РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 сентября 2023 года г.Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Дорошкова А.В.,
при помощнике судьи ФИО3,
с участием представителя административного истца Киреевского межрайонного прокурора по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № по административному исковому заявлению Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Киреевский центр образования №», муниципального образования Киреевский район, администрации муниципального образования Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению мероприятий в сфере законодательства по содержанию объекта гражданской обороны,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному образовательному учреждению «Киреевский центр образования №» муниципального образования Киреевский район, администрации муниципального образования Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению мероприятий в сфере законодательства по содержанию объекта гражданской обороны, указывая в обоснование заявленных требований, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения законодательства о собственности, гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны муниципального казенного образовательного учреждения «Киреевский центр образования №». В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1.6 Правил в ЗС ГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи согласно приложению № к настоящим Правилам. Также при проверке не представлен журнал оценки технического состояния ЗС ГО, планы перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационные схемы водоснабжения, канализации и электроснабжения ЗС ГО, правила поведения укрываемых в ЗС ГО. По результатам проведенной проверки 31 июня 2023 года директору муниципального казенного образовательного учреждения «Киреевский центр образования №» внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным. Однако выявленные нарушения не устранены, а именно: не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи; отсутствует напорная емкость аварийного запаса питьевой воды обменом на двое суток; не произведена окраска элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета. Проведенная проверка показала, что органом местного самоуправления муниципального образования Киреевский район как собственником муниципального имущества не приняты надлежащие меры к выполнению мероприятий в сфере исполнения требований законодательства о гражданской обороне. Отсутствие финансирования со стороны администрации муниципального образования Киреевский район препятствует образовательному учреждению устранить выявленные нарушения, что свою очередь влечет нарушение прав граждан на общественную безопасность при проведении военных действий или вследствие этих действий, действий при чрезвычайных ситуациях, а также при совершении действий террористического характера или их минимизации, а также свидетельствует о ненадлежащем содержании имущества, являющегося муниципальной собственностью.
На основании изложенного, с учетом уточненных административных исковых требований административный истец просит обязать администрацию муниципального образования Киреевский район в срок до 31 марта 2024 года профинансировать мероприятия по устранению требований законодательства в сфере содержания объекта гражданской обороны – противорадиационного укрытия (ПРУ), расположенного по адресу: <адрес> а именно: по созданию запасов (резерва) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи; по установке напорной емкости аварийного запаса питьевой воды обменом на двое суток; по покраске элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета. Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Киреевский центр образования №» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства в сфере содержания объекта гражданской обороны – противорадиационного укрытия (ПРУ), расположенного по адресу: <адрес> а именно: создать запасы (резерва) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи; установить напорную емкость аварийного запаса питьевой воды обменом на двое суток; осуществить покраску элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности помощник Киреевского межрайонного прокурора ФИО4 заявленные требования поддержала, по изложенным в уточненном иске основаниям, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования Киреевский район по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения, пояснив, что в настоящее время отсутствует возможность выделить денежные средства для устранения данных нарушений.
Представитель МКОУ «Киреевский центр образования №» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Согласно статье 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческих организаций являются, в том числе, устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия.
Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Пунктами 9.1 Устава источниками формирования имущества образовательного учреждения являются: средства, выделяемые из бюджета муниципального образования Киреевский районе согласно утвержденной бюджетной смете, в том числе на выполнение муниципального задания (в случае его установления); имущество, закрепленное за Центром на праве оперативного управления. Образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом и договором о закреплении имущества на праве оперативного управления, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества (п. 9.2 Устава).
В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Судом установлено, что в реестре муниципальной собственности муниципального образования Киреевский район значится недвижимое имущество: нежилое здание – гимназия 3-х этажное (подземных этажей – 1), расположенное по адресу: <адрес>.
На основании договора от 22.12.2010 № указанное нежилое помещение закреплено на праве оперативного управления за МОУ «Киреевская гимназия», которое на основании приказа Комитета образования администрации муниципального образования Киреевский район от 09.09.2015 № переименовано МКОУ «Киреевский центр образования №».
В подвальном помещении данного здания находится объект гражданской обороны противорадиационное укрытие (ПРУ), инвентарный №.
В соответствии с паспортом, инвентаризационной карточкой № организация, эксплуатирующая защитное сооружение является МКОУ «Киреевский центр образования №» администрации муниципального образования Киреевский район.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основными задачами в области гражданской обороны являются подготовка населения в области гражданской обороны; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны и другое.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, которые рассчитаны на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Правила).
Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В нарушение пункта 1.6 Правил в ЗС ГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи согласно приложению № к настоящим Правилам.
Приказом МЧС России от 21.07.2005 № утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее по тексту – Порядок).
Отсутствие напорной емкости аварийного запаса питьевой воды обменом на две суток является нарушением пункта 9 Порядка.
Согласно разделу 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация: 1) паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; 2) журнал оценки технического состояния ЗС ГО; 3) сигналы оповещения гражданской обороны; 4) план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; 5) план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; 6) планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; 7) список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; 8) эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; 9) эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; 10) эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; 11) инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; 12) инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; 13) инструкция по обслуживанию ДЭС; 14) инструкция о мерах пожарной безопасности; 15) правила поведения укрываемых в ЗС ГО; 16) журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); 17) журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; 18) журнал учета работы ДЭС; 19) журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; 20) схема эвакуации укрываемых из очага поражения; 21) список телефонов.
При этом, документация по пунктам 3 - 15 вывешивается на рабочих местах, документы, предусмотренные подпунктами 12, 13, 18 - 20, для укрытий не отрабатываются, а документы, предусмотренные подпунктами 6, 8 - 10, 16, отрабатываются при наличии данных систем в проектной документации.
Согласно паспорту ПРУ 71/01489 имеются системы электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с отключающими задвижками.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1.6 Правил в ЗС ГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи согласно приложению № к настоящим Правилам. Также при проверке не представлен журнал оценки технического состояния ЗС ГО, планы перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационные схемы водоснабжения, канализации и электроснабжения ЗС ГО, правила поведения укрываемых в ЗС ГО.
В нарушение требований пункта 3.2.7 Правил помещения ЗС ГО не содержится в сухом виде, имеются следы подтопления. Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в разные цвета, что является нарушением пункта 3.2.10 Правил.
Вышеизложенное свидетельствует о невыполнении установленных требований при эксплуатации в мирное время защитного сооружения гражданской обороны.
По результатам проведенной проверки 30 июня 2023 года на имя директора МКОУ «Киреевский центр образования №» администрации муниципального образования Киреевский район внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным.
Из ответа МКОУ «Киреевский центр образования №» администрации муниципального образования Киреевский район от 28 июля 2023 года, следует, что данное сооружение ПРУ, находящееся в оперативном управлении МКОУ «Киреевский центр образования №», согласно «Акта оценки содержания и использования защитного сооружения ГО от 29.12.2018 закрыто по причине его аварийного состояния. Неоднократно с 2009 года нами принимались меры к проведению текущего ремонта. Финансирование для восстановления функционирования ПРУ нет. А так как здание построено в 1988 году до введения ФЗ № от 12.02.1998 «О гражданской обороне» оно не соответствует тем требованиям, которые предъявляются данным ФЗ. К дисциплинарной ответственности в виде замечания за указанные нарушения привлечено ответственное лицо, что подтверждается приказом № от 28 июля 2023 года.
В связи с чем, проведенная проверка показала, что органом местного самоуправления муниципального образования Киреевский район как собственником муниципального имущества не приняты надлежащие меры к выполнению мероприятий в сфере исполнения требований законодательства о гражданской обороне. Отсутствие финансирования со стороны администрации муниципального образования Киреевский район препятствует образовательному учреждению устранить выявленные нарушения, что свою очередь влечет нарушение прав граждан на общественную безопасность при проведении военных действий или вследствие этих действий, действий при чрезвычайных ситуациях, а также при совершении действий террористического характера или их минимизации, а также свидетельствует о ненадлежащем содержании имущества, являющегося муниципальной собственностью.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Киреевский центр образования №», муниципального образования Киреевский район, администрации муниципального образования Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению мероприятий в сфере законодательства по содержанию объекта гражданской обороны, являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Киреевский центр образования №», муниципального образования Киреевский район, администрации муниципального образования Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению мероприятий в сфере законодательства по содержанию объекта гражданской обороны удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район в срок до 31 марта 2024 года профинансировать мероприятия по устранению требований законодательства в сфере содержания объекта гражданской обороны – противорадиационного укрытия (ПРУ), расположенного по адресу: <адрес> а именно: по созданию запасов (резерва) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи; по установке напорной емкость аварийного запаса питьевой воды обменом на двое суток; по покраске элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Киреевский центр образования №» в срок до 1 июля 2024 года устранить нарушения требований законодательства в сфере содержания объекта гражданской обороны – противорадиационного укрытия (ПРУ), расположенного по адресу: <адрес> а именно: создать запасы (резерва) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи; установить напорную емкость аварийного запаса питьевой воды обменом на двое суток; осуществить покраску элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: