ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1122/2022 от 15.04.2022 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2022 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Дорохиной А.О.,

при секретаре Воробьевой О.И.,

с участием административного истца – помощника прокурора Советского района г. Тулы Болдыревой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 71RS0028-01-2022-001297-29 (производство № 2а-1122/2022) по административному иску прокурора Советского района г.Тулы о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор Советского района г. Тулы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации в котором просил признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещённую в сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, копию решения направить в Управление Роскомнадзора по Тульской области для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки в сети «Интернет» по URL адресу <данные изъяты> установлен сайт брокерской компании «TeleTrade», допускающей размещение материалов, распространение которых запрещено на территории Российской Федерации. На данном сайте размещена информация о брокерской компании «TeleTrade», которая, как указано, является ECN Форекс брокером, предоставляющим услугу по доступу на международный валютный рынок Форекс для онлайн - трейдинга. Компания обеспечивает бесперебойный доступ к лучшим котировкам рынка Форекс и моментальное рыночное исполнение по STP технологии. Однако в ходе проверки установлено, что действие лицензии выданной Центральным Банком РФ прекращена 27.01.2019, ввиду нарушения требований законодательства РФ, наличии у нее разрешительных документов для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг отсутствуют.

Ресурсы носят открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к ним свободный.

Полагает, что фактически в размещенной на «Интернет» странице информации идет речь о предложении вложения денежных средств граждан в услуги онлайн трейдинга на международном валютном рынке Форекс, где компания «TeleTrade» выступает в роли брокера, не имея на то специального разрешения (лицензии).

Таким образом, деятельность данной организации путем злоупотребления доверия, обмана может привести к хищению денежных средств граждан Российской Федерации.

На момент осмотра указанный Интернет - сайт в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации, запрещено, согласно данным сайта Роскомнадзора, не включен.

Просит суд признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты>, направить решение в Управление Роскомнадзора по Тульской области для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Тулы Болдырева И.Ю. доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Тульской области в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве просили рассмотреть дело в их отсутствие, принять решение на усмотрение суда.

По основаниям, предусмотренным ч.4 ст.263 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Сайт в сети Интернет это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Советского района г.Тулы проведена проверка исполнения требований действующего законодательства со стороны указанной брокерской компаниипри размещении в сети Интернет официального сайта компании.

В ходе проверки установлено, что в сети Интернет по URL адресу: <данные изъяты> официальный сайт брокерской компании «TeleTrade», которая, как указано, является ECN Форекс брокером, предоставляющим услугу по доступу на международный валютный рынок Форекс для онлайн-трейдинга. Компания обеспечивает бесперебойный доступ к лучшим котировкам рынка Форекс и моментальное рыночное исполнение по STP технологии.

Вход на указанный Интернет - сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет - пользователь.

Банк России 27.12.2018 аннулировал лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера, выданную ООО «Телетрейд Групп» и действие лицензии прекращена 27.01.2019, ввиду нарушения требований законодательства РФ, наличии у компании разрешительных документов для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг отсутствуют.

Указанные выводы административного истца подтверждаются актом исследования Интернет - сайта, скриншотами указанного сайта, представленных истцом, информацией с сайта Центрального Банка России.

Таким образом, из материалов дела следует, что в сети Интернет на сайте <данные изъяты> размещена информация о брокерской компании «TeleTrade», которая осуществляет брокерскую деятельность при отсутствии специального разрешения (лицензии) о предоставлении услуг юридическим лицом при отсутствии соответствующей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, распространение которой запрещено действующим законодательством.

В силу ст. ст. 1, 2 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3 - 5, 7 и 8 настоящего Федерального закона. Финансовый консультант на рынке ценных бумаг - юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» брокерская деятельность осуществляется на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России.

Лицензионные требования и условия при осуществлении брокерской деятельности установлены Положением Банка России от 27 июля 2015 г. № 481-П «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг».

Статьей 51 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. За нарушения настоящего Федерального закона и других законодательных актов Российской Федерации о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 7 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, и товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Как установлено в ходе прокурорской проверки, в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> обнаружена информация о предоставлении услуг юридическим лицом при отсутствии соответствующей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, тогда как в силу статьи 51 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной.

Из материалов дела усматривается, что информация на указанном сайте позволяет ввести неопределенный круг лиц в заблуждение относительно совершения сделок на рынке форекс посредством услуг, представляемых компанией.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в силу части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается ограничение доступа к информации.

Положениями пункта 2.1 статьи 9 указанного закона предусмотрено, что порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу статьи 15 указанного закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 15.1 вышеуказанного Федерального закона РФ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Этими Правилами определен порядок создания, формирования и ведения указанного реестра, а также основания для включения в единый реестр сайтов в сети Интернет.

Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 указанного закона).

В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

По делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление

предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)

Также ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

На момент проверки данные сайты, на которых размещена вышеназванная информация, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствуют.

Указанное обстоятельство подтверждается скриншотами сайтов, скриншотами Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, судом установлено, что информация на сайте: <данные изъяты>, противоречит требованиям вышеуказанного законодательства, интересам неопределенного круга лица.

При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования прокурора г.Тулы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Советского района г.Тулы в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещённой в сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 15.04.2022 года.