Дело № 2а-1122/2022
91RS0024-01-2021-008652-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 февраля 2022 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Крым к Местной общественной организации «Территориальное сообщество Симеиза воспитания нравственности и духовного возрождения «Новый Симеиз» о ликвидации некоммерческой организации, заинтересованное лицо – Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Республике Крым,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Крым обратилось в суд с иском к Местной общественной организации «Территориальное сообщество Симеиза воспитания нравственности и духовного возрождения «Новый Симеиз» (далее – Некоммерческая организация, МОО «Территориальное сообщество Симеиза воспитания нравственности и духовного возрождения «Новый Симеиз») со следующими требованиями: признать МОО «Территориальное сообщество Симеиза воспитания нравственности и духовного возрождения «Новый Симеиз» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица; исключить МОО «Территориальное сообщество Симеиза воспитания нравственности и духовного возрождения «Новый Симеиз» из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование своих требований истец указал, что Некоммерческая организация не представляет в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации сведения о своей деятельности в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В этой связи ответчик неоднократно предупреждался о необходимости соблюдения требований федерального законодательства, однако требуемых сведений так и не представил. Допущенные некоммерческой организацией неоднократные нарушения, по мнению истца, являются основанием для ее ликвидации.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Республике Крым.
Стороны и заинтересованное лицо надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/http://yalta.krm.sudrf.ru/) и на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Крым (https://minjust.gov.ru).
Истец и ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 в суд также не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что на Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы №9 по Республике Крым не возложены функции по контролю за осуществлением деятельности некоммерческих организаций.
При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ) контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. «а» п. 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Республике Крым является государственным органом, которому федеральным законом предоставлено право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Согласно пункту 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ, некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с пунктом 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006 года «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», некоммерческая организация представляет отчет о деятельности ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Судом установлено, что МОО «Территориальное сообщество Симеиза воспитания нравственности и духовного возрождения «Новый Симеиз» зарегистрировано территориальным органом Министерства юстиции как некоммерческая организация 23.01.2015 года, и включена в Единый государственный реестр юридических лиц 17.02.2015 года, ОГРН <***>.
21.07.2020 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым направило в адрес Некоммерческой организации предупреждение о необходимости предоставления отчета о своей деятельности за 2019 год в срок до 31.08.2020 года.
Указанное предупреждение возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения (отчет АО «Почта России» об отслеживании почтового отправления с идентификатором 29500049344097).
12.08.2021 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым направило в адрес Некоммерческой организации предупреждение о необходимости предоставления отчета о своей деятельности за 2020 год в срок до 30.09.2021 года.
Указанное предупреждение возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения (отчет АО «Почта России» об отслеживании почтового отправления с идентификатором 29500062062428).
Обращаясь в суд с настоящим иском, административный орган указал, что ответчиком допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации, выразившиеся в том, что ответчик не исполняет возложенные на него обязанности по предоставлению отчетности.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.
Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Между тем материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих неоднократность нарушений со стороны Некоммерческой организации. Соответствующих постановлений по делу об административном правонарушении, приговоров или решений суда истец суду не представил.
Сами по себе предупреждения истца в адрес ответчика о необходимости предоставления отчетности, исходя из приведенных выше разъяснений, неоднократности нарушений не подтверждают.
Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации.
В рассматриваемом случае судом не установлено, что допущенные ответчиком нарушения носят существенный и неустранимый характер. Оснований для вывода о том, что защита прав и законных интересов других лиц возможна только лишь путем ликвидации организации, у суда не имеется.
Таким образом, поскольку истцом не представлено доказательств неоднократного нарушения ответчиком требований законодательства; допущенные ответчиком нарушения не являются исключительными и достаточными для ликвидации юридического лица, суд оставляет требования истца без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Крым – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято 15 февраля 2022 года.