Дело №2а-111/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Верхний Услон 16 мая 2019 года
Республики Татарстан
Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тюфтиной О.М.,
при секретаре судебного заседания Савенковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хайрутдиновой Р.М. к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными действий по необоснованному вынесению уведомлений о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности,
установил:
Хайрутдинова Р.М. в лице представителя по доверенности Касимова Р.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными действий по необоснованному вынесению уведомлений о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительств требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в обосновании указав, что в июле 2018 года на основании договора аренды земельного участка № от 30 июля 2018 года ей предоставлен земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> разрешенный вид использования – ведение личного подсобного хозяйства.
В сентябре 2018 года на земельном участке на основании Уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 04.09.2018 года и уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 07 сентября 2018г., административным истцом был возведен индивидуальный жилой дом.
По окончании строительства Хайрутдинова Р.М. неоднократно обращалась в Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, но на все ее обращения административным ответчиком вынесены уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Административный истец считает, что действия Административного ответчика не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают ее права и законные интересы.
Так, 21 сентября 2018 года административным истцом подано Уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 28.09.2018г. № 1-2018/7296-му ей сообщено, что построенный объект не соответствует параметрам разрешенного строительства, поскольку возведенное строение не обеспечено инженерными системами (электроосвещения, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция и газоснабжения), инженерные системы (вентиляции, водоснабжения, водоотведения) не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, не смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, наружные ограждающие конструкции жилого помещения, не имеют теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
09 октября 2018 года административный истец вновь обратилась с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства № от 09.10.2018, к которому приложила документы, подтверждающие необоснованность выводов, сделанных в Уведомлении о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 28.09.2018г. №.
15 октября 2018 года административным ответчиком вновь вынесено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности №. В обоснование указано, что построенный объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям главы 2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», принятого в соответствии со статьей 12 Жилищного кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018), а именно: наружные ограждающие конструкции жилого помещения, не имеют теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароинзоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
Хайрутдинова Р.М. не согласна с уведомлением, поскольку данное требование предъявляется к жилым помещениям, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. п. 15 раздела II. «Требования, которым должно отвечать жилое помещение» Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47).
Учитывая отсутствие иных замечаний, уведомление от 15 октября 2018г. № является незаконным и вынесенным в нарушение требований действующего законодательства, в связи с чем, является незаконным.
Поскольку оснований для отказа в вынесении уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности не имелось, а приведенное Уведомление от 15 октября 2018г. № вынесено с нарушением требований действующего законодательства РФ, то административный истец 23 октября 2018г. обратился с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 23.10.2038г. №
Уведомлением о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 30.10.2018г. № 8-2018/8211-му административному истцу сообщено, что построенный объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям главы 2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», принятого в соответствии со статьей 12 Жилищного кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018), а именно: наружные ограждающие конструкции жилого помещения, не имеют теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
26 ноября 2018г. Прокуратурой Верхнеуслонского района в адрес Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района РТ вынесено представление об устранении нарушения действующего законодательства, т.к. положения п. 15 раздела II. «Требования, которым должно отвечать жилое помещение» Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 относятся только к многоквартирным жилым домам.
Учитывая данное обстоятельство и отсутствие иных замечаний к жилому дому, административный истец 01 декабря 2018г. обратилась к административному ответчику с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с уведомлением о несоответствии достроенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 06.12.2018г. № 45-2018 административному истцу сообщено, что индивидуальный жилой дом не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», при этом отсутствуют какие-либо доказательства, приведенные в обоснование вынесенного уведомления.
Административный истец обратилась к независимому эксперту. Из акта экспертного исследования № от 19 ноября 2018г., выполненного ООО «Респект», индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> по своим техническим характеристикам строительных конструкций, архитектурно планировочных решений, наличию инженерных коммуникаций, соответствует строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным правилам и нормативам. Исследуемое строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем. т.к. все строительные работы выполнены в соответствии со строительно-техническими нормативами.
Все вышеуказанное свидетельствует о том, что доводы, приведенные в Уведомлениях административного ответчика о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 28.09.2018г. №; от 15 октября 2018г№; от 30.10.2018г. № и от 06.12.2018г. № не соответствуют фактическим обстоятельствам, вынесены с нарушением требований градостроительного законодательства Российской Федерации, создают препятствия в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на возведенный индивидуальный жилой дом за Хайрутдиновой Р.М.
На основании изложенного административный истец просит признать незаконными действия Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан», выраженные в вынесении Уведомлений о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 28.09.2018г. №; от 15 октября 2018г. №; от 30.10.2018г. № и от 06.12.2018г. № и обязать устранить допущенные нарушения путем выдачи Хайрутдиновой Р.М. уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности в отношении индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, Набережно-Морквашское сельское поселение, с. Набережные Моркваши, ул. Дружбы, 12.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, Касимов Р.С. поддержал административные исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан по доверенности Салихов Е.М. в судебном заседании административные исковые требования не признал, суду пояснил, что 04 сентября 2018 года истец предоставил уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома и уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на арендованном земельном участке.
21 сентября 2018 года от административного истца получено уведомление об окончании строительства.
В связи с чем был осуществлен выезд на место и в ходе обследования установлено, что построенный объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Свода Правил СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные», Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
При осмотре объекта, возведенного административным истцом на арендованном земельном участке, выявлено, что стены объекта выполнены из листов древесно-стружечной плиты толщиной 1-2 см, каркас объекта изготовлен из древесного бруса диаметром 10 см. Наружные стены не имеют гидроизоляционного покрытия. Швы (стыки) листов ДСП не изолированы. Между фундаментом и стенами объекта имеются сквозные щели. Не изолированы и не утеплены пол и потолок объекта.
В построенном объекте отсутствует система инженерно-технического обеспечения: отопление, система вентиляции, системы водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Система электроснабжения установлена с нарушениями требований безопасности.
После отказа в выдаче уведомления истец устранил часть недостатков, заменив радиаторы, вмонтированные в стену, на электроотопительные.
В ходе повторного выезда на место были выявлены новые несоответствия: стены не обшиты, не обработаны от водостойкости, капитальными не являются. Между фундаментом и стенами дома большие щели. Толщина стен дома составляет 10 см, предположить глубину фундамента невозможно. Складывается впечатление, что постройка возведена лишь для того, чтобы зарегистрировать право собственности, а в последующем демонтировать либо реализовать. Экспертные заключения, предоставленные истцом составлены коммерческой организацией, которые составлены без выезда на место, поскольку эксперт описывает инженерные коммуникации, которые отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что построенное истцом здание не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к индивидуальным жилым домам, принимая во внимание отсутствие внешних и внутренних отделочных работ и отсутствие внутренних санитарно-технических устройств, инженерных коммуникаций, а объект недвижимости не обладает признаками объекта капитального строительства – завершенного строительством индивидуального жилого дома, просит отказать в удовлетворении административного иска.
Эксперт Игнашина И.Г., допрошенная в судебном заседании, суду показала, что на основании определения суда проводила экспертизу объекта индивидуального строительства, построенного истцом. При проведении экспертизы были изучены и взяты за основу материалы административного дела, которые, по ее мнению, были достаточны для заключения эксперта.
Эксперт также показала, что фундамент, толщину теплоизоляции, покрытие стен самостоятельно не исследовала, указанную информацию взяла из заключения эксперта ООО «Эталон», подготовленного по заявлению административного истца, и перенесла в свое заключение.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (пункт 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 16 статьи 55 указанного кодекса предусмотрено, что в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В силу пункта 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, является согласно требованиям пункта 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случае, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Установлено, что 30 июля 2018 года между Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и Хайрутдиновой Р.М. заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому в аренду Хайрутдиновой Р.М. сроком на 20 лет предоставлен земельный участок, общей площадью 2 168 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенный вид использования – ведение личного подсобного хозяйства (л.д.8).
По окончании строительства 21 сентября 2018г. Хайрутдиновой Р.М. в Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района РТ подано уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
28 сентября 2018 года Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района РТ в адрес Хайрутдиновой Р.М. направлено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности №, поскольку построенный объект не соответствует параметрам разрешенного строительства, возведенное строение не обеспечено инженерными системами (электроосвещения, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция и газоснабжения), инженерные системы (вентиляции, водоснабжения, водоотведения) не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, не смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, наружные ограждающие конструкции жилого помещения, не имеют теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома (л.д.13-14).
15 октября 2018 года административным ответчиком по результатам рассмотрения уведомления Хайрутдиновой Р.М. об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства вынесено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности №. В обоснование указано, что построенный объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям главы 2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», принятого в соответствии со статьей 12 Жилищного кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018), а именно: наружные ограждающие конструкции жилого помещения, не имеют теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароинзоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома (л.д.15-16).
30 октября 2018 года административным ответчиком вновь вынесено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности №, так как построенный объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям главы 2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», принятого в соответствии со статьей 12 Жилищного кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018), а именно: наружные ограждающие конструкции жилого помещения, не имеют теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома (л.д.17).
06 декабря 2018 года административным ответчиком по результатам рассмотрения уведомления Хайрутдиновой Р.М. об окончании строительства вынесено уведомление о несоответствии достроенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № 45-2018, в соответствии с которым индивидуальный жилой дом не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (л.д.18).
Из акта экспертного исследования № 140/18-СЭ, подготовленного 19 ноября 2018 года ООО «Респект» по заказу Хайрутдиновой Р.М., следует, что индивидуальный жилой дом по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, Набережно-Морквашское сельское поселение, с. Набережные Моркваши, ул. Дружбы, 12, по своим техническим характеристикам строительных конструкций, архитектурно планировочных решений, наличию инженерных коммуникаций, соответствует строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным правилам и нормативам. Исследуемое строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем. т.к. все строительные работы выполнены в соответствии со строительно-техническими нормативами (л.д.26).
Согласно заключению ООО «Производственная фирма «Эталон проект» от 18 декабря 2018 года, жилой дом <адрес>, является капитальным сооружением и соответствует требованиям строительных норм и правил, отвечает требованиям, установленным нормативными документами: СНиП 31-01-2003 «Дома жилые многоквартирные», СП55.13330.2016 «Здания жилые одноквартирные», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность здания», СП 4.13130.2013 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты», СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», СП 20.13330.2011 «Нагрузки и воздействия», СП 52.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные», СП 28.13330.2010 «Защита строительных конструкций от коррозии», СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.42-45).
В рамках рассмотрения дела определением Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 06 февраля 2019 года для определения соответствия построенного на арендованном Хайрутдиновой Р.М. земельном участке строения нормам градостроительного законодательства была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Эксперт-Сити» (л.д.122-124).
Согласно заключению эксперта № от 23 апреля 2019 года, строение на земельном участке с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> соответствует требованиям законодательства в сфере градостроительных, технических, противопожарных, санитарных норм и правил. Конструкции обладают прочностью и устойчивостью, в результате чего не возникает угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц, окружающей среде и опасного использования окружающей территории. Строение является объектом завершенного строительства – индивидуальным жилым домом, пригодным для круглогодичного проживания (л.д.142).
Данный вывод эксперта основан на визуальном осмотре 23 апреля 2019 года и не может служить основанием для выводов о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности на момент выдачи ответчиком оспариваемых уведомлений в 2018 году. Кроме того, как видно из показаний эксперта многие параметры исследуемого спорного объекта (фундамент, чердачное помещение, толщина теплоизоляционного слоя стен, покрытие стен) ею самостоятельно не исследовались, данные об этих параметрах взяты экспертом из имеющихся материалов дела. Эти обстоятельства в их совокупности не позволяют признать заключение судебной экспертизы допустимым доказательством по делу.
Кроме того, согласно представленному сторонами фотоматериалу видно, что спорный объект с моменты вынесения оспариваемых уведомлений до момента осмотра эксперта претерпел, как минимум, визуальные изменения (с течением времени обшиты стены снаружи объекта, фундамент), также появились изменения внутри дома, что противоречит доводам административного истца о том, что спорный объект, соответствие которого требованиям законодательства оценивал эксперт в апреле 2019 года, имел такие же характеристики и на момент октября-декабря 2018 года.
Таким образом, все вышеуказанные уведомления административного ответчика о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 28.09.2018г. №; от 15 октября 2018г. №; от 30.10.2018г. № и от 06.12.2018г. № соответствуют фактическим обстоятельствам, вынесены законно и обоснованно.
С учетом изложенных норм и обстоятельств по делу, суд считает, что оспариваемые уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительств требованиям законодательства о градостроительной деятельности, вынесенные административным ответчиком, основаны на нормах действующего законодательства, нарушение прав административного истца не доказано, в связи с чем административное исковое заявление Хайрутдиновой Р.М. подлежит отклонению.
При этом ссылка административного истца на проведенные по его заказу исследования ООО «Респект» от 19 ноября 2018 года и ООО «Производственная фирма «Эталон проект» от 18 декабря 2018 года суд также не считает допустимым доказательством по делу, поскольку обстоятельства, при которых были произведены данные исследования, не установлены, сторона ответчика в них не участвовала, судом по ст.307 УК РФ эксперты данных организаций не предупреждались. Наряду с этим, следует отметить, что истец представителей ответчика при комиссионном выезде для проверки на предмет соответствия объекта требованиям законодательства внутрь спорного объекта не допустил.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Хайрутдиновой Р.М. к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными действий по необоснованному вынесению уведомлений о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.М.Тюфтина