ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1119/20 от 07.10.2020 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-1119/2020

УИД 12 RS0001-01-2020-000410-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Волжск 07 октября 2020 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Дьячковой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное делопоадминистративному исковому заявлению Муниципального бюджетного учреждения Волжский краеведческий музей к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО, УправлениюФедеральной службы судебных приставов России по Республике Марий Эл об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное учреждение Волжский краеведческий музей обратилось в суд с вышеуказанным административным иском. В обосновании требования указали, что решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 сентября 2015года, вступившим в законную силу 20.10.2015года удовлетворены исковые требования Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу к Муниципальному бюджетному учреждению «Волжский краеведческий музей» о понуждении к исполнению требований законодательства о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.

На муниципальное бюджетное учреждение «Волжский краеведческий музей» возложена обязанность: заключить договор о передаче музейных предметов и музейных коллекции, входящих в состав государственной части Музейного фонда РФ и являющихся федеральной собственностью в безвозмездное пользование музея; создать условия для хранения музейных ценностей в соответствии с п.163 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1986г. №290 в срок до 31.12.2016г.

Административный истец является должником в исполнительном производстве по делу от 09.02.2018, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50000 рублей в валюте ОКВ:643., взыскатель Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл, номер исполнительного производства 12020/19/146009 от 09.02.2018.

18.08.2020 административным ответчиком было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Административный истец МБУ «Волжский краеведческий музей» просит освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 (Пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением административного ответчика от 18.08.2020 года полностью или частично при невозможности освобождения полностью.

Представитель административного истца на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя МБУ «Волжский краеведческий музей», административное исковое заявление поддерживают в полном объеме. Просили заявление удовлетворить, освободить от взыскания исполнительского сбора.

Административный ответчик УФССП России по РМЭ на судебное заседание не явился, о времени и месту судебного заседания извещен надлежащим образом, в адрес суда представил отзыв на заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в котором возражает в освобождении должника от исполнительского сбора. Исходя из срока исполнения исполнительного документа.

Административный ответчик- судебный пристав исполнитель Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РМЭ ФИО на судебное заседание также не явилась, о времени и месту судебного заседания извещена надлежащим образом, в адрес суда представила ходатайство о рассмотрении дела без участия судебного пристава исполнителя, исковые требования оставляет на усмотрение суда.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, материалы гражданского дела №2-1365/15, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ч.3 ст.363 КАС РФ и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" дела по административным искам об уменьшении размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора, наложенного за неисполнение исполнительных документов, не названных в ч.2 ст.128 ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Судом установлено, что решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 сентября 2015года, вступившим в законную силу 20.10.2015года удовлетворены исковые требования Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу к Муниципальному бюджетному учреждению «Волжский краеведческий музей» о понуждении к исполнению требований законодательства о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.

На муниципальное бюджетное учреждение «Волжский краеведческий музей» возложена обязанность: заключить договор о передаче музейных предметов и музейных коллекции, входящих в состав государственной части Музейного фонда РФ и являющихся федеральной собственностью в безвозмездное пользование музея; создать условия для хранения музейных ценностей в соответствии с п.163 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1986г. №290 в срок до 31.12.2016г.

В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

По общему правилу ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В силу ч. 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

На основании исполнительного документа, выданного на основании указанного решения суда, 23 декабря 2015 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника МБУ «Волжский краеведческий музей».

Предметом взыскания по исполнительному производству явилось : заключить договор о передаче музейных предметов и музейных коллекции, входящих в состав государственной части Музейного фонда РФ и являющихся федеральной собственностью в безвозмездное пользование музея; создать условия для хранения музейных ценностей в соответствии с п.163 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1986г. №290 в срок до 31.12.2016г.

Должнику предоставлялся срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Однако, в устанавливаемые судебным приставом-исполнителем сроки в добровольном порядке требование должником не было исполнено. В материалы исполнительного производства должником предоставлены данные, что должник предпринимает все зависящие от него меры для исполнения решения.

18 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РМЭ ФИО вынесено постановление о возбуждении исполнительского производства -И и взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Часть 6 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

МБУ «Волжский краеведческий музей» по данным Устава, финансовое обеспечение деятельности музея осуществляется в виде субсидий бюджета городского округа «Город Волжск», выделяемых на выполнение муниципального задания. Своими денежными средствами музей не располагает.

Для заключения договора о передаче музейных предметов и музейных коллекции, входящих в состав государственной части Музейного фонда РФ и являющихся федеральной собственностью в безвозмездное пользование музея; создать условия для хранения музейных ценностей в соответствии с п.163 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1986г. №290 в срок до 31.12.2016г. необходимо было провести работы по реставрации, ремонту и обеспечению сохранности помещения музея.

Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный приставом, должник МБУ «Волжский краеведческий музей» указал, что ими предпринимались все зависящие от них меры для надлежащего исполнения обязательства.

Муниципальное бюджетное учреждение «Волжский краеведческий музей» обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Волжского городского суда Республики Марий Эл по гражданскому делу №2-2-1365/2015 от 16.09.2015г. по иску Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу к муниципальному бюджетному учреждению «Волжский краеведческий музей» о понуждении к исполнению требований законодательства о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, в связи с тем, что для исполнения решения от 16.09.2015года необходимо было произвести ремонтные работы в музее, подготовить пакет документов для направления в Министерство культуры Российской Федерации, куда приложить справку о наличии пожарно- охранной сигнализации. Собственных средств на ремонтные работы музей не имел, поэтому выполнить не мог. В 2015-2017годах ремонтные работы не проводились из-за отсутствия денежных средств у администрации городского округа « Город Волжск». данные обстоятельства подтверждены документально.

В 2018-2019 годах проведены реставрационные и ремонтные работы, установлена охранно- пожарная сигнализация, в связи с чем, 19 марта 2020года в адрес Минкультуры направлен пакет документов на заключение договора.

В связи со сложившейся ситуацией с пандемией, Управлением Минкультуры РФ по ПФО предоставило отсрочку для исполнения предписания до 30 апреля 2021 года.

Определением Волжского городского суда от 08.06.2020 года удовлетворено заявление МБУ « Волжский краеведческий музей» об отсрочке исполнения решения и предоставлена отсрочка исполнения решения Волжского городского суда Республики Марий Эл по гражданскому делу №2-1365/2015 от 16.09.2015 до 30 апреля 2021 года.

Суд приходит к выводу, что исходя из обстоятельств по делу, субъекта исполнения, специфики предмета исполнения, наличие сведений, что музей предпринимал все зависящие от него меры, у административного истца отсутствует вина в неисполнении решения суда в срок, указанный в решении и предусмотренный для добровольного исполнения, согласно исполнительному производству -ИП от 23.12.2015г., должником предпринимались меры, направленные на надлежащее и своевременное исполнение требований исполнительного документа.

С учетом приведенного правового регулирования, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Муниципального бюджетного учреждения «Волжский краеведческий музей» об освобождении от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Муниципального бюджетного учреждения «Волжский краеведческий музей» к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО1, УправлениюФедеральной службы судебных приставов России по Республике Марий Эл об освобождении от взыскания исполнительского сбораудовлетворить.

Освободить Муниципального бюджетного учреждения «Волжский краеведческий музей» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч)рублей 00 копеек, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл за -ИП от 18.08.2920г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд РМЭ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Емельянова Е.Б.

В окончательной форме решение

вынесено 14 октября 2020 года