ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1119/2017 от 24.05.2017 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-1119/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего Безверхой А.В.,

при секретаре Темеревой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 24 мая 2017 года дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Омской региональной общественной организации по развитию молодежных инициатив «Путеводитель» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Управление Министерства юстиции РФ по Омской области обратилось в Омский районный суд Омской области с вышеназванным административным иском. В обоснование заявленных требований указав, что 14.05.2003 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области принято решение о государственной регистрации Омской региональной общественной организации по развитию молодежных инициатив «Путеводитель». Сведения о государственной регистрации организации внесены 16.05.2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером В ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления организация зарегистрирована за учетным номером . Адрес местонахождения организации: <адрес>. В нарушение действующего законодательства организация не представила в регистрирующий орган информацию об объеме денежных средств и иного имущества, полученный от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и о фактическом расходовании и использовании по форме и в сроке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации определено, что общественные объединения представляют отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и о фактическом расходовании или использовании по форме № ОН 0003. В нарушение данного требования закона организация не предоставила в Управление указанный отчет за 2016 год. На основании изложенного просит признать Омскую региональную общественную организацию по развитию молодежных инициатив «Путеводитель» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещена надлежащим образом. Представила суду ходатайство в котором просила рассмотреть дело без участия представителя истца, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного истца – Омской региональной общественной организации по развитию молодежных инициатив «Путеводитель» в судебном заседании участие не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, в силу части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон, явка которых не признана обязательной.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Омская региональная общественная организация по развитию молодежных инициатив «Путеводитель» зарегистрирована в качестве юридического лица 16.05.2003 года Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области (ОГРН ), является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 11.05.2017 года.

Из Устава Омской региональной общественной организации по развитию молодежных инициатив «Путеводитель» следует, что организация является основанным на членстве добровольным, самоуправляемым формирование, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе совместной деятельности и общности интересов для реализации общих целей, указанных в настоящем Уставе.

Правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности общественных объединений определяет Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).

Согласно части первой статьи 29 названного федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзацы первый - пятый, седьмой - восьмой).

В силу части 4 статьи 29 вышеназванного закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» определено, что общественное объединения представляют отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН 0003.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» указанная информация представляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области, являясь надлежащим истцом по делу, указывает на непредставление ему ответчиком до настоящего времени вышеуказанной информации за 2016 год.

Опровергающие данные факты доказательства ответчиком суду не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

На основании части 2 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

По смыслу закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.

При этом суд учитывает, что статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, а потому п. 4 ст. 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 № 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

Таким образом, исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Омской региональной общественной организации по развитию молодежных инициатив «Путеводитель» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц в судебном порядке подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области удовлетворить.

Признать общественное объединение Омская региональная общественная организация по развитию молодежных инициатив «Путеводитель» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключить сведения об общественном объединении Омская региональная общественная организация по развитию молодежных инициатив «Путеводитель» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Безверхая

Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2017 года.