ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1121/2016 от 21.09.2016 Суздальского районного суда (Владимирская область)

Дело№2а-1121/2016г.

Решение

Именем Российской Федерации

г.Суздаль 21 сентября 2016 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

Председательствующего Кондратьевой О.А.,

при секретаре Назаровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования <...> о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении по существу заявлений от ***., *** о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования <...> сельское поселение <...>, обязании рассмотреть вопрос о дополнении имеющихся видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Ж-1 в Правилах землепользования и застройки муниципального образования <...> сельское поселение <...> видом разрешенного использования «жилые дома на одну семью со встроено- пристроенными объектами нежилого назначения»,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования <...> о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении по существу его заявлений от *** о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования <...> сельское поселение, обязании рассмотреть вопрос о дополнении имеющихся видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Ж-1 в Правила землепользования и застройки муниципального образования <...> сельское поселение таким видом разрешенного использования, как «жилые дома на одну семью со встроено-пристроенными объектами нежилого назначения» по его заявлению в соответствии с порядком, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации. В обоснование административного иска указал следующее. *** он обратился к ответчику с заявлением о дополнении имеющихся видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Ж-1 муниципального образования <...> таким видом использования земельных участков, как жилые дома на одну семью со встроенно- пристроенными объектами нежилого назначения. На заявление от *** ответчиком ему был дан ответ письмом от *** содержащий отказ, что явилось основанием к повторному его обращению к ответчику с заявлением от *** на которое ему ответчик письмом от *** сообщил, что поставленный им вопрос был рассмотрен на комиссии по Правилам землепользования и застройки сельских поселений на территории <...>*** с принятием решения о внесении соответствующих изменений в ПЗЗ муниципального образования <...>. Однако постановлением ### от *** администрации <...> на ***. были назначены публичные слушания по внесению изменений в ПЗЗ <...> муниципальное образование с указанием формулировки предлагаемых дополнений как «объекты розничной торговли, в том числе встроенное- пристроенные и встроенно-пристроенные в жилые дома». Решением ### от *** Совет народных депутатов <...> утвердил дополнения ПЗЗ указанным видом разрешенного использования земельных участков зоны Ж-1. Так как указанным решением не были дополнены ПЗЗ согласно его обращению, он обратился к ответчику с заявлением от ***, в котором просил сообщить о разности формулировок вида разрешенного использования в его заявлениях от *** и утвержденной решением от *** Также предложил разрешить ситуацию посредством либо корректировки формулировки вида разрешенного использования земельных участков, которым дополнены ПЗЗ <...> сельское поселение, либо рассмотреть вопрос заново, либо указать причины, препятствующие дополнению ПЗЗ Селецкое сельское поселение испрашиваемым им видом разрешенного использования. Ответчик письмом от *** сообщил ему, что принятая формулировка вида разрешенного использования именно та, которую он хотел, с чем он не согласен.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержал в полном объеме, настаивал на его удовлетворении.

Представитель административного истца ФИО1- ФИО2, действующая по устному ходатайству, в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме, настаивала на его удовлетворении. Указала, что принадлежащий ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 33### используется им для размещения принадлежащих ему жилых и нежилых помещений, в силу чего нет препятствий к дополнению зона Ж-1 ПЗЗ муниципального образование <...> отсутствующим в нем видом разрешенного использования «жилые дома на одну семью со встроенно- пристроенными объектами нежилого назначение». Указала, что в настоящее время часть домовладения ФИО1 используется под магазин, где он осуществляет торговлю. Однако нежилая площадь магазина менее жилой площади дома. Не исключила, что ФИО1 в будущем не будет эксплуатировать магазин, что не будет соответствовать разрешенному виду его использования. Кроме того, при изменении вида разрешенного использования участка в соответствии с дополнениями ПЗЗ, внесенными решением от ***., значительно увеличилась кадастровая стоимость принадлежащего ФИО1 участка, по сравнению со стоимостью, которая могла быть при установлении испрашиваемого им вида разрешенного использования. Данное обстоятельство также не соответствует его интересам, так как влечет увеличение подлежащего оплате налога в несколько раз.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования <...>ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска в полном объеме, указав, что администрация в установленном законом порядке и сроки рассмотрела заявления ФИО1, на которые ему были даны соответствующие ответы.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из свидетельства о государственной регистрации права от *** следует, что к ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от *** перешло право собственности на земельный участок с кадастровым номером ###, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, общей площадью ### кв.м., участок находится <...> (л.д.###).

***ФИО1 администрацией <...> было выдано разрешение на указанном земельном участке строительства жилого дома с магазином ### (л.д.### ).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от *** на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ***### за ФИО1 зарегистрировано право собственности на помещения, назначение: нежилое, общая площадь ###.м., по адресу: <...> (л.д###).

Также в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права ФИО1 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №### на помещение, назначение: жилое, площадью ###.м. (л.д.###).

Согласно извлечению из технического паспорта здания на нежилое помещение площадь магазина, состоящая из основной и вспомогательной площадей, составляет ###.м.(л.д.###).

Предписанием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> от ***. установлено, что ФИО1, получив правоустанавливающий документ -Постановление главы муниципального образование <...> сельское поселение от ***. ### «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ### с личного подсобного хозяйства на строительство жилого дома с магазином», не перерегистрировал права на земельный участок с измененным разрешенным использованием, расположенный <...>, площадью ###.м., с разрешенным использованием «строительство жилого дома с магазином» (л.д.###).

Решением ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <...> от *** при рассмотрении заявления ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка было отказано ввиду того, что испрашиваемый в декларации ФИО1 от *** вид разрешенного использования «строительство жилого дома с магазином» в основных видах разрешенного использования для зоны Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» ПЗЗ <...> поселение отсутствует и не может быть разрешенным для земельного участка с кадастровым номером ### (л.д.###).

###ФИО1 обратился в администрацию <...> с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования <...> сельское поселение посредством дополнения имеющихся видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Ж-1 таким видом разрешенного использования, как «жилые дома на одну семью со встроенно- пристроенными объектами нежилого назначения». В заявлении указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ###. В *** году администрацией <...> ему было выдано разрешение на строительство жилого дома с магазином №###. В целях приведения в соответствие фактического использования земельного участка с его разрешенным использованием постановлением главы муниципального образования Селецкое сельское поселение ### от *** разрешенное использование земельного участка было изменено с «личного подсобного хозяйства» на «строительство жилого дома с магазином». Указал на приостановление осуществления кадастрового учета изменений объекта ввиду отсутствия в ПЗЗ муниципального образования <...> сельское поселение такого вида разрешенного использования земельного участка, который указан в Постановлении ### от *** (л.д.###).

На указанное заявление от *** письмом от ***### ответчиком ФИО1 было сообщено, что оно было рассмотрено на заседании комиссии по Правилам землепользования и застройки сельских поселений <...>. В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО <...> сельское поселение земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, расположен в территориальной зоне Ж1- Зона застройки индивидуальными жилыми домами, среди видов разрешенного использования отсутствует испрашиваемый им вид. В соответствии с действующими градостроительными нормативами вид разрешенного использования «Индивидуальные жилые дома со встроенно- пристроенными объектами розничной торговли» подразумевает на земельном участке наличие гостевых автостоянок. На принадлежащем заявителю земельном участке построен объект, не позволяющий разместить парковочные места и другие площадки. В связи с этим администрация отказывает во внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части добавления испрашиваемого вида разрешенного использования (л.д.###

ФИО1 обратился с заявлением от *** на имя главы администрации <...>, в котором указал на несогласие с отказом от ***, просил оказать содействие и помощь в решении вопроса о дополнении Правил землепользования и застройки муниципального образования Селецкое разрешенным использованием земельного участка в зоне Ж-1 видом разрешенного использования «жилые дома на одну семью со встроенно-пристроенными объектами нежилого назначения» (л.д.###).

На указанное заявление письмом от ***### ответчиком ФИО1 было сообщено, что по его обращению о внесении изменений в ПЗЗ муниципального образования ### сельское поселение в части дополнения зоны Ж-1 видом разрешенного использования «жилые дома на одну семью со встроенно- пристроенными объектами нежилого назначения» для земельного участка с кадастровым номером ### в соответствии с постановлением администрации <...> от ***. ### «О создании комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования <...>» его обращение будет рассмотрено членами комиссии на ближайшем заседании в *** года. О принятом решении ему будет сообщено дополнительно (л.д.###).

Письмом администрации <...> от ***### на обращение ФИО1 от *** и в дополнение к письму от *** по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования <...> сельское поселение в части дополнения зоны Ж-1 видом разрешенного использования «жилые дома на одну семью со встроенно- пристроенными объектами нежилого назначения» для земельного участка с кадастровым номером ### сообщено, что данный вопрос был рассмотрен на комиссии по Правилам землепользования и застройки сельских поселений на территории <...>*** и было принято решение внести соответствующие изменения. <...> будет принято постановление о проведении в *** года публичных слушаний. С постановлением Вы можете ознакомиться в газете «<данные изъяты>» и на официальном сайте администрации (л.д.###).

Постановлением администрации <...> от ***### на *** были назначены публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования <...>: подраздел «Основные виды разрешенного использования» раздела Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» статьи 34 дополнить п.9 следующего содержания: «9.Объекты розничной торговли, в том числе встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные в жилые дома»(л.д###).

Решением Совета народных депутатов <...> от ***### в ПЗЗ муниципального образования <...> были внесены приведенные изменения (л.д###).

Заявление ФИО1 от *** содержит просьбу разрешить его заявление от *** посредством либо корректировки формулировки вида разрешенного использования земельных участков, которым дополнены ПЗЗ <...> сельского поселения, либо рассмотрения вопроса заново, либо просит указать причины, препятствующие дополнить ПЗЗ <...> с/п испрашиваемым видом разрешенного использования (л.д.###).

Письмом от ***###ФИО1 на указанное заявление сообщено, что вопрос о внесении изменений в регламент территориальной зоны Ж1 рассматривался по его обращению до принятия решения Советом народных депутатов <...> на публичных слушаниях ***. с его участием. В результате было принято положительное заключение по дополнению пунктом 9 «Объекты розничной торговли, в том числе, встроенные, пристроенные, встроенно-пристроенные в жилые дома» подраздела Основные виды разрешенного использования раздела Ж1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами статьи 34 Правил землепользования и застройки муниципального образования <...> сельское поселение. Внесение указанных поправок означает, что объект нежилого назначения встраивается в объект жилого назначения, а не наоборот. Виды разрешенного использования земельных участков определены регламентом территориальной зоны Ж1, в связи с чем перепрофилирование объекта капитального строительства и смена вида разрешенного использования земельного участка возможны только в рамках действующего регламента. Администрация считает обоснованным принятое решение по виду разрешенного использования его земельного участка (л.д.###

В соответствии с ч.9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом подлежит выяснению:

1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2)соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статья 219 КАС РФ устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

П.1 ст.12 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, - в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что обращение ФИО1 от *** рассмотрено, на него дан ответ *** в сроки, установленные частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Также в установленные приведенной нормой срок рассмотрено заявление ФИО1 от *** на которое дан ответ от ***###.

Таким образом, ФИО1, обратившимся в суд с настоящим административным иском ***., при исчислении ###- месячного срока с указанных ответов был пропущен установленный законом трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Разрешенное использование определяется на основе зонирования земель внутри каждой конкретной категории.

Зонированием территорий муниципальных образований (градостроительным зонированием) определяются границы территориальных зон и устанавливаются градостроительные регламенты (виды разрешенных использований земельных участков).

Документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, которые утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Обязательными приложениями к проекту Правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключения о результатах таких публичных слушаний.

В п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов.

Градостроительный регламент в силу п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса является составной частью правил землепользования и застройки, которые, в свою очередь, согласно п. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения, который в том числе содержит положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Таким образом, установление положений об изменении видов разрешенного использования земельных участков и их применение относятся к компетенции представительных органов местного самоуправления, а правила землепользования и застройки - нормативный правовой акт органов местного самоуправления, который регулирует как использование, так и изменение объектов недвижимости (изменение разрешенных видов использований) через введение градостроительных регламентов.

С учетом изложенного, а также положений ст. 1, 8, 41, 42 Градостроительного кодекса РФ изменение разрешенного вида использования земельных участков связано с разработкой и применением материалов территориального планирования, градостроительной документацией, которая разрабатывается и утверждается в отношении определенной территории в случае принятия соответствующего решения уполномоченным органом, а не для конкретного земельного участка.

Кроме того, возможность внесения изменений в утвержденные градостроительные регламенты не подразумевает осуществление процедуры по внесению таких изменений лишь по факту наличия заявления об этом заинтересованного лица. Такие изменения могут быть внесены не иначе, как с соблюдением требований законодательства относительно порядка внесения изменений и соответствия этих изменений закону.

Таким образом, в отсутствие оснований к внесению испрашиваемых ФИО1 изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Селецкое сельское поселение, обращения ФИО1 от *** обоснованно были рассмотрены административным ответчиком посредством направленных ответов в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от *** №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с требованиями ст.10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. №59-ФЗ, письма администрации муниципального образования <...>, направлявшиеся ФИО1 содержат ответы по существу его обращений, в силу чего суд не усматривает незаконного бездействия администрации муниципального образования <...> по рассмотрению обращений ФИО1 от *** и считает необходимым в удовлетворении заявления отказать.

Бездействие по нерассмотрению по существу заявления ФИО1 от *** не являлось предметом административного иска, в связи с чем суд не принимает доводы представителя истца ФИО2 в части отсутствия в письме от *** ответов на все поставленные в заявлении от *** вопросы, не дает правовой оценки ответу администрации муниципального образования <...> от ***

У суда отсутствуют правовые основания к обязанию административного ответчика рассмотреть вопрос о дополнении имеющихся видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Ж-1 в Правила землепользования и застройки муниципального образования <...> сельское поселение таким видом разрешенного использования, как «жилые дома на одну семью со встроено-пристроенными объектами нежилого назначения», так как данный вопрос уже рассмотрен администрацией <...> посредством данных ФИО1 ответов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования <...> о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении по существу заявлений от *** о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования <...> сельское поселение <...>, обязании рассмотреть вопрос о дополнении имеющихся видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Ж-1 в Правилах землепользования и застройки муниципального образования <...> сельское поселение <...> видом разрешенного использования «жилые дома на одну семью со встроено- пристроенными объектами нежилого назначения»- оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ***

Председательствующий О.А.Кондратьева