ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1113/2022 от 07.04.2022 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи - Катбамбетова М.И.,

при секретаре судебного заседания - ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО4, представителя административного ответчика Управление архитектуры и градостроительства Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО6, заинтересованного лица ФИО2, представителя заинтересованного лица Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО7, представителя заинтересованного лица Комитета РА по архитектуре и градостроительству по доверенности ФИО8,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным заключения о результатах публичных слушаний и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1, обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным заключения о результатах публичных слушаний и возложении обязанностей.

В обосновании административного искового заявления указано, согласно постановлению исполняющего обязанности Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний по проекту распоряжения Администрации муниципального образования «<адрес>» «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по <адрес>» следует, что ФИО2, обратился в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства - для строительства здания стоматологической клиники на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0507071:9, площадью 562 кв. м, по <адрес> на расстоянии 1,5 м от границы земельного участка по <адрес> и по красной линии улиц Советской и Победы <адрес>.

Также истец указывает, что ему на праве общей долевой собственности принадлежит ? доля квартиры (жилого помещения), площадью 46,2 кв. м., этажность: 1, кадастровый , адрес: <адрес>. Согласно техническому паспорту помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ, расположенной по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры составляет 46.2 кв.м. и включает в себя 5 помещений: помещение , площадью 9,6 кв. м.; помещение , площадью 9,3 кв. м.; помещение , площадью 16,.‘ м., помещение , площадью 9,0 кв. м.; помещение , площадью 1,8 кв. м. Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ и ей присвоен кадастровый , общая площадь 46,2 кв. м., включает в себя в указанные помещения, и помещения и являются законно возведенными, и их наличие при определении расстояния от здания до здания является обязательным.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано замечание, касающееся проекта в части строительства здания стоматологической клиники на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0507071:9, площадью 562 кв <адрес> на расстоянии 1,5 м от границы земельного участка Советской, 223, <адрес>. На земельном участке, по адресу: <адрес>, расположен многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ему на праве общей долевой собственности квартира, окна которой выходят в сторону земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. С учетом истребуемого ФИО2 расстояния 1,5 м. до земельного участка по адресу: <адрес>, для размещения здания стоматологической клиники, расстояние между зданиями будет составлять 3,68 м., при установленном 6 метров.

ДД.ММ.ГГГГ были проведены публичные слушания по проекту распоряжения Администрации муниципального образования «<адрес>» «О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по <адрес>», по результатам проведения которых было принято заключение о предоставлении ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства - для строительства здания стоматологической клиники на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0507071:9, площадью 526 кв. м., по <адрес>, на расстоянии 1.5 м. от границы земельного участка по <адрес> и по красной линии улиц Советской и Победы <адрес>. Указанное заключение не было представлено в его адрес до настоящего времени. Также полагает, что сокращение расстояния до 1,5 метров с его стороны, нарушает нормы пожарной безопасности, в связи с чем, будут нарушены его права как собственника квартиры, расположенной в доме.

На основании уточненных исковых требований просит суд, признать незаконным заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ управления архитектуры и градостроительства муниципального образования «<адрес>» о предоставлении ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства - для строительства здания стоматологической клиники на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0507071:9, площадью 526 кв. м., по <адрес>, на расстоянии 1.5м. от границы земельного участка по <адрес> и по красной линии улиц Советской и Победы <адрес>. Обязать административного ответчика провести повторные публичные слушания о предоставлении ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров решенного строительства объектов капитального строительства - для строительства здания стоматологической клиники на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0507071:9, площадью 526 кв. м., по <адрес>, на расстоянии 1,5 м. от границы земельного участка по <адрес> и по красной линии улиц Советской и обеды <адрес>, с учетом норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в частности о необходимости соблюдения противопожарного разрыва между зданиями.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО4 в судебном заседании подержала уточненные исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управление архитектуры и градостроительства Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, в иске просила отказать.

Заинтересованное лицо ФИО2, представители заинтересованных лиц Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО7, Комитета РА по архитектуре и градостроительству по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований.

Заинтересованное лицо ФИО11 в судебное заседание не явилась, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте проведения судебного заседания, направил в адрес суда заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Допрошенная в качестве специалиста в ходе судебного заседания ФИО9, пояснила суду, что с технической точки зрения и действующего законодательства в части пожарной безопасности, при строительстве капитального объекта, сокращение расстояния до 1,5 м., от границы земельного участка по <адрес>, возможно и допустимо.

Выслушав стороны, пояснение специалиста, изучив материалы дела, суд полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: 1) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); 2) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; 3) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными прав актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент рассмотрения вопроса о предоставлении спорного разрешения) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

Порядок предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, порядок проведения публичных слушаний по данному вопросу регламентирован статьями 5.1 и 40 Градостроительного кодекса РФ, с учетом положений ст. 39 данного кодекса, Порядком организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в муниципальном образовании «<адрес>», утвержденным Решением Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-рс (далее - Порядок) и состоит из следующего.

Согласно ст. 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства ( также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений Градостроительного кодек проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположен них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них с капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 Градостроительного РФ, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Согласно ч.10 ст. 5.1 ГрК РФ в период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей ста идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся так проекта: посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); в письменной форме или в форме электронного документа в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, не рассматриваются в случае выявления факта представления участником общественных обсуждений или публичных слушаний недостоверных сведений.

Организатором общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний (в том числе путем предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются: дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний; информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний; информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источик его опубликования; информация о сроке, в течение которого принимались предложения и зал участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания: все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являв участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчеств наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц, наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахожу адрес - для юридических лиц).

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Согласно ч.22 ст. 5.1 ГрК РФ в заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны: дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений публичных слушаний; наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждений публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждениях публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях публичных слушаниях; реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушании и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.

Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Так судом установлено, что на основании заявления ФИО2 и в целях проведения публичных слушаний по вопросу предоставления ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства – для строительства здания стоматологической клиники на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0507071:9, площадью 526 кв.м., по <адрес>, на расстоянии 1,5 кв.м, от границы земельного участка по <адрес> и по красной линии улиц Советской и Победы <адрес> постановлением И.о. Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ были назначены публичные слушания по данному вопросу.

В соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 2.9. Порядка в целях обеспечения участия граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение, правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком применительно к которому запрашивается данное разрешение письмами Комиссии на публичные слушания были приглашены правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства
общие границы с данным земельным участком.

Информация о дате проведения публичных слушаний так же была опубликована в газете «Майкопские новости» от ДД.ММ.ГГГГ и размещена на сайте Администрации муниципального образования «<адрес>».

По результатам публичных слушаний подготовлены: протокол
слушаний по проекту распоряжения Администрации муниципального образования Майкоп» «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных разрешенного строительства объекта капитального строительства» от 15.10.2021г. и заключение о результатах публичных слушаний, которое опубликован «Майкопские новости».

Согласно заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что комиссия рекомендует предоставить ФИО2, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства здания стоматологической клиники по адресу: <адрес>, на расстоянии 1,5 м. от границы земельного участка по адресу: <адрес>, и по красной линии улиц Советской и Победы <адрес>.

Оценивая доводы административного истца ФИО1, о том, что сокращение расстояния до 1,5 метров с его стороны, нарушает нормы пожарной безопасности, в связи с чем, будут нарушены его права как собственника квартиры, суд учитывает, что в обоснование возможности сокращения данных расстояний при обращении с заявлением о предоставлении такого права ФИО2, предоставил в Управление архитектуры и градостроительства АМО <адрес>, техническое обоснование ООО «Адыгеястройтехпроект» согласно которого, имеется возможность строительства стоматологической клиники по адресу: <адрес>, на расстоянии 1,5 м. от границы земельного участка по адресу: <адрес>, в соответствии с нормами пожарной безопасности, градостроительными и техническими регламентами.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии возможности строительства стоматологической клиники по адресу: <адрес>, на расстоянии 1,5 м. от границы земельного участка по адресу: <адрес>, не противоречащей закону.

Кроме того Свод правил СП 4 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 288) включен в Перечень документов в
области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд считает, что заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства - для строительства здания стоматологической клиники на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0507071:9, площадью 526 кв.м., по <адрес>, на расстоянии 1,5 кв.м, от границы земельного участка по <адрес> и по красной линии улиц Советской и Победы <адрес>, является законным и обоснованным.

Более того, суд также учитывает, что окончательного решения по результатам проведенных публичных слушаний на момент рассмотрения дела Администрацией МО <адрес> не вынесено, заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный характер, и не является окончательным решением. Таким образом, административным истцом не представлено доказательств нарушенного права.

Таким образом, поскольку в удовлетворении первоначальных требований о признании заключения незаконным отказано, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований и о возложении обязанности, так как судом неустановленно нарушенного права истца.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным заключения о результатах публичных слушаний и возложении обязанностей – отказать в полном объеме.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий -подпись- М.И. Катбамбетов

УИД 01RS0-23

Подлинник храниться в материалах дела а-1113/2022

В Майкопском городском суде РА