ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1121/18 от 21.08.2018 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело № 2а-1121/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2018 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Стрельцова С.Н.,

при секретаре Шевалдиной М.С.,

с участием представителя административного истца – по доверенности ФИО1,

административного ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №7 по Липецкой области к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №7 по Липецкой области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу и пени. Требования мотивировала тем, что ФИО2 является плательщиком налога на имущество, поскольку в ее собственности находится недвижимое имущество, а именно объект незавершенного строительства жилой дом с кадастровым номером №***, расположенный по адресу: N.... МИФНС России №7 по Липецкой области был исчислен транспортный налог за период 2015 год в размере 10678 рублей и за 2016 год в размере 13112 рублей. По данному налогу ответчику были направлены почтой налоговые уведомления, однако ответчик не уплатил налог в установленные законом сроки. В соответствии со статьей 75 НК РФ налогоплательщику за неуплату налога на имущество начислена пеня за период 201 год в размере 32,45 рублей. На основании изложенного, МИФНС России №7 по Липецкой области просила взыскать с ФИО2 недоимку по налогу на имущество и пени в общем размере 23822,45 рублей.

В судебном заседании 20.08.2018 представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. В судебное заседание 21.08.2018 представитель истца не явился. От истца поступило дополнение к исковому заявлению, в котором истец уточнил и уменьшил исковые требования. Просил взыскать с ответчика недоимку по налогу на имущество за 2015 год в размере 10678 рублей, за 2016 год в размере 11632 рубля, пеню по налогу на имущество за 2016 год в размере 28,79 рублей за период с 02.12.2017 по 10.12.2017, а всего 22338,79 рублей.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала. Объяснила, что у нее в собственности находится жилой дом, расположенный по адресу: N.... До 2015 года она оплачивала налог на имущество. За 2015 и 2016 годы она отказалась оплачивать налог на имущество за указанный объект. Причиной этому послужило то, что на протяжении восьми лет до 2015 года истец начислял ей налог на имущество, исходя из инвентаризационной стоимости дома 407926 рублей. Размер налога составлял 986,48 рублей по ставке налога 0,3 %. При этом в требованиях истец объектом налогообложения указывал бревенчатый жилой дом, что не соответствовало действительности. Истцом за 2015 и 2016 годы налог исчислен из кадастровой стоимости дома 565804 рубля в 2015 году и из кадастровой стоимости дома 655583 рубля в 2016 году по ставке налога 2%, что является неправомерным. Кроме того, до 2015 она ежегодно производила оплату налога в размере 986,48 рублей, а впоследствии ей стало известно, что истец начислял налог на имущество на объект незавершенного строительство неправомерно, поскольку это не было предусмотрено нормами НК РФ. Она обратилась к истцу с требованием пересчитать налог за предыдущие годы, но истец такой перерасчет не произвел. Кроме того, за 2015 года она уплатила налог на имущество в размере 986,48 рублей, что истцом при расчете налогов за 2015 и 2016 годы учтено не было.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что исковое заявление МИФНС России №7 по Липецкой области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичная норма содержится в ст. 23 Налогового Кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

На основании статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 401 НК РФ (в редакции действовавшей в 2015 и 2016 годах) объектом налогообложения признавалось расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 5) объект незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 402 НК налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Частью 1 статьи 403 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 2 той же статьи определено, что в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно части 5 статьи 403 НК РФ определено, что налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

В соответствии со ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с частями 1, 2, 4, 5 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом … 2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей….. 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от: 1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов); 2) вида объекта налогообложения; 3) места нахождения объекта налогообложения; 4) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

На территории Липецкой области решение о переходе к исчислению налога по кадастровой стоимости принято с 2018 года.

Согласно Решению Совета депутатов г. Ельца Липецкой области от 31.10.2014 №206 «О проекте Положения о налоге на имущество физических лиц на территории города Ельца» налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) расположенных в пределах городского округа город Елец, в следующих размерах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

0,1 процента

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

0,3 процента

Свыше 500 000 рублей

2,0 процента

Коэффициент-дефлятор – это коэффициент, устанавливаемый ежегодно за каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году.

Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц», согласно Приказу Минэкономразвития России от 20.10.2014 №685 в 2015 году составил 1,147.

Проведение оценки объекта недвижимости находится в компетенции БТИ,

Согласно Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» налоговой базой для исчисления налога на строения, помещении и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динами роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость – это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения в расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, осуществляется в Порядке, утвержденном Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 №87.

В судебном заседании установлено, что в 2015 и 2016 году в собственности ФИО2 находился объект незавершенного строительства жилой дом с кадастровым номером №***, расположенный по адресу: N....

Елецкий филиал ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» представил сведения об инвентаризационной стоимости указанного объекта незавершенного строительства: за 2015 год в размере 493290,32 рублей и за 2016 год в размере 571563,208 рублей.

Истец исчислил налог на имущество, подлежащий уплате ответчиком:

- за 2015 год в сумме 11316 рублей, исходя из следующего расчета: 493290,32 рублей *1,147= 565804 рублей (налоговая база) * 1(доля в праве) * 2% (ставка) *12/12 (количество месяцев владения) = 11316 рублей;

- за 2016 год в сумме 13112 рублей, исходя из следующего расчета: 571563,208 рублей *1,147= 655583 рублей (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 2% (ставка) *12/12 (количество месяцев владения) = 13112 рублей.

С учетом переплаты ответчиком налога в 2014 году на сумму 1480 рублей истцом произведен перерасчет суммы налога. С учетом этого истец исчислил налог в следующих размерах: за 2015 год – 10678 рублей; за 2016 год – 11632 рубля. Общая сумма налога на имущество за 2015-2016 годы составляет 22310 рублей.

Проанализировав приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства пришел к выводу, что ФИО2 обязана уплатить налог на имущество за 2015- 2016 годы, поскольку в этот период ей на праве собственности принадлежал объект незавершенного строительства, но она, являясь налогоплательщиком не исполнила добровольно свою обязанность по уплате налога в установленный законодательством срок.

Суд находит ошибочными доводы ФИО2 о том, что начисление истцом налога на имущество неправомерно, вследствие несоответствия законодательству объекта налогообложения, налоговой базы, из которой исчислен налог, ставки налога, переплаты за предыдущие годы.

Доказательств указанных доводов ответчиком не представлено.

Расчет суммы налога, представленный истцом за 2015 и 2016 годы, полностью соответствует действующему законодательству, арифметически верен и произведен с учетом переплаты за предыдущие годы.

Довод ответчика о неверном и неправомерном исчислении налога на имущество до 2015 года, суд во внимание не принимает, поскольку этот период не является предметом спора. В случае несогласия с произведенными до 2015 года расчетами налога на имущества, ФИО2 вправе в общем порядке искового производства в судебном порядке оспорить расчет.

В адрес административного ответчика МИФНС России № 7 по Липецкой области были направлено требование №12469 по состоянию на 11.12.2017 и налоговое уведомление №*** от 23.08.2017 об уплате налога и пеней, однако, в срок, указанный в требовании для добровольного исполнения, ФИО2 требование не выполнила, что она подтвердила в судебном заседании.

На основании изложенного суд пришел к выводу о законности и обоснованности требования истца о взыскании с ФИО2 налога на имущество за 2015 в размере 10678 рублей и за 2016 год в размере 11632 рубля.

За несвоевременную уплату налога истцом начислена пеня в сумме 28,79 рублей. Расчет пени, представленный истцом соответствует нормам НК РФ и арифметически верен.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований и об удовлетворении их в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

Таким образом, взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в размере 870 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Липецкой области к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу и пени – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, зарегистрированной по адресу: N..., недоимку по налогу и пени в общем размере 22338 (двадцать две тысячи триста тридцать восемь) рублей 79 копеек, в том числе: налог на имущество за 2015 год в размере 10678 (десять тысяч шестьсот семьдесят восемь) рублей 00 копеек, налог на имущество за 2016 год в размере 11632 (одиннадцать тысяч шестьсот тридцать два) рубля, пени по налогу на имущества за 2016 год в размере 28 (двадцать восемь) рублей 79 копеек в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области.

Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 870 (восемьсот семьдесят) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.Н. Стрельцов

В окончательной форме решение изготовлено 24 августа 2018 года.