10 сентября 2018 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Административное дело № 2а-1122/2018
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при секретаре Фадеевой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования Ретюнское сельское поселение, к Администрации МО «Ретюнское сельское поселение» Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании зарегистрировать право собственности на объект культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор, действующий в интересах муниципального образования Ретюнское сельское поселение обратился в суд с иском к Администрации МО «Ретюнское сельское поселение» Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании зарегистрировать право собственности на объект культурного наследия.
В обоснование заявленных требований Лужский городской прокурор указал, что в результате проведенной по заданию прокуратуры Ленинградской области проверки соблюдения законодательства в сфере защиты объектов культурного наследия на территории Лужского района Ленинградской области было установлено, что на территории Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района имеется объект культурного наследия: Воинское захоронение героям Гражданской войны 1991-1920 г.г., в д. Поддубье. Данный объект является братской могилой, памятником воинской славы и служат обогащению культурного наследия. В силу п.13 ч.1 ст.14, п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 областного закона от 10.07.2014 №48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения. Из информации, представленной администрацией МО «Ретюнское сельское поселение», следует, что вышеуказанный объект культурного наследия является воинским захоронением, на него заведена учетная карточка, являющаяся по существу паспортом воинского захоронения, содержащая всю необходимую информацию о воинском захоронении. Вместе с тем, право собственности ответчика на вышеуказанный объект культурного наследия не зарегистрировано. Соответственно, указанный объект не входит в реестр муниципального имущества, что не позволяет органам местного самоуправления в полном объеме решать вопросы местного значения поселения в области охраны памятников истории и культуры. Меры к регистрации муниципальной собственности на указанный памятник ответчиком не принимаются, что не позволяет включить объект культурного наследия в казну муниципального образования и определить его балансовую и кадастровую стоимость.
Прокурор в ходе судебного разбирательства заваленные требования поддержал по доводам, приведенным в административном иске.
Административный ответчик – администрация МО «Ретюнское сельское поселение» Лужского муниципального района Ленинградской области, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направил.
Заинтересованное лицо – Комитет по культуре Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителей не направил, об отложении слушания дела не просил. Ранее представил в материалы дела отзыв, в котором указал, что согласно выписке из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919.» является объектом культурного наследия регионального значения, расположенным по адресу: Ленинградская область, Лужский муниципальный район, д. Поддубье, в 10 км к юго-западу от пос. Оредеж, в зоне деревни. Регистрационный номер объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 471711180190005. Отсутствие собственника вышеуказанных объектов культурного наследия регионального значения делает безадресной государственную охрану и надзор в соответствии со ст.41.1, ст.47.2, ст.47.3 Закона №73-ФЗ. Таким образом, постановка на учёт и последующее признание права собственности, будет способствовать целям и задачам сохранения объектов культурного наследия. При указанных обстоятельствах, комитет поддерживает заявленные требования (л.д.21-22).
В судебном заседании 06.09.2018 в порядке, предусмотренном статьей 157 ГПК РФ, объявлен перерыв до 10.09.2018 до 11 часов 00 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания тем же лицом с участием прокурора.
После перерыва в судебное заседание не явились административный ответчик и заинтересованное лицо.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральнымизаконами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, соблюдение законодательства в сфере защиты объектов культурного наследия на территории Лужского района Ленинградской области может являться предметом прокурорского надзора, а возможность утраты физической целостности объекта культурного наследия, а также ухудшения его состояния, затрагивает интересы граждан Российской Федерации, а, следовательно, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 39 КАС РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия на территории Лужского района Ленинградской области, в ходе, которой установлено, что на территории Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района имеется объект культурного наследия: Воинское захоронение героям Гражданской войны 1919-1920 г.г., в д. Поддубье». Данный объект является братской могилой, памятником воинской славы и служат обогащению культурного наследия.
Отвечая на запрос суда Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области сообщило, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о государственной регистрации объекта культурного наследия Воинское захоронение героям Гражданской войны 1919-1920 г.г., в д. Поддубье (л.д.46).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
К объектам археологического наследия относятся частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации, о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Спорный объект культурного наследия, относятся к объектам культурного наследия: Воинское захоронение героям Гражданской войны 1919-1920 г.г., в д. Поддубье.
В силу ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» спорные объекты включены в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Согласно статье 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы. Историко-культурная экспертиза выявленного объекта, на основании которой определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, до настоящего времени не проведена.
В части 4 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, относятся к выявленным объектам культурного наследия.
В силу статьи 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Пункт 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в том числе имущество необходимое для сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Статья 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственную охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Пунктом 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, предусмотрено принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из Перечня выявленных объектов культурного наследия, спорный объект культурного наследия находятся на территории Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района. Следовательно, обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, лежит на администрации Ретюнского сельского поселения Лужского района Ленинградской области. Таким образом, бездействие ответчика, выразившееся в неосуществлении действий по постановке объекта культурного наследия на учет, как бесхозяйного, является незаконным.
Согласно указанных норм права, на администрацию Ретюнского сельского поселения Лужского района Ленинградской области должна быть возложена обязанность обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, что до настоящего момента не сделано, и подтверждается ответом, представленным в материалы дела по запросу суда из Управления федеральной службы, государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая реальную возможность ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных бюджетных учреждений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 01 мая 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования Ретюнское сельское поселение, к Администрации МО «Ретюнское сельское поселение» Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании зарегистрировать право собственности на объект культурного наследия, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Ретюнское сельское поселение» Лужского муниципального района Ленинградской области зарегистрировать право собственности на объект культурного наследия: Воинское захоронение героям Гражданской войны 1919-1920 г.г., в д. Поддубье, в срок до 01.05.2019 г.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2018 года
Председательствующий подпись