ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-111/19 от 28.02.2019 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

2а-111/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Соцкова П.М., при секретаре судебного заседания – Токаревой Е.В., с участием представителя административного истца ФИО1 в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО3 об оспаривании действий начальника и заместителя начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – Управление), связанных с выплатой жилищной субсидии в меньшем размере,

установил:

решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 и членам ее семьи предоставлена жилищная субсидия, в размере <данные изъяты> рублей, со ссылкой на обстоятельство наличия <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения, которые принадлежат военнослужащему на праве собственности.

Выражая несогласие с принятым решением, ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:

- решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ года признать незаконным и отменить в части выплаты ей и членам ее семьи субсидии в установленном размере;

- обязать Управление рассмотреть вопрос о выплате ей жилищной субсидии в полном размере – <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований ФИО3 указано, что принимая решение о выплате жилищной субсидии в меньшем размере, жилищный орган указал на наличие у нее и членов ее семьи в собственности 28,95 кв.м. площади жилого помещения, что не соответствует действительности.

Представитель административного истца в судебном заседании требования ФИО3 поддержал, указав, что принимая решение о выплате ее доверителю жилищной субсидии в меньшем размере, Управление исходило из того, что ФИО3 является собственником ? доли жилого помещения, находящегося в <адрес>, которое приобретено ФИО2 (супругом) за счет денежных средств накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Жилое помещение приобретено за счет бюджетных средств, и не является совместно нажитым имуществом супругов, а является собственностью лишь ФИО2 В приобретенную квартиру ФИО3 и ее дети не вселялись, а кроме этого, они длительное время не проживают совместно с супругом. Обращает внимание суда на то, что хоть и квартира в г. <адрес> и находится в собственности ФИО2 но имеет обременение в силу ипотеки.

На вопросы суда представитель административного истца пояснил, что они не согласны с решением жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ года в части указания в нем на наличие у ФИО3, на праве собственности, доли жилого помещения в размере .м., и уменьшением, в связи с этим, размера жилищной субсидии.

В письменных возражениях представитель Управления требования административного иска ФИО3 не признал, указав, что при расчете размера ее жилищной субсидии учитывалась площадь <данные изъяты>) жилого помещения по адресу: <адрес>, которое приобретено супругом административного истца за счет военной ипотеки в период брака и, по мнению жилищного органа, является совместно нажитым имуществом.

Административный истец, ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Из послужного списка ФИО3 усматривается, что она проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ года.

Из справок за подписью начальника штаба войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ года №№ и усматривается, что административный истец проходит военную службу в войсковой части . В ее личном деле записаны: муж – ФИО2., два сына – ФИО6 и ФИО7, дочь – ФИО8

Решением жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ года № ФИО3 и члены ее семьи (дети: ФИО9., ФИО10ФИО11.) признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в г. ДД.ММ.ГГГГ года).

Как усматривается из служебной записки за подписью начальника отделения ФГКУ «Центррегиионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ года, направленной в адрес начальника Управления, ФИО3 изменила форму обеспечения жильем на жилищную субсидию.

Как указывалось выше, решением от ДД.ММ.ГГГГ года № ФИО3 перечислена жилищная субсидия в размере <данные изъяты>, с нормативом общей площади жилого помещения кв.м. (с учетом наличия в собственности <данные изъяты> кв.м.).

На основании решения начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье») от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 и члены ее семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с перечислением жилищной субсидии, на основании решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Право военнослужащих на жилище в рамках указанного закона реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.

Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года № 76 утверждены «Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»» (далее – Правила).

Согласно которым, расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по следующей формуле:

,

где:

Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3 - 6 настоящих Правил;

С - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

- поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящих Правил.

Норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере:

33 кв. метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего;

42 кв. метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек;

18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.

Норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается:

на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;

на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;

на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

Из свидетельства о заключении брака усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО2.Н. заключен брак.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 (супруг административного истца) является военнослужащим.

Как усматривается из справки заместителя начальника ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ года о состоянии именного накопительного счета (далее – ИНС) ФИО2 его ИНС открыт ДД.ММ.ГГГГ года, с датой возникновения основания – ДД.ММ.ГГГГ года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года Росвоенипотекой, за счет средств федерального бюджета, по договору целевого жилищного займа участнику НИС <данные изъяты> рублей для оплаты первоначального взноса при приобретении жилого помещения и погашении обязательств по ипотечному кредиту.

Из кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ФИО2 и <данные изъяты>» (далее – кредитор) усматривается, что кредитор предоставляет ФИО2 кредит в размере <данные изъяты> рубля для оплаты, по договору купли-продажи, на основании которого осуществляется приобретение недвижимого имущества в собственность ФИО2 Пунктом договора установлено, что недвижимое имущество находится в залоге у кредитора и у Российской Федерации, в лице Учреждения с даты государственной регистрации права собственности ФИО2

Как усматривается из договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ФИО18., ФИО19. (далее – продавец) и ФИО20 действующей от имени ФИО2. (далее – покупатель) продавец продает, а покупатель приобретает в собственность у продавца квартиру, находящуюся по адресу: ДД.ММ.ГГГГ за счет средств ЦЖС, собственных средств покупателя и кредитных средств.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года, жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м., принадлежит ФИО2. на праве собственности (ипотека).

В соответствии с п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), на основании п. 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) относятся движимые и недвижимые вещи, любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

В составе общего имущества в соответствии с п. 2 ст. 39 СК РФ учитываются также общие долги супругов, а также право требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи, что следует из разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. № 6).

В статье 36 СК РФ приводится перечень оснований, при наличии которых имущество считается принадлежащим на праве собственности одному из супругов.

Таким имуществом является имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.

Следовательно, определяющими в отнесении имущества к раздельной собственности супругов (имущество каждого из супругов) являются время и основания возникновения права собственности на конкретное имущество у каждого из супругов.

Пункт 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает возможность реализации права военнослужащих на жилье в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, которая предполагает выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа.

Учитывая, что на приобретение ФИО2 жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, затрачены денежные средства, полученные им по НИС, которая является одной из форм жилищного обеспечения, реализуемого за счет средств федерального бюджета, то указанная квартира не могла быть отнесена к личному имуществу ФИО2 и на нее распространяется режим совместно нажитого имущества, предусмотренный статьей 34 СК РФ.

Установив в судебном заседании, что в период брака между ФИО3 и ФИО2 последним, на основании возмездной сделки, в собственность, приобретено жилое помещение, находящееся по адресу: г. <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. за счёт средств федерального бюджета, что, по мнению суда, является совместно нажитым имуществом ФИО3 и ФИО2., суд приходит к выводу о законности принятого ДД.ММ.ГГГГ года Управлением решения, которым установлен размер жилищной субсидии в сумме <данные изъяты> рублей, с учетом принадлежащей административному истцу ? доли жилого помещения по вышеуказанному адресу (<данные изъяты> кв.м.).

Учитывая, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 вышеприведенных Правил, уменьшается, при расчете размера жилищной субсидии, на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности, то оснований для возложения на ответчика обязанности по отмене указанного решения и возложении обязанности по повторному рассмотрению вопроса о выплате ФИО3 и членам ее семьи жилищной субсидии в размере <данные изъяты> рублей у суда не имеется.

Приходя к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований административного иска ФИО3, суд учитывает, что между административным истцом и ФИО2. какой-либо режим пользования квартирой по адресу: <адрес> не устанавливался, о чем пояснил представитель истца в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ военный суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 о признании незаконным и отмене решения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года в части выплаты ей и членам ее семьи жилищной субсидии в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; возложении на ответчика обязанности по выплате ей субсидии в полном размере (<данные изъяты><данные изъяты> копеек), отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подписи

Оригинал решения находится

в административном деле № 2а-111/2019