ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1113/20 от 19.11.2020 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)

К делу №2а-1113/2020

Решение

именем Российской Федерации

город Тихорецк 19 ноября 2020 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Харченко М.Е.,

при секретаре судебного заседания Косич А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Миленина Сергея Александровича к межмуниципальному отделу по Выселковскому и Тихорецкому <адрес>м управления Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным отказ во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений,

установил:

Миленин Сергей Александрович обратился в суд с административным иском к межмуниципальному отделу по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю во признании незаконным отказа о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Исковые требования мотивированы тем, что в собственности Миленина С.А. находится земельный участок с кадастровым номером , категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: Краснодарский край, <адрес>.

На данном земельном участке расположены находящиеся в собственности Миленина С.А. следующие здания; жилой дом с кадастровым номером (постановлением администрации МО Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ назначения здания «столярная мастерская» было изменено на «жилое помещение»); нежилое здание «кладовая» с кадастровым номером ; нежилое здание «гаражи для легковых автомобилей» с кадастровым номером ; нежилое здание «столовая» с кадастровым номером .

Нежилое здание «кладовая» с кадастровым номером , нежилое здание «гаражи для легковых автомобилей» с кадастровым номером , нежилое здание «столовая» с кадастровым номером служат и будут служить целям обслуживания жилья. Кладовая выполняет функции погреба (для хранения овощей, фруктов и др.), гаражи используются по прямому назначению - для стоянки личных транспортных средств Миленина С.А., столовая выполняет функции летней кухни.

По вопросу изменения наименования объектов Миленин С.А. обращался в администрацию МО Тихорецкий район. Из ответа администрации МО Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ следует, что
в соответствии с п.9 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены следующие назначения зданий: нежилое; жилое; многоквартирный дом; жилое строение; садовый дом. Иных назначений зданий законодательством не предусмотрено. Изменение наименования здания возможно по решению его собственника. В связи с указанным, Миленин С.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику с заявлениями о внесении в ЕГРН сведений на основании деклараций собственника о смене наименования объектов недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком были направлены уведомления №, №, № об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.

Данные отказы мотивированы отсутствием оснований для учета изменений объектов недвижимости, необходимостью изменения наименования этих объектов на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Указанный отказ административного ответчика считает незаконным, ограничивающим права Миленина С.А.

Согласно письму ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 30.04.2015 №10-0382-ИШ «О наименовании зданий, сооружений» и письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.06.2015 №14-06249/15@, действующим законодательством РФ не урегулирован порядок изменения наименования объектов недвижимости. По мнению Кадастровой палаты и Росреестра, изменение сведений государственного кадастра недвижимости о наименовании объекта недвижимости в случае, когда не требуется его реконструкция или изменение его назначения, осуществляется на основании решения собственника соответствующего объекта. Ввиду того, что Миленин С.А. реализовывал свои права по изменению наименования зданий в полном соответствии с разъяснениями, данными в письме ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 30.04.2015 №10-0382-ИШ «О наименовании зданий, сооружений» и письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.06.2015 №14-06249/15@, отказ административного ответчика неправомерен, не основан на нормах права.

Реализовать свои права иным образом Миленин С.А. не может, так как у органа местного самоуправления нет полномочий по изменению наименования зданий вспомогательного использования без проведения реконструкции данных объектов. Данные отказы административного ответчика во внесудебном порядке не оспаривались.

Административный истец Миленин С.А. просит признать незаконным отказ межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю (Тихорецк) №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица. Обязать межмуниципальный отдел по Выселковскому и Тихорецкому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю внести в ЕГРН сведения об изменении наименования нежилого здания «кладовая» с кадастровым номером - на «погреб», наименования нежилого здания «гаражи для легковых автомобилей» с кадастровым номером - на «гаражи», наименования нежилого здания «столовая» с кадастровым номером - на «летняя кухня».

В судебное заседание административный истец Миленин С.А., его представитель Маяков М.Н. не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены. В заявлении представитель Маяков М.Н. просил рассмотреть дело без участия административного истца и его представителя, настаивает на удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель административных ответчиков межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, в удовлетворении требований просил отказать. В представленных в суд возражениях указал следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в межмуниципальный отдел по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю поступили заявления под номерами , , о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении назначения объектов недвижимости на основании деклараций.

В удовлетворении указанных заявлений ДД.ММ.ГГГГ отказано в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон), так как не представлены документы, необходимые для осуществления учетно­регистрационных действий на недвижимое имущество.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

Наименование объекта недвижимости - это одна из его характеристик, которая вносится в ЕГРН в качестве дополнительных сведений. Они переносятся в ЕГРН из технического плана (п. 11 ч. 5 ст. 8, п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона, пп. 9 п. 43 Требований, приведенных в Приложении N2 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953).

В технический план эта характеристика вносится кадастровым инженером на основании проектной документации здания (сооружения) или декларации об объекте недвижимости (ч. 8, 11 ст.24 указанного Закона). Минэкономразвития России указывает, что Законом не предусмотрены нормы о внесении изменений по наименованию объекта недвижимости. Это связано с тем, что в настоящее время не урегулированы правила их присвоения объектам (Письмо от 24.04.2017 NОГ-Д23-4974).

Действительно, формально на сегодняшний день изменить наименование объекта не представляется возможным. Как указано выше, наименование относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости. Изменить их можно на основании решения (акта) органа госвласти или органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия или в уведомительном порядке (ч. 3 ст. 8, п. п. 2, 3 ст. 13 названного Закона).

Однако сведения об изменении наименования объекта не названы среди тех, которые обязательно должны направляться в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия. Кроме того, наименование объекта не указано и в числе сведений, которые вносятся в ЕГРН в уведомительном порядке (ст. ст. 32, 38 указанного Закона).

Предъявленные административным истцом требования о признании отказов органа регистрации и об обязании внести сведения об изменении наименования объектов недвижимости не могут быть признаны надлежащим способом восстановления прав заявителя, поскольку не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия нарушений в действиях органа регистрации.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Тихорецкий район не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, вынести решение на усмотрение суда.

Изучив доводы иска и возражений, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В судебном заседании установлено, что административный истец Миленин С.А является собственником земельного участка с расположеными на нем зданиями, а именно: жилого дома с кадастровым номером (постановлением администрации МО Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ назначения здания «столярная мастерская» было изменено на «жилое помещение»); нежилого здания «кладовая» с кадастровым номером ; нежилого здания «гаражи для легковых автомобилей» с кадастровым номером ; нежилое здание «столовая» с кадастровым номером , расположенных по адресу: Краснодарский край, <адрес>А (л.д.4-11).

Миленин С.А. обратился в администрацию МО Тихорецкий район с заявлением о разъяснении порядка изменения назначения зданий, расположенных по адресу: Краснодарский край, <адрес>А. В ответ на его заявление администрацией МО Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что в соответствии с пунктом 9 частью 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены следующие назначения зданий: нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом. Иных назначений зданий законодательством не предусмотрено. Соответственно изменить назначение заявленных им зданий на «погреб», «гаражи», «летняя кухня» не представляется возможным.

Дополнительно, по вопросу изменения наименования объекта сообщено, что согласно письму Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 30.04.2015 №10-0382-ИШ «О наименовании зданий, сооружений» и письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.06.2015 №14-06249/15@, действующим законодательством РФ не урегулирован порядок изменения наименования объектов недвижимости. По мнению Кадастровой палаты и Росреестра, изменение сведений государственного кадастра недвижимости о наименовании объекта недвижимости в случае, когда не требуется его реконструкция или изменение его назначения, осуществляется на основании решения собственника соответствующего объекта (л.д.15).

ДД.ММ.ГГГГ Миленин С.А. обратился в межмуниципальный отдел по Выселковскому и Тихорецкому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о внесении в ЕГРН сведений на основании деклараций собственника о смене наименования объектов недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ межмуниципальным отделом по Выселковскому и Тихорецкому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю были направлены уведомления №, № об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлениям заинтересованного лица в виду следующего.

Не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В представленном заявлении о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости содержится просьба об изменении назначения здания. В соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» назначение здания относится к дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества. В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Документами, подтверждающими в соответствии с Федеральным законом изменение назначения здания или помещения, являются следующие документы: 1. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - в случае выполнения реконструкции объекта (ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации; форма документа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 № 698); 2. уведомление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение - если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (ч.5 ст.23 Жилищного кодекса РФ; форма документа установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 № 502); решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение - если реконструкция соответствующего объекта не производилась (ч.4 ст.23 Жилищного кодекса РФ); 4. акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки - если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (ч.9 ст.3 Жилищного кодекса РФ; форма документа не установлена); 5. вступившее в законную силу решение суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии (ч.1 и ч.4 ст.29 Жилищного кодекса РФ), сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия в связи со следующим: представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав в органе государственной власти (органе местного самоуправления) в порядке межведомственного информационного взаимодействия (л.д.17-19).

Проверяя законность отказа административного ответчика судом учитывается следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

В соответствии с пунктом 11 частью 5 статьи 8 и пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, такие как наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования. Основанием для внесения изменений является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с частями 8, 11 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» наименование объекта вносить в технический план кадастровым инженером на основании проектной документации или декларации об объекте недвижимости.

Наименование объекта относится к дополнительным сведениям об объекте. Изменить их можно на основании решения (акта) органа власти или органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия или в уведомительном порядке (ч.3 ст.8, п.п.2,3 ст.13 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, административные исковые требования Миленина С.А. не подлежат удовлетворению, отказ управления межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГ, изложенный в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ, №, №, основан на нормах Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Миленина Сергея Александровича к межмуниципальному отделу по Выселковскому и Тихорецкому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Тихорецкого городского суда

Краснодарского края Харченко М.Е.