ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1122/2018Г от 11.04.2018 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-1122/2018г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2018 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Эминова О.Н.,

при секретаре Сангаджигоряевой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия, подданному в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о признании незаконным неисполнение постановления Главного государственного санитарного врача Республики Калмыкия,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия (далее - Управление) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что 11 августа 2015г. Главным государственным санитарным врачом по РК Санджиевым Д.Н. в порядке ст. 51 Федерального закона № 52 от 30 марта 1999г. вынесено постановление № 07 «Об организации иммунопрофилактики населения по эпидемическим показаниям». Основной эпидемической угрозой в РК на протяжении многих лет является нестабильная эпидемическая и эпизоотическая обстановка по природно-очаговым, зоонозным инфекциям. Территория Республики Калмыкия является энзоотичной по чуме, туляремии, бруцеллезу, лептоспирозу. В республике ежегодно отмечается активизация природных очагов бешенства во всех районах и г. Элисте, имеются почвенные очаги сибирской язвы. Постановлением № 07 от 11 августа 2015г. Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (далее Министерство) поручено обеспечить: иммунизацию подлежащих контингентов против ветряной оспы, пневмококковой и ротовирусной инфекции, а также иммунизацию населения против природно-очаговых и особо опасных инфекций в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям; обеспечить медицинские организации республики необходимым количеством медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) до начала эпидемического сезона; предусмотреть создание запаса на очередной год, а также резерва вакцины на случай ухудшения эпизоотической и эпидемической ситуации. Медицинские организации республики не обеспечены необходимым количеством МИБП. Данное обстоятельство отражено данными, представленными в форме №5 Федеральных статистических наблюдений Роспотребнадзора «Сведения о профилактических прививках». Совместным приказом Министерства и Управления, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» № 158пр/31-п/57пр от 14 февраля 2017г. утвержден план профилактических прививок на 2017г., который в полном объеме не выполняется. Просит суд признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц бездействие Министерства, выразившееся в неисполнении постановления Главного государственного санитарного врача Республики Калмыкия № 07 от 31 марта 2015г. «Об организации иммунопрофилактики населения по эпидемическим показаниям», в части несвоевременного обеспечения медицинских организаций республики необходимым количеством медицинских иммунобиологических препаратов.

В судебном заседании представитель административного истца Никитина А.Н. просила признать незаконным неисполнение Министерством здравоохранения Республики Калмыкия п.2 постановления Главного государственного санитарного врача Республики Калмыкия № 07 от 31 марта 2015г. «Об организации иммунопрофилактики населения по эпидемическим показаниям», в части несвоевременного обеспечения медицинских организаций республики необходимым количеством медицинских иммунобиологических препаратов, а также признать незаконным неисполнение Министерством здравоохранения Республики Калмыкия «Плана профилактических прививок на 2017 год», утвержденного совместным приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, Управления Роспотребнадзора по РК, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» № 158 пр/31-п/57-пр от 14 февраля 2017г., в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Лиджаев Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что неисполнение Министерством п.2 постановления № 07 от 11 августа 2015г. и необходимых мероприятий по профилактическим прививкам объясняется отсутствием финансирования.

Свидетель ФИО8, начальник отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия, суду показал, что Министерство здравоохранения Республики Калмыкия», будучи уполномоченным органом в сфере здравоохранения, не исполняет надлежащим образом возложенные на него обязанности по обеспечению медицинских организаций республики иммунобиологическими лекарственными препаратами для профилактических прививок по эпидемическим показаниям, что привело к неполному охвату населения республики профилактическими прививками по эпидемическим показаниям в 2017 г. и создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В Российской Федерации право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 323 от 21 ноября 2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем, в том числе осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (ст. 12 Федерального закона).

В силу ст. 16 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены

По статье 5 Федерального закона № 157 от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее Федеральный закон № 157) граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право, в том числе на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий (ст. 6 Федерального закона № 157).

Согласно ст. 8 Федерального закона № 157 осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики в целях проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, осуществляется соответственно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (ст. 15 Федерального закона № 157).

По плану профилактических прививок на 2017г., утвержденному совместным приказом Министерства, Управления Роспотребнадзора по РК ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» № 158пр/31-п/57пр от 14 февраля 2017г., определены прививки на 2015г. по эпидпоказаниям по всей республике, в частности: по туляремии – 4 941, по туляремия (RV) – 26 275, по бруцеллезу – 77, по бруцеллезу (RV) – 336, по сибирской язве – 67, по сибирской язве (RV) – 409, по бешенству – 72, по бешенству (RV) – 168, по ветряной оспе – 6702, по чуме – 3238.

11 августа 2015г. главным государственным санитарным врачом по РК Санджиевым Д.Н. по результатам анализа эпидемической ситуации в Республике Калмыкия вынесено постановление № 07 «Об организации иммунопрофилактики населения по эпидемическим показаниям», в котором Правительству РК рекомендовано в срок до 20 августа 2015г. обеспечить выделение финансовых средств на приобретение необходимого количества медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) для плановой иммунизации населения против природно-очаговых и особо опасных инфекций, а также ветряной оспы, пневмокковой, ротавирусной и гемофильной инфекций; Министерству здравоохранения РК поручено обеспечить: иммунизацию подлежащих контингентов против ветряной оспы, пневмокковой, ротавирусной и гемофильной инфекций, а также иммунизацию населения против природно-очаговых и особо опасных инфекций в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, лечебно-профилактические организации республики необходимым количеством МИБП; главным врачам районных больниц и городских поликлиник обеспечить проведение профилактических прививок.

23 марта 2017г. Правительством РК принято постановление № 3 «О состоянии иммунопрофилактики природно-очаговых инфекций», по которому отсутствие МИБП ставит под угрозу выполнение плана профпрививок по эпидпоказаниям. Министерству здравоохранения РК и Министерству финансов РК поручено предусмотреть при формировании бюджета средства на приобретение МИБП в рамках календаря профпрививок по эпидпоказаниям.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в 2017г. зарегистрировано 25 случаев заболевания бруцеллезом, 1967 случаев заболевания ветряной оспы, 1493 случая заболевания пневмококковой инфекцией.

Данные показатели по природно-очаговым и зоонозным инфекциям требуют со стороны уполномоченных органов ежегодного, своевременного осуществления противоэпидемических мероприятий, а также проведение профилактических прививок, в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней.

В 2017г. планы вакцинации и ревакцинации против туляремии выполнены на 35,8 % и 19,9 % соответственно; против пневмококковой инфекции до 5 лет : вакцинация – 4,6 %; против пневмококковой инфекции старше 50 лет : вакцинация – 7,3 %; иммунизация против ветряной оспы, ротовирусной инфекции не проводилась.

По «Положению о Министерстве здравоохранения Республики Калмыкия», утвержденному постановлением Правительства РК № 528 от 19 ноября 2013г. ( с изм на 15 июля 2016г.), Министерство является органом исполнительной власти РК, осуществляющим функции по выработке государственной политики республики, нормативному правовому регулированию, контролю, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения в рамках своих полномочий на территории Республики Калмыкия (п. 1); осуществляет профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические меры (п. 5.3.13).

Таким образом, административный ответчик как уполномоченный орган в сфере здравоохранения, ответственен за противоэпидемические меры, обеспечение медицинских организаций иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики в целях проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

В нарушение указанных нормативных актов, плана профилактических прививок, утвержденного совместным приказом от 14 февраля 2017г., и постановления главного государственного санитарного врача республики от 11 августа 2015г. Министерство не исполняет возложенные на него обязанности по обеспечению медицинских организаций республики иммунобиологическими лекарственными препаратами для профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Данные нарушения привели к неполному охвату населения республики профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, что не отвечает целям предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории Республики Калмыкия.

Довод представителя административного ответчика об отсутствии финансирования на необходимые мероприятия по профилактическим прививкам, не является основанием для ущемления прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, соответственно не может быть законным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом суд учитывает, что Министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции здравоохранения, в том числе в сфере профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер.

При таких обстоятельствах, заявленные административные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ,

р е ш и л :

Административный иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о признании незаконным неисполнения постановления Главного государственного санитарного врача Республики Калмыкия – удовлетворить.

Признать незаконным неисполнение Министерством здравоохранения Республики Калмыкия п.2 постановления Главного государственного санитарного врача Республики Калмыкия № 07 от 31 марта 2015г. «Об организации иммунопрофилактики населения по эпидемическим показаниям», в части несвоевременного обеспечения медицинских организаций республики необходимым количеством медицинских иммунобиологических препаратов.

Признать незаконным неисполнение Министерством здравоохранения Республики Калмыкия «Плана профилактических прививок на 2017 год», утвержденного совместным приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, Управления Роспотребнадзора по РК, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» № 158 пр/31-п/57-пр от 14 февраля 2017г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий О.Н. Эминов