ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-111/19 от 03.10.2019 Полярнинского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-111/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 октября 2019 года город Полярный

Полярнинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Демчишина Д.В., при секретаре Нестеренко Е.А., с участием представителя заместителя начальника штаба – начальника управления Северного флота ФИО1 и военного коменданта военной комендатуры *** (далее – военный комендант гарнизона ***) ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего военной комендатуры *** ефрейтора ФИО3 об оспаривании действий заместителя начальника штаба – начальника управления Северного флота, связанных с отказом в установлении ежемесячной надбавки за особые достижения в службе (далее – надбавка),

установил:

Загорулько обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что в 2018 г. привлекался к двум проверкам результатов физической подготовленности личного состава военной комендатуры, в ходе которых его подготовленность оценена в соответствии с высшим квалификационным уровнем. 29 ноября 2018 г. заместителю начальника штаба – начальнику управления Северного флота был направлен проект приказа об установлении ему на 2019 г. надбавки, в реализации которого было отказано.

В связи с этим просит суд возложить на заместителя начальника штаба – начальника управления Северного флота обязанность включить его в проект приказа об установлении на 2019 г. надбавки и установить ему эту надбавку в размере 70 % оклада по воинской должности.

Определением от 12 сентября 2019 г., в связи с характером спорных отношений, командующий Северным флотом и филиал федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «2 финансово-экономическая служба» (далее – филиал ФЭС) привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков, а военный комендант гарнизона Полярный привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Административный истец и начальник филиала ФЭС в суд не прибыли, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Командующий Северным флотом и заместитель начальника штаба – начальник управления Северного флота, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела с их участием не просили.

В направленных в суд письменных возражениях заместитель начальника штаба – начальник управления Северного флота с заявленными требованиями не согласился и указал, что в соответствии с приказами начальника регионального управления военной полиции (по Северному флоту) от <дата>№ ... и от <дата>№ ..., контрольные проверки подчиненных органов военной полиции проведены в апреле и октябре 2018 г. В ходе проведенной в апреле 2018 г. контрольной проверки, Загорулько не выполнил высший квалификационный уровень физической подготовленности, а в проверке, проведенной 5 октября 2018 г., участие не принимал в связи с нахождением в отпуске. Выполнение Загорулько в 2018 г. высшего квалификационного уровня физической подготовленности явилось результатом его участия в двух занятиях, проведённых в комендатуре в рамках внутренних ежеквартальных проверок по физической подготовке, а не контрольных и итоговых проверках, как полагает административный истец.

Представитель заместителя начальника штаба – начальника управления Северного флота ФИО1 в судебном заседании дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в вышеприведенном возражении. Кроме того пояснил, что, в соответствии с приказом начальника регионального управления военной полиции (по Северному флоту) от <дата>№ ..., проведенная в октябре 2018 г. контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих военной комендатуры гарнизона Полярный, являлась итоговой за 2018 г. Каких-либо иных приказов об организации и проведении как контрольных, так и итоговых проверок физической подготовленности военнослужащих подчиненных органов военной полиции в 2018 г. не издавалось, такие проверки по инициативе регионального управления военной полиции (по Северному флоту) не проводились.

Военный комендант гарнизона Полярный ФИО2 в судебном заседании полагал возможным удовлетворить заявленные требования, поскольку в ходе контрольной и итоговой проверок, проведенных 22 августа и 13 ноября 2018 г. соответственно, подготовленность Загорулько оценена в соответствии с высшим квалификационным уровнем.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что Загорулько проходит службу в военной комендатуре *** (далее – военная комендатура) с сентября 2016 г.

Как следует из приказов начальника регионального управления военной полиции (по Северному флоту) от <дата>№ ... и от <дата>№ ..., подчиненным военным комендантам, в том числе военному коменданту гарнизона ***, предписано в период со 2 по 7 апреля 2018 г. провести контрольные занятия по основным предметам боевой и профессионально-должностной подготовке за зимний период обучения 2017-2018 гг., а в период с 1 по <дата> провести аналогичные мероприятия за 2018 учебный год. Комиссиям регионального управления военной полиции предписано подвергнуть военные комендатуры контрольным проверкам в указанные периоды.

Из ведомостей результатов контрольных проверок следует, что 3 апреля и 5 октября 2018 г. в военной комендатуре гарнизона *** проведены контрольные проверки физической подготовленности военнослужащих, в ходе которых 3 апреля 2018 г. Загорулько выполнил третий квалификационный уровень таковой, а в проверке, проведенной 5 октября 2018 г., участия не принимал в связи с нахождением в отпуске.

Также по делу установлено, что приказами военного коменданта гарнизона *** от 10 августа 2018 г. № ... и от 20 сентября 2018 г. № ... предписано провести в период с 22 по 24 августа 2018 г. контрольную проверку физической подготовленности военнослужащих военной комендатуры за 3 квартал 2018 г., а в период 12 по 14 ноября 2018 г. итоговую проверку такой подготовленности за 2018 г.

Согласно ведомостям от 22 августа и от 13 ноября 2018 г., в ходе проведения вышеуказанных проверок, Загорулько показал высший квалификационный уровень физической подготовленности. При этом, проверки проведены с участием специалистов по физической подготовке войсковых частей № ... и № ..., входящей в состав войсковой части № ....

Как следует из сообщения военного коменданта гарнизона *** от <дата>№ ..., в этой комендатуре отсутствует штатная должность специалиста по физической подготовке, в связи с чем личный состав комендатуры сдает ежеквартально контрольные и итоговые проверки физической подготовленности в войсковой части № ... с участием такого специалиста. По окончании мероприятий специалист по физической подготовке войсковой части № ..., проводивший проверку, готовит итоговую ведомость, которую направляет в комендатуру.

В соответствии с ч. 20 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ военнослужащим устанавливается ежемесячная надбавка за особые достижения в службе в размере до 100 % оклада по воинской должности. При этом правила указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Согласно п. 9 ст. 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим Вооруженных Сил РФ, проходящим военную службу контракту, утвержденных приказом Министра обороны РФ от <дата>№ ... действовавшим в период спорных отношений, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполнившим высший квалификационный уровень физической подготовленности, выплачивается надбавка в размере 70 % оклада по воинской должности.

Военнослужащим, выполнившим (подтвердившим) высший квалификационный уровень физической подготовленности, ежемесячная надбавка устанавливается на календарный год на основании приказа соответствующего командира (начальника) по результатам не менее двух проверок в прошедшем календарном году, одна из которых итоговая за год, контрольная или инспекторская. Основаниями для издания приказа являются ведомости проверок по физической подготовке личного состава воинской части, органа военного управления, организации Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с разъяснениями, данными по поручению заместителя Министра обороны РФ заместителем директора Департамента социальных гарантий ФИО4 и изложенными в письме от 13 июня 2019 г. № 182/2/3871, военнослужащим, выполнившим квалификационный уровень физической подготовленности, надбавка устанавливается по результатам не менее двух проверок, одна из которых итоговая за год, контрольная или инспекторская. Для установления надбавки в зачет принимаются результаты всех проверок, на которые привлекался военнослужащий в прошедшем календарном году, но не менее двух проверок (по выбору), одна из которых итоговая за год, контрольная или инспекторская.

Порядок проведения проверок в Вооружённых Силах Российской Федерации установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата>№ ...далее – Порядок).

Из буквального содержания п. 15, 19, 108 и 112 указанного Порядка следует, что контрольная проверка воинских частей проводится комиссиями, назначенными командирами соединений, то есть вышестоящим командованием, по основным её элементам, одним из которых является состояние боевой подготовки. Воинские части, подвергаемые контрольным проверкам, проводимым по плану вышестоящих штабов, к другим проверкам не привлекаются. Индивидуальная оценка военнослужащих по предметам боевой подготовки определяется по результатам выполнения ими упражнений и нормативов в соответствии с требованиями правовых актов Министерства обороны.

При этом, согласно п. 16 Порядка, не допускается проведение контрольных проверок командирами воинских частей непосредственно подчиненных им воинских частей.

При таких данных, необходимым условием для установления и выплаты военнослужащему надбавки является его участие как минимум в двух проверках, одна из которых должна быть итоговой, контрольной или инспекторской.

Применительно к контрольной проверке такой порядок предусматривает её проведение по утверждённому плану на основании указаний вышестоящего командования и под руководством специально созданной им для этих целей комиссии.

Порядок проведения проверки по определению уровня физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил РФ установлен Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ, утверждённым приказом Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 (далее – Наставление).

Так, согласно п. 2 Наставления, физическая подготовка является основным элементом боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач и одним из направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил.

При этом, как следует из п. 47 Наставления, в воинских частях и организациях Вооруженных Сил подлежат учету проведение учебных занятий по физической подготовке и результаты проверок физической подготовки.

В соответствии с п. 218 Наставления, проверка физической подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, осуществляется ежеквартально (включая контрольную и итоговую проверки).

Как следует из п. 45, 46 и 49 Наставления, контроль и учет физической подготовки осуществляется соответствующими командирами (начальниками), начальниками физической подготовки и спорта и другими должностными лицами.

Результаты практических проверок по определению уровня физической подготовленности военнослужащих фиксируются в ведомостях результатов проверки и в карточках учета результатов проверок.

Карточка учета результатов проверок заводится на каждого военнослужащего по контракту со времени поступления его на военную службу, в которой впоследствии учитываются все оценки, полученные военнослужащим по физической подготовке на ежеквартальных и итоговых проверках.

Из вышеприведенных правовых норм, применительно к рассматриваемому делу, следует, что мероприятия по проверке физической подготовленности военнослужащих, проведенные 22 августа и от 13 ноября 2018 г. в военной комендатуре гарнизона ***, были направлены на осуществление непосредственно самим командиром воинской части контроля физической подготовленности подчинённого личного состава, вследствие чего с учетом вышеприведенных положений Порядка и Наставления, инспекторскими, контрольными и итоговыми проверками не являлись и, по своему правовому характеру, относились к категории ежеквартальных проверок.

По делу установлено, что в 2018 году Загорулько принял участие в одной из двух контрольных проверок физической подготовленности военнослужащих военной комендатуры, проведённых в предусмотренном законом порядке по плану вышестоящего командования, в ходе которой выполнил третий уровень физической подготовленности, а выполнение им высшего уровня физической подготовленности имело место в связи с его участием в ежеквартальных проверках, которые статусом контрольной, инспекторской или итоговой за год, не обладали.

При указанных выше обстоятельствах, заявленные административные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, понесенные Загорулько судебные расходы по делу, возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Северный флотский военный суд через Полярнинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу Д.В. Демчишин