ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1113/17 от 25.04.2017 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1113/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2017 года г.Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,

при секретаре Даниловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Первый заместитель прокурора Тверской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что Управлением Федеральной службы безопасности по Тверской области в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по линии противодействия незаконному обороту оружия и взрывчатых веществ в сети «Интернет» обнаружена страница с электронным адресом https://exploders.info/articles/0/22.html, на которой размещена информация под названием «Бомба из хозмага (классика)» о различных методах изготовления взрывчатых веществ.

Согласно заключению специалиста от 14.02.2017 при изучении полученных материалов статьи «Бомба из хозмага (классика)» было установлено, что в нем описывается технология изготовления самодельного взрывчатого вещества перекись ацетона. Исходя из данных статьи возможно изготовление взрывчатого вещества, которое относится к инициирующим взрывчатым веществам. Указанное вещество пригодно для производства взрыва. Данное вещество неоднократно применялось при совершении террористических актов на территории РФ и в зарубежье.

Управлением Федеральной службы безопасности по Тверской области в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по линии противодействия незаконному обороту оружия и взрывчатых веществ в сети «Интернет» обнаружены страницы с электронным адресом http://www.liveintemet.ru/users/2992218/post94680265A на которых размещена информация под названием «Более дополненная статья, исправлены ошибки прошлой», в которой описывается технология изготовления самодельного инициирующего взрывчатого вещества гексаметилентрипероксиддиамин (ГМТД).

Согласно заключению специалиста от 01.03.2017 при изучении полученных материалов статьи «Более дополненная статья, исправлены ошибки прошлой» было установлено, что в нем описывается технология изготовления самодельного инициирующего взрывчатого вещества гексаметилентрипероксиддиамин (ГМТД). Исходя из данных статьи возможно изготовление взрывчатого вещества, которое относится к инициирующим взрывчатым веществам. Указанное вещество пригодно для производства взрыва. Данное вещество неоднократно применялось при совершении террористических актов на территории РФ и в зарубежье.

Кроме того, в ходе мониторинга сети «Интернет» в прокуратуре области обнаружены страницы с электронными адресами https://exploders.info/articles/0/148.html, на которой размещена информация «Гексанитроманнит - синтез, очистка, испытание», http://rulibs.com/ru zar/home sport/gromov/l/i5.html, на которой размещена информация «Бомба из хозмага».

Фактически содержание данных интернет-страниц об изготовлении взрывчатых веществ раскрывает способы совершения преступлений террористической направленности, связанные с агитированием общества к совершению террористических актов и разъяснением возможности реализации механизма совершения названного преступления. Свободный доступ к указанным сайтам является причиной и условием, способствующим преступлениям с использованием взрывчатых веществ, актам терроризма.

Действующим законодательством предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с незаконным изготовлением взрывчатых веществ с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Вынесение соответствующего судебного акта о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению ее в Реестр адресов сайтов, содержащих запрещенную для распространения в Российской Федерации информацию.

Размещенная информация до настоящего времени остается в свободном доступе на интернет-страницах с электронными адресами https://exploders.info/articles/0/22.html,http://www.liveintemet.ru/users/2992218/post94680265/, https://exploders.info/articles/0/148.html, http://rulibs.com/ra_zar/home__sport/gromov/l/j5.html, о чем свидетельствует осмотр указанных страниц 26.03.2017 и сделанные скриншоты страниц.

Согласно рапортам старшего о/у по ОВД УФСБ России по Тверской области проведенными оперативно-розыскными мероприятиями установить лиц, причастных к размещению на интернет-страницах материалов, в которых содержится подробная информация о различных методах изготовления взрывчатых веществ, не представилось возможным.

Размещение информации о различных способах изготовления взрывчатых веществ с нарушением установленного федеральным законодательством запрета на осуществление указанной деятельности с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации (в том числе несовершеннолетних лиц), формирует у неограниченного круга- лиц отношение к возможности изготовления взрывчатых веществ как к действиям, не запрещенным законом, нарушает интересы и подрывает авторитет Российской „Федерации, поскольку указанные, взрывчатые вещества могут быть использованы при подготовке и совершении террористического акта, иных акций неповиновения Органам власти.

В связи с данными обстоятельствами со ссылкой на нормы законы административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Тверской области по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель УФСБ России по Тверской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель Управления Роскомнадзора по Тверской области в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее - Закон об информации), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 приведенного Закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).

В силу статьи 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено, что Управлением Федеральной службы безопасности по Тверской области в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по -линии противодействия незаконному обороту оружия и взрывчатых веществ в сети «Интернет» обнаружена страница с электронным адресом https://exploders.info/articles/0/22.html, на которой размещена информация под названием «Бомба из хозмага (классика)» о различных методах изготовления взрывчатых веществ.

Согласно заключению специалиста от 14.02.2017 при изучении полученных материалов статьи «Бомба из хозмага (классика)» было установлено, что в нем описывается технология изготовления самодельного взрывчатого вещества перекись ацетона. Исходя из данных статьи возможно изготовление взрывчатого вещества, которое относится к инициирующим взрывчатым веществам. Указанное вещество пригодно для производства взрыва. Данное вещество неоднократно применялось при совершении террористических актов на территории РФ и в зарубежье.

Управлением Федеральной службы безопасности по Тверской области в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по линии противодействия незаконному обороту оружия и взрывчатых веществ в сети «Интернет» обнаружены страницы с электронным адресом http://www.liveintemet.ru/users/2992218/post94680265A на которой размещена информация под названием «Более дополненная статья, исправлены ошибки прошлой», в которой описывается технология изготовления самодельного инициирующего взрывчатого вещества гексаметилентрипероксиддиамин (ГМТД).

Согласно заключению специалиста от 01.03.2017 при изучении полученных материалов статьи «Более дополненная статья, исправлены ошибки прошлой» было установлено, что в нем описывается технология изготовления самодельного инициирующего взрывчатого вещества гексаметилентрипероксиддиамин (ГМТД). Исходя из данных статьи возможно изготовление взрывчатого вещества, которое относится к инициирующим взрывчатым веществам. Указанное вещество пригодно для производства взрыва. Данное вещество неоднократно применялось при совершении террористических актов на территории РФ и в зарубежье.

Кроме того, в ходе мониторинга сети «Интернет» в прокуратуре области обнаружены страницы с электронными адресами https://exploders.info/articles/0/148.html, на которой размещена информация «Гексанитроманнит - синтез, очистка, испытание», http://rulibs.com/ru zar/home sport/gromov/l/i5. html, на которой размещена информация «Бомба из хозмага».

Фактически содержание данных интернет-страниц об изготовлении взрывчатых веществ раскрывает способы совершения преступлений террористической направленности, связанные с агитированием общества к совершению террористических актов и разъяснением возможности реализации механизма совершения названного преступления. Свободный доступ к указанным сайтам является причиной и условием, способствующим преступлениям с использованием взрывчатых веществ, актам терроризма.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 223.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ.

Статья 205 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за террористический акт, то есть за совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угрозу совершения указанных действий в тех же целях.

Часть 3 ст. 205.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за пособничество в совершении террористического акта.

В соответствии с п. 1.1 примечания к ст. 205.1 УК РФ под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления "либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание, скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

Согласно подп. «д» п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность включает в себя информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.

Предоставление возможности доступа к информации о способах изготовления взрывчатых веществ фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность, и в силу вышеуказанных законоположений недопустимо.

Частью 5 ст. 13.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с незаконным изготовлением взрывчатых веществ с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в Реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр сведений, указанных в ч.2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение Реестра возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Правила).

Согласно пунктам 2, 3 Правил создание, формирование и ведение Реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором Реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к его формированию и ведению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Одним из оснований для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией.

Таким образом, вынесение соответствующего судебного акта о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению ее в Реестр адресов сайтов, содержащих запрещенную для распространения в Российской Федерации информацию.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.01.2016 № 71 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере, связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области.

В соответствии с п. 2 Положения Управление создано в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в™ сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на подведомственной территории.

До настоящего времени размещенная информация остается в свободном доступе на интернет-страницах с электронными адресами https://exploders.info/articles/0/22.html,http://www.liveintemet.ru/users/2992218/post94680265/, https://exploders.info/articles/0/148.html, http://rulibs.com/ra_zar/home__sport/gromov/l/j5.html, о чем свидетельствует скриншоты страниц, имеющихся в материалах дела.

Согласно рапортам старшего о/у по ОВД УФСБ России по Тверской области проведенными оперативно-розыскными мероприятиями установить лиц, причастных к размещению на интернет-страницах материалов, в которых содержится подробная информация о различных методах изготовления взрывчатых веществ, не представилось возможным.

Размещение информации о различных способах изготовления взрывчатых веществ с нарушением установленного федеральным законодательством запрета на осуществление указанной деятельности с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации (в том числе несовершеннолетних лиц), формирует у неограниченного круга- лиц отношение к возможности изготовления взрывчатых веществ как к действиям, не запрещенным законом, нарушает интересы и подрывает авторитет Российской „Федерации, поскольку указанные, взрывчатые вещества могут быть использованы при подготовке и совершении террористического акта, иных акций неповиновения Органам власти.

На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Вынесение соответствующего судебного акта о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению в Реестр адресов сайтов содержащих запрещенную для распространения в Российской Федерации информацию.

Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-страницах с электронными адресами https://exploders.info/articles/0/22.html под названием «Бомба из хозмага (классика)», http://www.liveintemet.ru/users/2992218/post94680265/ под названием «Более дополненная статья, исправлены ошибки прошлой», https://exploders.info/articles/0/148.html под названием «Гексанитроманнит -синтез, очистка, испытание», http://rulibs.com/ru zar/home sport/gromov/1 /j5.html под названием «Бомба из хозмага», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Оценивая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что ознакомление с информацией неограниченного количества лиц влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, административное исковое заявление первого заместителя прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 298, 188 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования первого заместителя прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную посредством информационно- телекоммуникационной сети Интернет на интернет-страницах с электронными адресами https://exploders.info/articles/0/22.html под названием «Бомба из хозмага (классика)», http://www.liveintemet.ru/users/2992218/post94680265/ под названием «Более дополненная статья, исправлены ошибки прошлой», https://exploders.info/articles/0/148.html под названием «Гексанитроманнит-синтез, очистка, испытание», http://rulibs.com/ru_zar/home_sport/gromov/1/j5.html под названием «Бомба из хозмага», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области для включения указателей страниц сайта и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области включить в установленном законодательством порядке указатели страниц сайта и сетевого адреса в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2017 года

Председательствующий Н.В.Булыгина