, ФИО1 с 31.10.2014 числится собственником автомобиля Мазда-6, гос. рег. знак №.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Кодекса).
Статьей 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом только в случае снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) Кодексом не установлено.
Таким образом, в случае конфискации транспортного средства без снятия этого транспортного средства с регистрационного учета уплата транспортного налога производится налогоплательщиком в общеустановленном порядке.
В соответствии с пунктом 44 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, изменение регистрационных данных транспортных средств на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может осуществляться при представлении заявлений соответственно: лицом (лицами), которому (которым) согласно решению суда должно быть возвращено или передано транспортное средство; должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Данная правовая позиция изложена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2016 № 1188-О и от 26.04.2016 № 873-О.
Также данная информация отражена в Письме ФНС России от 01.02.2017 № БС-4-21/1735.
Таким образом, транспортный налог за 2017 год за автомобиль Мазда-6, гос. рег. знак №, в размере 8 595 руб. подлежит взысканию с ответчика.
Учитывая то, что транспортный налог за 2017 год за автомобиль Мазда-6, гос. рег. знак №, в установленный срок ответчиком не был оплачен, суд в соответствии со ст. 75 НК РФ считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца пени по данному транспортному налогу за период со 04 по 16 декабря 2018 года в размере 27,93 руб. (04.12.2018 по 16.12.2018 за 13 дней недоимка для пени 8 595 руб., ставка пени 0,00024999999, начислено пени в сумме 27,93 руб.)
Поскольку в указанный в требовании срок налог и пени ФИО1 уплачены не были, налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени.
07.02.2019 на судебный участок от административного истца поступило заявление о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, что подтверждается датой в штампе входящей корреспонденции на поданном заявлении, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени.
12.02.2019 мировым судьей Тереньгульского судебного района вынесен судебный приказ по делу № 2а-128/2019 о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области задолженности по транспортному налогу за 2015-2017 годы в размере 17 191 руб. и пени в размере 4,30 руб.
20.02.2019 вышеуказанный судебный приказ мировым судьей был отменен.
Административное исковое заявление направлено в суд 11.04.2019, что подтверждается датой в штампе на почтовом конверте, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа.
Таким образом, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования в указанной выше части удовлетворить и взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС недоимку по транспортному налогу за 2017 год за автомобиль Мазда-6, гос. рег. знак №, в размере 8 595 руб., пени по данному транспортному налогу за период с 04.12.2018 по 16.12.2018 в размере 27,93 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области недоимку по транспортному налогу за 2017 год за автомобиль Мазда-6, государственный регистрационный знак №, в размере 8 595 рублей, пени по транспортному налогу за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в размере 27,93 рублей, всего 8 622,93 рубля.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – с 28 июня 2019 года.
Судья М.С. Кузнецова