ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1122/2023 от 30.01.2024 Нововятского районного суда г. Кирова (Кировская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2024 года город Киров

Нововятский районный суд г.Кирова в составе:

председательствующего судьи Чураковой Н.А.,

при секретаре Орловой О.В.,

с участием представителя административного истца Нижегородской таможни посредством ВКС- связи на основании доверенности Царева Д.О., административного ответчика Задорина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-113/2024 (43RS0-67) по административному исковому заявлению Нижегородской таможни к Задорин СВ о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородская таможня обратилась в суд с вышеназванным административным иском о взыскании с Задорина С.В. утилизационного сбора в размере 116 800,00 рублей.

В обоснование указывают, что в 2021 году Задорин С.В. на территорию Российской Федерации ввез транспортное средство <данные изъяты>: , ДД.ММ.ГГГГ г.в. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик обратился на <адрес> таможенный пост Нижегородской таможни с заявлением о принятии утилизационного сбора за указанный автомобиль, приложив расчет суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате за ввезенное транспортное средство. Согласно указанному расчету за транспортное средство 2014 года выпуска, оснащенное электрическим двигателем, подлежал уплате утилизационный сбор в размере 5 200 руб., исходя из коэффициента, установленного пунктом 3 Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства (далее - Перечень). B связи с этим должностным лицом <адрес> таможенного поста Нижегородской таможни оформлен таможенный приходный ордер /, в соответствии с которым с единого лицевого счета Задорина С.В. списаны денежные средства в размере 5200 руб. в счет уплаты утилизационного сбора. Впоследствии Нижегородской таможней проведена аналитическая работа, в результате которой выявлен факт неполной уплаты Задориным С.В. утилизационного сбора в отношении транспортного средства, а именно: утилизационный сбор подлежал уплате в размере 122 000 руб. 00 коп. Разница между суммой уплаченного утилизационного сбора и суммой утилизационного сбора, подлежащего уплате, составляет 116 800,00 руб. (122 000,00 - 5 200,00 = 116 800,00). Направленное таможней в адрес административного ответчика письмо о необходимости уплаты утилизационного сбора в полном объеме, которое оставлено без ответа.

В судебном заседании посредством ВКС представитель административного истца Нижегородской таможни на основании доверенности Царев Д.О. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в административном иске.

Административный ответчик Задорин С.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 3 Правил взимания, исчисления уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства ) установлено, что взимание утилизационного сбора, уплату которого производят лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, а также лица, которые являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в <адрес>, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта, возложено на Федеральную таможенную службу.

В судебном заседании установлено, что в 2021 году административный ответчик Задорин С.В. ввез на территорию Российской Федерации транспортное средство <данные изъяты>: , 2014 года выпуска.

ДД.ММ.ГГГГ Задорин С.В. обратился на <адрес> таможенный пост Нижегородской таможни с заявлением о принятии утилизационного сбора за автомобиль <данные изъяты>: , 2014 г.в. К комплекту документов, представленных Задориным С.В., был приложен расчет суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате за ввезенное транспортное средство.

Согласно указанному расчету за транспортное средство 2014 года выпуска, оснащенное электрическим двигателем, подлежал уплате утилизационный сбор в размере 5 200 руб., исходя из коэффициента, установленного пунктом 3 Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства (далее - Перечень).

Должностным лицом <адрес> таможенного поста Нижегородской таможни оформлен таможенный приходный ордер /, в соответствии с которым с единого лицевого счета Задорина С.В. списаны денежные средства в размере 5 200 руб. в счет уплаты утилизационного сбора.

Нижегородской таможней проведен таможенный контроль, в результате которого выявлен факт неполной уплаты Задориным С.В. утилизационного сбора в отношении транспортного средства <данные изъяты>: , 2014 г.в.

По результатам анализа документов, представленных Задориным С.В. на <адрес> таможенный пост, Нижегородской таможней установлено, что за транспортное средство, ввезенное Задориным С.В. в 2021 году, утилизационный сбор подлежал уплате в размере 122 000 руб. 00 коп.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, за исключением колесных транспортных средств (шасси), указанных в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, уплачивается утилизационный сбор.

Перечень видов и категорий транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (далее - Перечень), Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила) установлены Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства ).

В соответствии с пунктом 5 Правил, установленных Постановлением Правительства утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ . При этом при исчислении суммы утилизационного сбора подлежат применению ставки и коэффициенты, установленные Перечнем.

Коэффициент расчета утилизационного сбора зависит от категории и даты выпуска ввозимого транспортного средства (новые транспортные средства; транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет).

Согласно сноске <3> к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

Согласно сноске <5> к Перечню базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20 000 рублей.

Согласно пункту 1 Перечня в отношении транспортных средств с электрическим двигателем, за исключением транспортных средств с гибридной установкой, применяются коэффициенты 1,63 (в отношении новых транспортных средств) и 6,1 (в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет).

Таким образом, в целях применения коэффициента расчета суммы утилизационного сбора, в соответствии с пунктом 3 Перечня, ввозимое транспортное средство должно иметь какое-либо значение объема двигателя отличное от нуля.

Согласно пункту 15(1) Правил установлено, что в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Как следует из свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства № ТС RU A-US.ЦM02.04009 транспортное средство TESLA MODEL S, VIN: , 2014 г.в., оснащено электрическим двигателем.

Исходя из изложенного, за транспортное средство, ввезенное Задориным С.В. утилизационный сбор подлежал уплате в размере 122 000 руб. 00 коп. (20 000 руб. (базовая ставка) * 6,1 (коэффициент)).

Указанный расчет судом проверен, признан правильным.

В связи с чем разница между суммой уплаченного административным ответчиком Задориным С.В. утилизационного сбора и суммой утилизационного сбора, подлежащего уплате, составляет 116 800,00 руб. (122 000,00 - 5 200,00 = 116 800,00).

Нижегородской таможней в адрес административного ответчика Задорина С.В. было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с информацией о необходимости уплаты утилизационного сбора в полном объеме. Оплата по настоящее время им не произведена.

В связи с тем, что Задориным С.В. утилизационный сбор в полном объеме не был оплачен, Нижегородская таможня обратилась к мировому судье судебного участка Нововятского судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Задорин СВ задолженности по уплате утилизационного сбора в сумме 116 800 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка Нововятского судебного района <адрес> Замятиной Е.М., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка Нововятского судебного района <адрес>, был вынесен судебный приказ о взыскании с Задорин СВ задолженности по уплате утилизационного сбора в сумме 116 800 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка Нововятского судебного района <адрес> Замятиной Е.М., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка Нововятского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с поступлением от Задорин СВ возражений на судебный приказ.

Поскольку ответчиком до настоящего времени утилизационный сбор за ввезенное транспортное средство в полном объеме не оплачен, неуплаченная сумма сбора подтверждена таможенным органом документально, требования таможенного органа о взыскании утилизационного сбора являются правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы административного ответчика Задорина С.В. о том, что пункт 3 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» подразумевал все категории транспортных средств без ограничений по принципу работы или конструктивным характеристикам двигателя, в том числе и электродвигателей и транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания различных рабочих объемов, суд находит ошибочным.

В пункте 3 раздела I Перечня (в редакциях, действующих с даты подачи Задориным С.В. в таможенный орган расчета утилизационного сбора, до ДД.ММ.ГГГГ) изложен следующим образом: «Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя». Следовательно, в целях применения коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора, в соответствии с пунктом 3 раздела I Перечня (в редакции, действующей на день подачи расчета физическим лицом в таможенный орган), ввозимое транспортное средство помимо факта ввоза физическим лицом для личного пользования должно иметь какое-либо значение объема двигателя отличное от нуля (двигатель, обладающий характеристиками объема, должен присутствовать в транспортном средстве и значение его объема должно быть больше «0»).

Характеристика «объем двигателя» относится к двигателям внутреннего сгорания и не относится к электрическим двигателям, что следует из технического регламента Таможенного союза «О безопасности транспортных средств» (ТР ), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, в пункте 3 раздела I Перечня (в редакции, действующей на день подачи расчета физическим лицом в таможенный орган) были обособлены не только транспортные средства, ввозимые для личного пользования, но и одновременно оснащенные двигателем с какой-либо величиной объема (т.е. двигателем внутреннего сгорания), тогда как в отношении любых электромобилей (за исключением гибридных) был предусмотрен отдельный пункт Перечня (пункт 1 раздела 1) с коэффициентами в зависимости от срока с даты их выпуска.

Таким образом, утилизационный сбор за транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию и оснащенные исключительно электрическими двигателями, должен рассчитываться с использованием коэффициентов, содержащихся в пункте 1 раздела I Перечня.

Указанная административным ответчиком Задориным С.В. формулировка пункта 3 раздела I Перечня введена изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Данная редакция Перечня начала действовать с ДД.ММ.ГГГГ. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ оно применяется в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ. Для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных в РФ до ДД.ММ.ГГГГ включительно, применяется перечень в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», при условии подачи в таможенный орган указанного расчета суммы утилизационного сбора не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Расчет суммы утилизационного сбора подан Задориным С.В. в таможенный орган ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Перечень в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, в отношении транспортного средства, ввезенного Задориным С.В. на территорию РФ в 2021 году, не применим. Более того, в п.11(2) действующей редакции Правил указано, что для целей исчисления утилизационного сбора используются базовая ставка и коэффициент, установленные Перечнем в редакции, действующей на момент подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора (в рассматриваемых случаях в редакции, действовавшей в 2021 году). Пункт 3 раздела I Перечня в редакциях с ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения в таможенный орган) до ДД.ММ.ГГГГ по существу не изменялся.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ и статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика Задорина С.В. также подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» в размере 3 536 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Нижегородской таможни к Задорин СВ о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора удовлетворить.

Взыскать с Задорин СВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ИНН , за счет его имущества в пользу Нижегородской таможни (ИНН 5253000868) задолженность по уплате утилизационного сбора в размере 116 800 руб.

Взыскать с Задорин СВ (ИНН ) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» в размере 3 536 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Нововятский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Чуракова Н.А.

Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.