ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1116/2022 от 06.06.2022 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело № 2а-1116/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 июня 2022 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Чумичевой Ю.В.,

при секретаре Оборотовой Е.В.,

с участием представителя административного истца Фирсанова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1116/2022 по административному иску прокурора города Ельца в защиту интересов неопределенного круга лиц к управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности определить границы территории, предмет и зоны охраны объекта культурного наследия,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Ельца обратился в суд и иском к управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности определить границы территории, предмет и зоны охраны объекта культурного наследия. Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой города Ельца проведен анализ на предмет соблюдения на территории городского округа город Елец законодательства об объектах культурного наследия. В ходе проведенного анализа установлено, что на территории городского округа город Елец по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Профсоюзная, д. 1, расположен объект культурного наследия регионального значения (памятник): дом, в котором в 1893-1894 годах жил первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко – организатор здравоохранения в СССР, поставленный на государственную охрану решением исполнительного комитета Липецкого областного Совета депутатов трудящихся «Об утверждении сводного списка памятников истории и культуры Липецкой области, подлежащих государственной охране и мерах по их сохранению» № 874 от 02.11.1971 и включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Вместе с тем, до настоящего времени в отношении данного объекта культурного наследия не разработан, не согласован и не утвержден проект зон охраны; не установлен предмет охраны; не установлены границы территории объекта. Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области, который осуществляет в установленном порядке деятельность по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; организует разработку проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения. Ненадлежащее осуществление Управлением своих полномочий по государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа город Елец, нарушает права неопределенного круга лиц на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Просил признать незаконным бездействие управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по не разработке, не согласованию и не утверждению проекта зон охраны, не установлению предмета охраны, не установлению границы территории в отношении объекта культурного наследия регионального значения: дома, в котором в 1893-1894 годах жил первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко – организатор здравоохранения в СССР, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Профсоюзная, д. 1; обязать управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке, согласованию и утверждению проекта зон охраны, установлению предмета охраны, установлению границы территории в отношении объекта культурного наследия регионального значения: дома, в котором в 1893-1894 годах жил первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко – организатор здравоохранения в СССР, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Профсоюзная, д. 1.

Определением суда от 25.05.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Садова Т.И., Бутова Ю.О., Ковалев О.А., Ковалев В.О.

Представитель административного ответчика управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, в поступившем отзыве содержится просьба о рассмотрении дело в отсутствие представителя Управления. Кроме того, в письменном отзыве на административное исковое заявление указано, что разработка проектов охраны объектов культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия, проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется путем заключения контрактов, занимает довольно продолжительное количество времени, в связи с чем административный ответчик просит установить срок по утверждению границы территории и предмета охраны объекта культурного наследия «Дом, в котором в 1893-1894 годах жил первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко – организатор здравоохранения в СССР», расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Профсоюзная, д. 1, в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а по утверждению зоны охраны данного объекта культурного наследия – в течение 24 месяцев.

Заинтересованные лица Бутова Ю.О., Садова Т.И., Ковалев О.А., Ковалев В.О. в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного истца - помощник прокурора города Ельца Фирсанов В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям, при этом полагал возможным установить предложенные административным ответчиком сроки исполнения решения суда.

Заслушав представителя административного истца – помощника прокурора города Ельца, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, в совокупности и каждое в отдельности, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 35 того же Федерального закона предусматривает, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

По смыслу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Учитывая, что заявленные требования направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор города Ельца вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Статья 44 Конституции Российской Федерации гарантирует, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с преамбулой к указанному Федеральному закону объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Одним из видов объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

На основании статьи 3.1. Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Согласно статье 20.1. Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при регистрации в реестре объектов культурного наследия, включенных в реестр в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона, указывается вид объекта культурного наследия и учитываются предмет охраны объекта культурного наследия, определенный в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, и границы территории объекта культурного наследия, утвержденные в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 15 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В силу статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относятся, в том числе государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (статья 9.2. Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Ельца был проведен анализ на предмет соблюдения на территории городского округа г. Елец законодательства об объектах культурного наследия.

В ходе проведенного анализа было установлено, что на территории городского округа город Елец находится объект культурного наследия «Дом, в котором в 1893-1894 гг. жил первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко – организатор здравоохранения СССР», расположенный по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Профсоюзная, д. 1.

.............

Вышеназванный жилой дом включен в Государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации (учетный номер 48-3616) на основании решения исполнительного комитета Липецкого областного Совета депутатов трудящихся «Об утверждении сводного списка памятников истории и культуры Липецкой области, подлежащих государственной охране, и мерах по их сохранению» № 874 от 02.11.1971, категория историко-культурного значения – регионального значения, вид объекта – памятник, общая видовая принадлежность – памятник истории, что также отражено в постановлении главы администрации Липецкой области «О неотложных мерах по сохранению культурного наследия области» № 106 от 27.02.1992.

Таким образом, объект культурного наследия регионального значения – «Дом, в котором в 1893-1894 гг. жил первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко – организатор здравоохранения СССР», расположенный по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Профсоюзная, д. 1, поставлен на государственную охрану.

Постановлением Главы администрации Липецкой области от 20.09.2017 № 434 «О создании управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области и внесении изменения в постановление главы администрации Липецкой области от 28.06.2010 № 198 «О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области» в структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области создано управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области.

Распоряжением администрации Липецкой области от 09.01.2018 № 3-р утверждено Положение об управлении по охране объектов культурного наследия Липецкой области, пункты 2.1, 2.3, 2.12, 2.26 которого предусматривают, что управление осуществляет в пределах своей компетенции деятельность по сохранению объектов культурного наследия, находящихся на территории Липецкой области, по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; организует разработку проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения; разрабатывает проект предмета охраны, требований к градостроительным регламентам в указанных границах и проект границ территории исторического поселения регионального значения.

Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных правовых норм управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1893-1894 гг. жил первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко – организатор здравоохранения СССР», расположенный по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Профсоюзная, д. 1, не разработан, не согласован и не утвержден проект зон охраны; не установлены предмет охраны и границы территории объекта, что подтверждается сообщением управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области от 15.03.2022, отзывом на административное исковое заявление и никем не оспаривалось.

Бездействие управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области нарушает право неопределенного круга граждан Российской Федерации на сохранность указанного объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения, гарантированное статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд находит административное исковое заявление прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности определить границы территории, предмет и зоны охраны объекта культурного наследия обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость совершения определенного действия и на срок устранения таких нарушений.

С учетом существа заявленных требований, позиции сторон, суд полагает, что административный ответчик должен выполнить возложенную на него обязанность по установлению предмета охраны и границы территории объекта культурного наследия в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а по разработке, согласованию и утверждению проекта зоны охраны объекта культурного наследия – в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора города Ельца в защиту интересов неопределенного круга лиц к управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности определить границы территории, предмет и зоны охраны объекта культурного наследия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по неразработке, несогласованию и неутверждению проекта зон охраны, неустановлению предмета охраны и границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1893-1894 гг. жил первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко – организатор здравоохранения СССР», расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Профсоюзная, д. 1.

Возложить на управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области обязанность установить предмет охраны и границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1893-1894 гг. жил первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко – организатор здравоохранения СССР», расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Профсоюзная, д. 1, в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области обязанность разработать, согласовать и утвердить проект зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1893-1894 гг. жил первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко – организатор здравоохранения СССР», расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Профсоюзная, д. 1, в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Ю.В. Чумичева

Решение суда в окончательной форме составлено 10 июня 2022 года.