РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2022 года г.Алексин Тульской области
Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Кулешова А.В.,
при секретаре Папст А.И.,
с участием помощника Алексинского межрайонного прокурора Кадникова А.Е.
с надлежащим уведомлением лиц, подлежащих вызову в судебное заседание,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-1119/2022 по административному иску Алексинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Савину Василию Юрьевичу о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в сети Интернет,
установил:
Алексинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Савину В.Ю. о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в сети Интернет, мотивируя свои требования тем, что Межрайонной прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет и выявлен Интернет-ресурс по адресу: http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/37/info/41784, на котором размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 9100-001-2011 «Топливо, масла, смазки, специальные жидкости и ингибированные пленкообразующие нефтяные составы. Химмотологическая карта для вооружения и военной техники». При получении электронной копии указанного документа установлено, что на первой странице документа присутствует отметка «Для служебного пользования». Строки «Экз.№» и «Инв.№» не заполнены. Данный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствует. Ознакомиться с содержанием указанного Интернет-ресурса может любой пользователь. По информации Управления Роскомнадзора по от ДД.ММ.ГГГГ№ информация, расположенная на указанном сайте, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доступна, в реестре ЕИАС «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» отсутствует. Администратором доменного имени 1bm.ru в соответствии с регистрационными данными является Савин В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , зарегистрированный по адресу: , телефон №, адрес электронной почты: Размещенная на Интернет-странице: http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/37/info/41784 информация по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находится в свободном доступе, допуск к ней имеет неопределенный круг лиц, в связи с чем истец просил признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайта: http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/37/info/41784, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; включить ресурс, находящийся на странице: http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/37/info/41784, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; направить решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области для включения указателя страниц сайта http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/37/info/41784, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца помощник Алексинского межрайонного прокурора Кадников А.Е в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Административный ответчик Савин В.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Межрайонной прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет. Выявлен Интернет-ресурс по адресу: http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/37/info/41784, на котором размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 9100-001-2011 «Топливо, масла, смазки, специальные жидкости и ингибированные пленкообразующие нефтяные составы. Химмотологическая карта для вооружения и военной техники». На первой странице документа присутствует отметка «Для служебного пользования». Строки «Экз.№» и «Инв.№» не заполнены. Данный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствует.
Вход на указанный Интернет-сайт свободный и не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием указанного Интернет-ресурса может любой пользователь.
По информации АО «» от ДД.ММ.ГГГГ№, администратором доменного имени 1bm.ru в соответствии с регистрационными данными является Савин В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , зарегистрированный по адресу: , телефон №, адрес электронной почты: .
Согласно информации, предоставленной Управлением Роскомнадзора по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№, размещенная на Интернет-странице: http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/37/info/41784, информация по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоступна.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Из положений ст.ст. 2,9 Федерального закона № 149-ФЗ усматривается, что распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.
Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), включены в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергией и уполномоченном органе по космической деятельности» установлен запрет на разглашение (распространение) служебной информации, содержащейся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документах.
К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (п. 1.2 Положения № 1233).
На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п. 1.4 Положения № 1233).
Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).
Как следует из раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567, на том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией по государственному оборонному заказу.
Государственный военный стандарт является документом по стандартизации, утвержденным (принятым) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающим требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией, который распространяется путем предоставления в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции (подп. «ж» и «ч» п. 2 раздела I Положения № 1567).
Информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации обороной продукции, распространение указанных документов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня (п. 34 раздела VII Положения № 1567).
На выявленном Интернет-сайте размещена информация с текстом государственного военного стандарта ГОСТ РВ 9100-001-2011 «Топливо, масла, смазки, специальные жидкости и ингибированные пленкообразующие нефтяные составы. Химмотологическая карта для вооружения и военной техники», для неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1, 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. п.4 и 5 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом.
Согласно ч. 1,3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод, права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основного конституционного строя, законных, интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 57 Федерального закона от 07 июля 2003 № 126-ФЗ «О связи», услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа, точек доступа относятся к универсальным услугам связи.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно п. 3 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 №1101, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Однако, страница http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/37/info/41784, не включена в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Признание вышеуказанной информации запрещенной к распространению на территории РФ будет являться основанием ограничению доступа к ней полномочным органом.
То обстоятельство, что на ДД.ММ.ГГГГ информация на данном сайте недоступна не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Обращаясь с данным заявлением, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя и предупреждения совершения правонарушений.
В силу положений статьи 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
Положениями статьи 265.5 КАС РФ установлено, что решение суда по административному делу о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса (часть 1).
В резолютивной части решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2).
Копии решения суда направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса (часть 3).
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (часть 4).
В связи с тем, что распространение в сети «Интернет» информации, распространение которой запрещено, оказывает существенное влияние на защиту нравственности, а также прав и законных интересов граждан, решение подлежит немедленному исполнению.
Пунктом 17 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определено, что владелец сайта в сети "Интернет" - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 7 ст. 15.1 Закона о защите информации).
Частью 8 ст. 15.1 Закона о защите информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179 - 180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Алексинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Савину Василию Юрьевичу о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в сети Интернет, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайта: http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/37/info/41784, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для включения указанной страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Алексинский межрайонный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Кулешов