№ 2а-1120/2021
64RS0043-01-2021-001549-92
решение
Именем Российской Федерации
18 мая 2021 года г. Саратов
Волжский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Тютюкиной И.В.,
при секретаре Подлесной К.В.,
с участием представителя истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 Саратовской области – ФИО1, действует на основании доверенности от 11 января 2021 года № 04-17/004,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области к ФИО2 о взыскании сумм задолженности по налогу и пени,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области (далее – МИФНС №8 по Саратовской области) обратилась с иском к ФИО2 о взыскании сумм задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 10171 руб. и пени 30 руб. 77 коп., а также пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 9 руб. за период с 03 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года.
В обоснование требований с учетом пояснений указано, что в адрес МИФНС №8 по Саратовской области от Управления ГИБДД по электронным каналам связи поступили сведения, что ФИО3 в 2016 и 2018 годах являлся владельцем: минипогрузчика NEW HOLLAND LS-170, 50 л.с., № №; CPCD30N-RW6,41л.с. №№; ГАЗ А21R32, 149 л.с., № №; HANGCHA CPCD30N-RW6, 111.52 л.с., № №, и в соответствии со ст.357 НК РФ является плательщиком транспортного налога. Кроме того указано, что в адрес МИФНС №8 по Саратовской области от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по электронным каналам связи поступили сведения, что ФИО3 в 2018 году являлся владельцем земельного объекта (участка), расположенного по адресу: 410068, г. Саратов, свх. Комбайн, 49а, и в соответствии со ст.388 НК РФ является плательщиком земельного налога.
Ответчику своевременно направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты земельного налога и транспортного налога за 2016 и 2018 года с указанием сроков их уплаты. Оплату налога в полном объеме ответчик не произвел, требования № от 17.12.2019 об уплате налога в полном объеме не выполнил, задолженность в полном объеме не погашена.
В связи с неоплатой суммы налога на имущество физических лиц МИФНС № 8 по Саратовской области обратилось с заявлением о взыскании с ФИО3 к мировому судье судебного участка № 2 Волжского района г. Саратова с заявлением о выдаче судебного приказа.
14 августа 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Волжского района г. Саратова вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО3 задолженности по оплате налога на имущество физических лиц, пени.
Указанный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района г. Саратова от 08 сентября 2020 года в связи с поступившими возражениями от должника.
Учитывая представленные пояснения, согласно которым взыскиваемая с ответчика задолженность по налогам и пени является текущей и не подлежит взысканию в рамках конкурсного производства, поскольку образовалась после принятия к производству заявление о признании ФИО2 банкротом, МИФНС №8 по Саратовской области просила взыскать с ФИО2 задолженность по оплате транспортного налога за 2018 год в сумме 10171 руб. и пени 30 руб. 77 коп., а также пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 09 руб. за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что транспортное средство ГАЗ А21R32, 149 л.с., № № в исковом заявлении указано ошибочно, при расчете налога указанное транспортное средство не учитывалось.
Административный ответчик ФИО3, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, представил через канцелярию суда возражения по делу, в которых указывает, что административным истцом не был соблюден досудебный порядок, в отношении него в 2018 года была введена процедура реализации имущества (конкурсное производство), требование об оплате транспортного налога за 2018 год и пени по земельному налогу подлежит направлению финансовому управляющему, в связи с чем административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Заинтересованное лицо: финансовый управляющий должника Зубрицого (ФИО4) – ФИО5 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
Как определено в ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в том числе уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является, основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 2). В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (пункт 3). Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4).
В силу ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 359 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что ФИО6 (ФИО4) в течение налогового периода 2018 года являлся собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения – земельного участка, расположенного по адресу: 410068, г Саратов, свх. Комбайн, 49а, а также в 2016 и 2018 годах являлся владельцем: минипогрузчика NEW HOLLAND LS-170, 50 л.с., № СК3681; CPCD30N-RW6,41л.с. №; ГАЗ А21R32, 149 л.с., № №; HANGCHA CPCD30N-RW6,111.52 л.с., №.
Изложенное подтверждается данными карточек учета транспортных средств из РЭО ГИБДД ОМВД России по г. Саратову, а также имеющимся в материалах сведениями, предоставленными межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 Саратовской области.
Согласно ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки; в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
Судом установлено, что в адрес ФИО2 было направлено налоговое уведомление № 26212304 от 11.07.2019 г. о необходимости оплатить сумму транспортного налога за 2016 и 2018 года в размере 15352 руб., земельного налога за 2018 года в размере 2 975 руб. со сроком уплаты до 2 декабря 2019 года, которые частично были оплачены.
В связи с несвоевременным исполнением обязательства в полном объеме по уплате налога на имущество физических лиц Инспекцией была начислена пеня, за каждый день просрочки исполнения обязательства.
В адрес ФИО2 было направлено требование №64181 от 17.12.2019 об оплате налога и пени.
Однако обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и пени ФИО2 не исполнена, в связи с чем за ним числится задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 10171 рубль и пени в размере 30 руб. 77 коп., пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 09 руб. за период с 03.12.2019 года по 16.12.2019 года.
Произведенный истцом расчет сумм налога и пени ответчиком не оспаривался. Суд, проверив расчет, находит его правильным, поскольку данный расчет соответствует нормам налогового законодательства, арифметически верен.
ФИО3 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, признан несостоятельным (банкротом) определением Арбитражного суда Саратовской области от 12.10.2017 (резолютивная часть оглашена 05.10.2017).
Вместе с тем, открытие в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 конкурсного производства, признание его несостоятельным (банкротом) и введение процедуры реализации имущества гражданина не могут рассматриваться в качестве основания для освобождения ФИО3 как физического лица, являющегося собственником объектов налогообложения, от исполнения возложенной на него законом обязанности по уплате налога на имущество физических лиц.
Согласно ст.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.213.11. Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч.2 ст.213.11. Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.
Налоговая задолженность образовалась у ФИО3 за 2018 год, наступивший после признания индивидуального ФИО3 банкротом. В течение этого периода он являлся как физическое лицо собственником имущества, на которое обоснованно налоговым органом был начислен налог. Право собственности на имущество было зарегистрировано за ФИО3
Таким образом, задолженность возникла не в связи с деятельностью индивидуального предпринимателя ФИО3
В соответствии с п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 года №29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Налоговым органом ФИО2 предъявлены требования по налоговым обязательствам физического лица, возникшим после прекращения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, требования, не связанные с его предпринимательской деятельностью.
Подлежащий взысканию налог на имущество физических лиц относится к текущим платежам, требования об их взыскании не могло быть заявлено в рамках дела о банкротстве.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными требование истца о взыскании с ФИО2 транспортного налога за 2018 год в сумме 10171 руб. и пени 30 руб. 77 коп., пени по земельному налогу в сумме 09 руб. за период с 03.12.2019 года по 16.12.2019 года.
В силу ч.1 ст.114 КАС РФ, п.1 ст.333.19 НК РФ с ФИО3 в бюджет муниципального образования "Город Саратов" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 408 руб. 43 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
удовлетворить заявленные требования.
Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 10171 руб. и пени 30 руб. 77 коп., а также пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 09 руб. за период с 03.12.2019 года по 16.12.2019 года.
Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования "Город Саратов" государственную пошлину в размере 408 руб. 43 коп.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.В. Тютюкина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 мая 2021 года.
Судья И.В. Тютюкина