ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-111/19 от 06.02.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-5/2020

УИД 75OS0000-01-2019-000439-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 февраля 2020 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при помощнике судьи Борковской А.Б.,

с участием:

представителей административного истца акционерного общества «Тепловодоканал» Клоковой Н.Ю., Ильина Я.С.

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Василик К.В.,

представителя заинтересованного лица Губернатора Забайкальского края Серебряковой А.Ю.,

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тепловодоканал» о признании недействующим со дня принятия приложение № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 582-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район», на 2017 - 2019 годы» в редакции приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 723-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район»,

установил:

приложением № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) от 15 декабря 2017 года № 582-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район», на 2017 - 2019 годы.

Приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 723-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 582-НПА внесены изменения, приложение № 1 изложено в новой редакции.

Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 20 декабря 2017 года и 21 декабря 2018 года соответственно.

Акционерное общество «Тепловодоканал» (далее – АО «Тепловодоканал») посредством представителя по доверенности Клоковой Н.Ю. обратилось в Забайкальский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят административным ответчиком с нарушением части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075. По мнению административного истца, при установлении оспариваемых тарифов административный ответчик, определяя расходы на оплату труда работников АО «Тепловодоканал», не применил тарифную ставку рабочего места первого разряда и межразрядные тарифные коэффициенты, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 года, утвержденным 8 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее – Отраслевое тарифное соглашение), сославшись на неподлежащее применению постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Кроме того, согласно дополнениям к административному исковому заявлению административный истец указывает на неправомерное уменьшение регулирующим органом при расчете тарифов суммы базового уровня операционных расходов, установленных заключенными 6 октября 2017 года концессионными соглашениями №№ 51, 53, что противоречит положениям Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», пункту 51 Основ ценообразования. Названные обстоятельства повлекли существенное занижение расходов на оплату труда работников, учитываемых в составе необходимой валовой выручки, базового уровня операционных расходов и установлению экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию.

РСТ Забайкальского края в лице и.о. руководителя Морозовой Е.А. в представленном письменном отзыве и дополнениях к нему с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что приложение № 3 Отраслевого тарифного соглашения, устанавливающее тарифные коэффициенты, носит рекомендуемый характер, в связи с чем при определении базового уровня операционных расходов на 2019 год в отношении АО «Тепловодоканал» служба применила межразрядные тарифные коэффициенты согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583, что соответствует подпункту 2.2.1 пункта 2 Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Госстроя России от 31 марта 1999 года № 81, которым допускается применение межразрядных тарифных коэффициентов работников бюджетной сферы для организаций жилищно-коммунального хозяйства независимо от организационно-правовой формы. Применение Отраслевого тарифного соглашения при формировании фонда оплаты труда приведет к увеличению экономически обоснованного тарифа и стоимости оплаты за коммунальный ресурс, что приведет к росту расходов населения, а также повысит нагрузку на бюджет Забайкальского края. Снижение операционных расходов при установлении тарифа обоснованно, поскольку при расчете тарифов РСТ Забайкальского края руководствовалась расчетами и пакетом документов, которые представлены АО «Тепловодоканал» в составе тарифной заявки, выявив несоответствия ранее произведенных расчетов Основам ценообразования. Кроме того, указывая, что с принятием приказа РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 571-НПА оспариваемые приказы признаны утратившими силу с 1 января 2020 года, в связи с чем перестали затрагивать права и интересы административного истца, полагала производство по данному делу подлежащим прекращению.

В судебном заседании представители АО «Тепловодоканал» Клокова Н.Ю., Ильин Я.С. позицию административного истца поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к ним.

Представитель РСТ Забайкальского края Василик К.В. административное исковое заявление просила оставить без удовлетворения, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель Губернатора Забайкальского края Серебрякова А.Ю., поддержала письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором полагала производство по делу подлежащим прекращению, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты утратили силу.

Заинтересованные лица администрация городского поселения «Аксеново-Зиловское», администрация сельского поселения «Урюмское», извещенные о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 указанного закона установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 8 закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.10 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Действуя в пределах своих полномочий РСТ Забайкальского края издала приказ от 15 декабря 2017 года № 582-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район», на 2017 - 2019 годы с календарной разбивкой, а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) с использованием метода индексации установленных тарифов.

Приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 723-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» в вышеназванный приказ РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 582-НПА внесены изменения, в том числе приложение № 1 к приказу изложено в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

Приказы РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 582-НПА, от 20 декабря 2018 года № 723-НПА были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (выписки из протоколов заседания Правления РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 93, 20 декабря 2018 года № 96), с учетом экспертных заключений по установлению тарифов (л.д. 141-193 т. 1, л.д. 129-147 т. 1), официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 20 декабря 2017 года, 21 декабря 2018 года.

Оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.

В оспариваемом административным истцом приложении № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 582-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» на 2017 - 2019 годы с календарной разбивкой.

Так, тарифы на тепловую энергию (мощность) для сельского поселения «Урюмское» с момента вступления в силу приказа по 31 декабря 2017 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения составили 5 493,01 (руб./Гкал), для населения 2 615,39; с 01 января по 30 июня 2018 года – 5 493,01; 2 615,39; с 01 июля по 31 декабря 2018 года – 5 706,69; 2 720,01; с 01 января по 30 июня 2019 года – 2 720,01; 3 200,71; с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 5 934,96; 2 828,81.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для городского поселения «Аксеново-Зиловское» с момента вступления в силу приказа по 31 декабря 2017 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения составили 3 080,86 (руб./Гкал), для населения 2 739,78; с 01 января по 30 июня 2018 года – 3 080,86; 2 739,78; с 01 июля по 31 декабря 2018 года – 3 200,71; 2 849,37; с 01 января по 30 июня 2019 года – 3 200,71; 2 849,7; с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 2 828,81;2 963,35.

Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе методом индексации установленных тарифов.

Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).

Согласно части 2.2 статьи 9 Закона о теплоснабжении в отношении организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и эксплуатацию объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по договору аренды данных объектов или по концессионному соглашению, орган регулирования принимает решение о выборе метода регулирования тарифов, соответствующего методу, предусмотренному конкурсной документацией и согласованному в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и настоящим Федеральным законом. При принятии органом регулирования решения о выборе метода регулирования тарифов, соответствующего предусмотренному конкурсной документацией методу, указанное в части 2 настоящей статьи согласование с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения не требуется.

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Как установлено в пункте 51 Основ ценообразования (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» - «л» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).

Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, и значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях», либо в случае заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.

Согласно части 12.1 статьи 10 Закона о теплоснабжении в случае, если долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или договором аренды, объектом которых являются объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласованы с органом регулирования, он обязан использовать их в качестве долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при формировании тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных частью 7.1 статьи 29 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «Тепловодоканал» осуществляет производство, передачу, распределение тепловой энергии на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское» и городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» с использованием объектов теплоснабжения, переданных обществу на основании концессионного соглашения от 6 октября 2017 года № 53 (далее – Концессионное соглашение № 53), заключенного с муниципальным образованием сельское поселение «Урюмское» в лице администрации сельского поселения «Урюмское» (концедент) и Забайкальским краем в лице Губернатора Забайкальского края, и на основании концессионного соглашения от 6 октября 2017 года № 51 (далее – Концессионное соглашение № 51), заключенного с муниципальным образованием городское поселение «Аксеново-Зиловское» в лице администрации городского поселения «Аксеново-Зиловское» (концедент) и Забайкальским краем в лице Губернатора Забайкальского края. Срок действия соглашений установлен до 5 октября 2020 года. Инициатором заключения концессионных соглашений являлось АО «Тепловодоканал».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение помимо предусмотренных частями 1, 1.1 настоящей статьи и статьей 42 настоящего Федерального закона существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавок к ценам (тарифам), долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, согласованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).

К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг, размер инвестированного капитала, норма доходности инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала, показатели энергосбережения, энергетической эффективности и иные долгосрочные параметры такого регулирования, определенные основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 12 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 75 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относятся: базовый уровень операционных расходов; динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг (индекс эффективности операционных расходов); нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.); показатели энергосбережения и энергетической эффективности - если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и (или) если показатели энергосбережения и энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов; динамика изменения расходов на топливо, устанавливаемая в целях перехода от одного метода распределения расхода топлива к другому методу, - если орган регулирования применяет понижающий коэффициент на переходный период в соответствии с Правилами распределения расхода топлива.

В соответствии с пунктом 96(1) Правил регулирования тарифов орган регулирования осуществляет согласование значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (далее соответственно - инициатор, предложение о заключении концессионного соглашения), на основании заявления органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и приложенных к нему документов, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 96(4) настоящих Правил.

Уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, является базовым уровнем операционных расходов (пункт 2 Основ ценообразования). Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. Операционные расходы включают в себя: расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств (пункты 73, 59, 58 Основ ценообразования).

Как установлено в пункте 12 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, в случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, орган регулирования при расчете тарифов применяет долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера или арендатора, установленные концессионным соглашением или договором аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии с пунктами 8.7, 8.8 Концессионных соглашений №№ 51, 53 регулирование тарифов на оказываемые концессионером услуги осуществляется в соответствии с методом индексации. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера на оказываемые концессионером услуги, согласованные с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), указаны в приложениях № 8 к настоящим соглашениям.

Забайкальский край, участвующий в настоящем соглашении, несет, в том числе обязанность по установлению тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установленных настоящим соглашением (пункт 8.14 Концессионных соглашений).

В приложении № 8 к Концессионному соглашению № 53 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Концессионера в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в сельском поселении «Урюмское». Так, базовый уровень операционных расходов составил на 2017 год 8 762,68 тыс.руб., 2018 год – 9 005,07 тыс.руб., 2019 год – 9 271,62 тыс.руб., 2020 год – 9 546,06 тыс.руб.

В приложении № 8 к Концессионному соглашению № 51 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Концессионера в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в городском поселение «Аксеново-Зиловское». Так, базовый уровень операционных расходов котельной ДПКС, теплотрасса котельной ДПКС составил на 2017 год 7 755,35 тыс.руб., 2018 год – 7 984,91 тыс.руб., 2019 год – 8 221,27 тыс.руб., 2020 год – 8 464,62 тыс.руб.; для котельной мкр. Березка, теплотрасса котельной мкр. Березка на 2017 год – 7 698,34 тыс.руб., 2018 год – 7 926,21 тыс.руб., 2019 год – 8 160,83 тыс.руб., 2020 год – 8 402,39 тыс.руб.

Долгосрочные параметры регулирования деятельности АО «Тепловодоканал» и метод регулирования тарифов при заключении концессионных соглашений в установленном Правительством Российской Федерации порядке были согласованы с РСТ Забайкальского края, что подтверждается письмами РСТ Забайкальского края от 20 июля 2017 года № 03/4146 и № 03/4145, содержащих значения долгосрочных параметров регулирования, в том числе базовый уровень операционных расходов на 2017-2020 годы (л.д. 92-95, 114-117 т. 3).

Вместе с тем, как следует из экспертного заключения по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципальных образований сельского поселения «Урюмское», городского поселения «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» на долгосрочный период 2017-2019 гг., размер базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования составил для сельского поселения «Урюмское» 7 560 712,31 руб. (л.д. 152, 173 т. 2), для городского поселения «Аксеново-Зиловское» - 4 993 861 руб. (котельная ДПКС), 5 197 649 (котельная Березка) и 10 191 510 (СВОД) (л.д. 168, 169,148, 170 т. 2).

В силу пунктов 29, 32, 33 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями. При этом экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования. Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе величину необходимой валовой выручки регулируемых организаций, использованную при расчете установленных тарифов, и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования; основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

Между тем каких-либо сведений о значениях долгосрочных параметров регулирования, в том числе о размере базового уровня операционных расходов, установленных в концессионных соглашениях и согласованных РСТ Забайкальского края, о необоснованности расчета ранее согласованных долгосрочных параметров регулирования тарифов и их изменении ни экспертное заключение, ни выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 93 не содержат. В приложении № 7.2 «Калькуляция себестоимости теплоснабжения на долгосрочный период 2017 год (СВОД на территории городского поселения «Аксеново-Зиловское») имеется лишь указание на размер базового уровня операционных расходов (из конкурсной документации), который соответствует данным концессионного соглашения. В выписке из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края сведений о размере базового уровня операционных расходов, согласованных значениях долгосрочных параметрах регулирования тарифов в соответствии с условиями концессионных соглашений не имеется.

В соответствии с абзацем третьим пункта 51 Основ ценообразования, в случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов).

Как установлено судом, соглашение об изменении долгосрочных параметров регулирования между сторонами концессионных соглашений достигнуто не было, предварительного согласия на изменение значений долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном в разделе X Правил регулирования тарифов, РСТ Забайкальского края не представляло.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что установленные для АО «Тепловодоканал» РСТ Забайкальского края тарифы на теплоснабжение нельзя признать обоснованными, сформированными на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование, в том числе в случае, когда долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением и были согласованы органом регулирования тарифов.

Доводы РСТ Забайкальского края о том, что в рамках тарифной сессии при установлении тарифов уровень операционных расходов был пересчитан в связи с некорректностью такого уровня, установленного в концессионных соглашениях, не могут быть признаны обоснованными при отсутствии какого-либо подтверждения этому материалами тарифного дела, экспертным заключением.

Кроме того, согласно заявленным административным исковым требованиям, по мнению административного истца, при установлении оспариваемых тарифов административный ответчик, определяя расходы на оплату труда работников АО «Тепловодоканал», неверно применил тарифную ставку рабочего места первого разряда и межразрядные тарифные коэффициенты, а также исключил расходы не текущее премирование.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации. В силу пунктов 73, 58 Основ ценообразования в число текущих расходов входят расходы на оплату труда.

Расчет расходов на оплату труда произведен методом экономически обоснованных расходов, что, по мнению суда, является допустимым.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденное 8 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.

Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

АО «Тепловодоканал» не является членом Отраслевого тарифного соглашения, однако на него в силу вышеприведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835 распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения, как организации, не подавшей в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению мотивированный письменный отказ от присоединения к нему.

РСТ Забайкальского края при расчете фонда оплаты труда руководствовалась Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, вместе с тем применила положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, которое согласно пункту 1.11 действовало по 31 декабря 2016 года включительно, учтя при расчетах ставку первого разряда в размере 7 934,32 рублей, и не учла положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, согласно пункту 2 приложения № 1 которого размер ставки первого разряда установлен на 1 января 2017 года в размере 9 526 рублей, а также в части, касающейся размеров тарифных коэффициентов, применяемых для расчета тарифных ставок.

Так, в приложении № 3 к Отраслевому тарифному соглашению установлены рекомендуемые размеры тарифных коэффициентов для организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Одновременно в примечании к приложению отмечено, что в организациях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала; внутренние диапазоны коэффициентов могут определяться работодателем самостоятельно.

В соответствии с пунктами 2.5 и 2.8.2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников, в которой учитывается, как правило, в совокупности: эффективность производства и улучшение результатов финансово-экономической деятельности; отсутствие аварий и роста инцидентов в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом; отсутствие роста травматизма в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом; отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; своевременное получение паспорта готовности организации к осенне-зимнему периоду; отсутствие нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности; участие в общественной работе и управлении организацией (статьи 52, 53, 46, 41, 165 Трудового кодекса Российской Федерации); наличие уровня квалификации, подтвержденной Свидетельством о профессиональной квалификации; участие в конкурсах профессионального мастерства.

Премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и включаются в состав средств на оплату труда работников в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. При наличии финансовой возможности, работодатель может увеличить размер премии.

Из пояснений сторон, штатного расписания на оплату труда работников АО «Тепловодоканал» следует, что для организации оплаты труда всех категорий работников (производственный, ремонтный, административный персонал) обществом используется 18-разрядная Единая тарифная сетка.

В составе тарифной заявки АО «Тепловодоканал» представило в РСТ Забайкальского края штатное расписание организации, в котором определены размеры тарифных коэффициентов, используемых для расчета размеров тарифных ставок по каждому из разрядов исходя из ставки первого разряда, а также Положение о премировании персонала Участок теплоснабжения и водоснабжения «Аксеновое-Зиловское» и «Урюмское», утвержденное генеральным директором 1 июля 2017 года, из которого следует, что размер премии работников на предприятии предусмотрен в процентах от должностного оклада, тарифной ставки учетом доплат и надбавок к ним в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за фактически отработанное время (максимальный размер 35 %), предусмотрены показатели снижения премии для всех работников (л.д. 39-43 т. 2).

Поданные организацией документы были признаны органом регулирования достаточными, дополнительных документов на основании пункта 20 Правил регулирования тарифов у регулируемой организации не запрашивалось.

Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению по установлению тарифов размеры тарифных коэффициентов, использованных органом регулирования в расчетах расходов на оплату труда, существенно ниже тарифных коэффициентов, как установленных в штатном расписании организации, так и приведенным в Отраслевом тарифном соглашении, при этом сведений о включении в состав расходов на оплату труда расходов на премирование работников не имеется. Каких-либо мотивов, оснований отклонения предложения организации, неприменения положений соглашения, анализ экономической обоснованности предложения предприятия в части установления размеров тарифных ставок, расходов на премирование, в том числе с учетом данных об организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, расчет обоснованных тарифных коэффициентов либо средневзвешенного межразрядного коэффициента в экспертном заключении не приведено.

Названные сведения и выводы отсутствуют и в протоколе заседания Правления РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 93.

Согласно пояснениям представителя РСТ Забайкальского края Василик К.В. при расчетах плановых затрат на оплату труда органом регулирования использовались тарифные коэффициенты согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», которое значения межразрядных тарифных коэффициентов не содержит.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащего экономического обоснования рассчитанных РСТ Забайкальского края расходов на оплату труда, подлежащих включению в состав необходимой валовой выручки организации, поскольку регулирующим органом немотивированно отклонено предложение организации по размеру тарифных коэффициентов для всех категорий работников (производственный, ремонтный, административный персонал), не осуществлен расчет и обоснование применения тарифных коэффициентов в отношении каждого из разрядов либо средневзвешенного межразрядного коэффициента, а также исключены расходы на премирование работников.

При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом тарифы на теплоснабжение с момента издания оспариваемого приказа и по 31 декабря 2019 года, установленные исходя из неверно определенного размера необходимой валовой выручки (приложение № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 582-НПА в редакции приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 723-НПА), подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.

Доводы представителя РСТ Забайкальского края о том, что, устанавливая тарифы, регулирующий орган не вправе распространить их действие на период до принятия нормативного правового акта, подлежат отклонению. Принятие нормативного правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признанный судом недействующим, по смыслу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основании АО «Тепловодоканал» принимал оплату за оказываемые услуги по теплоснабжению по утвержденным тарифам, признанным судом экономически необоснованными, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца в период действия оспариваемого нормативного правового акта, производство по настоящему делу не может быть прекращено в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Тепловодоканал» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приложение № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 582-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район», на 2017 - 2019 годы».

Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложение № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 582-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район», на 2017 - 2019 годы».

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф ).

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу акционерного общества «Тепловодоканал» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Мотивированное решение составлено 14 февраля 2020 года.