Дело № 2а-1123/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2020 года г.Спасск-Дальний
Приморского края
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Миначёвой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Быстровой А.Ю.,
с участием помощника прокурора г.Спасска-Дальнего Улыбышевой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района»,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ им в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района были представлены документы о выдвижении в качестве кандидата на должность главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района: заявление в письменной форме о согласии баллотироваться на должность; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем на праве собственности, о счетах (вкладах) в ценных бумагах; копия паспорта; копия документа о профессиональном образовании; копия пенсионного удостоверения; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копия документа об осуществлении полномочий депутата на постоянной основе.
ДД.ММ.ГГГГ им в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района были представлены подписные листы в количестве 16 штук, содержащие 25 подписей избирателей, протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ избирательной комиссией Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района ему отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района, одним из оснований к отказу послужило то, что он не указал в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем на праве собственности, о счетах (вкладах) в ценных бумагах, источник выплат и доходы, полученные им, как пенсионером МВД за год в суммарном выражении, сведения о получении региональной доплаты к пенсии без указания размера таких доплат за год, иные источники дохода без указания источника доходов и его размера. С чем он не согласен, т.к. считает, что указанные сведения им были достоверно указаны. Пенсия пенсионера МВД выплачивается за счет средств МВД, что подтверждается копией удостоверения пенсионера МВД, не имеет иных источников выплаты и не требует каких либо иных подтверждений или опровержений. Региональная доплата к пенсии выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации за счет средств бюджета <адрес>, и не требует каких-либо иных подтверждений или опровержений.
В нарушение п.14 ст.47 Избирательного кодекса <адрес> избирательная комиссия Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района не уведомила его, как кандидата о том, что он может дополнить сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем на праве собственности, о счетах (вкладах) в ценных бумагах, чем нарушила его избирательные права и приняла, по его мнению, незаконное решение.
Кроме того, основанием к отказу послужило то, что он изготовил подписные листы не за счет средств своего избирательного фонда, которое, по его мнению, является незаконным и не соответствующим ч.17 ст.69 Избирательного кодекса <адрес>, т.к. им в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района было предоставлено заявление о том, что он не будет открывать специальный избирательный счет и формировать избирательный фонд, поскольку расходы на финансирование избирательной кампании не будут превышать 15 000 руб. Подписные листы он изготовил самостоятельно на личной оргтехнике в домашних условиях, что не является нарушением действующего избирательного законодательства.
Довод избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района о не указании им в подписном листе сведений о том, что он является депутатом муниципального комитета Чкаловского сельского поселения, явившихся основанием для признания подписей в подписных листах недействительными, не основан на законе, т.к. Избирательный кодекс не содержит обязательного требования о необходимости указания таких сведений.
По мнению избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района подписи избирателей Ц.Т.С. и Ф.Ю.С. проверке не подлежат, сто считает незаконным, т.к. им исключена и специального оговорена путем проставления подписи об исключении из подписных листов только избиратель Ф.Ю.С.. Избиратель Ц.Т.С. им не исключена и подписи в отношении неё он не проставлял, следовательно, данный избиратель подлежал проверке. Кроме того в решении указана фамилия Ф.Ю.С., что не соответствует действительности, поскольку такого избирателя не имеется.
Ссылка избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района на п.п.7 п.7 ст.49 Федерального закона РФ № «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.п.5,9 ст.49 Избирательного кодекса <адрес> незаконна, не имеет отношения к его выдвижению, т.к. ст.49 Федерального закона РФ № «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит п.п.7 п.7, кроме того, ст.49 Федерального закона затрагивает вопросы проведения агитационного периода. Пункт 5 ст.49 Избирательного кодекса <адрес> предусматривает в качестве отказа в регистрации отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Кодексом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, которые им предоставлены в полном объеме. Пункт 9 ст.49 Избирательного кодекса <адрес> предусматривает основания для отказа в регистрации - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, однако, представленные им подписи в подписных листах действительны, и являются достаточными для регистрации его в качестве кандидата на должность главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района.
В нарушение требований Избирательного кодекса в резолютивная часть решения избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района содержит указание о признании недействительной подписи И.Т.В., несмотря на указание им в подписном листе фамилии И.Т.В..
По изложенному, просит отменить решение избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района» и обязать избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района зарегистрировать его кандидатом на должность главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что оспариваемое решение нарушает его права на участие в выборах в качестве кандидата на должность главы Чкаловского сельского поселения.
Административный ответчик – представитель избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что решение комиссии Чкаловского сельского поселения основано на требованиях Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ ( ст.ст. 35 п.14.3; 37 п.8, 38 п.6.4 п.п.и, 49 п.7) Избирательного <адрес> ( ст.ст.40, 45, 47, 49). Полагает, что указание административным истцом в иске на несоответствие фамилии в решении Муниципальной избирательной комиссии одного избирателя (И.Т.В. вместо И.Т.В.) не является существенным, не влияет на соотношение голосов, необходимых для регистрации кандидата, и подписной лист с подписью данного избирателя признается избирательной комиссией как изготовленный с нарушением требований действующего законодательства не соответствующий по форме, и является по сути технический ошибкой, вызванной трудностью прочтения подчерка.
Вместе с тем, основания оспариваемого решения: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с ФЗ № «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а так же недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, являются в соответствии с п.п. «в,д» п.24 ст. 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата и п.п.5,9 п.7 ст. 49 Избирательного кодекса <адрес>. Уведомление о необходимости надлежащего исполнения требований законодательства по порядку и объему предоставляемых для регистрации сведений кандидату комиссией не направлялось, поскольку не является ее обязанностью.
Представитель вышестоящей избирательной комиссии, привлеченной к участию в деле в порядке, предусмотренном частью 1 ст.243 КАС РФ, – ТИК <адрес> по доверенности ФИО3 исковые требования ФИО1 полагает частично обоснованными, пояснив, что оспариваемое решение принято с нарушением п. 24 ст. 38 ФЗ №, т.к. в нем не верно трактовано понятие пенсии. В нарушение п. 14 ст. 47 Избирательного <адрес> кандидат не был уведомлен о выявленных недостатках в предоставленных на регистрацию документах, что прямо предусмотрено законом и нарушает права кандидата, который мог предоставить уточнения и дополнения, кроме того, избирательной комиссией не верно трактовано понятие избирательного фонда административного истца. С жалобой в ТИК <адрес> на оспариваемое решение ФИО1 не обращался.
Представитель краевой избирательной комиссии <адрес>ФИО4 полагает иск обоснованным, пояснив, что нарушены процедура и основания принятия оспариваемого решения. Так, кандидат не был уведомлен не менее, чем за 3 дня до заседания избирательной комиссии о недостатках в предоставленных им документах, в связи с чем тот не смог исправить неточности. Полагает, что комиссия не верно трактует понятие избирательного фонда при том, что кандидат информировал избирательную комиссию о том, что специальный избирательный счет открывать не будет, т.к. расходы на финансирование избирательной кампании не будут превышать 15 000 рублей, а подписные листы изготовил самостоятельно. Оспариваемое решение содержит множество неточностей, свидетельствующих о нарушении процедуры проверки предоставленных кандидатом сведений. Полагает, что избирательная комиссия обязана в кратчайшие сроки соблюсти процедуру регистрации кандидата, изготовить итоговый протокол по проверке подписей и вручить его истцу, составить ведомость по проверке подписных листов, вынести законное решение и вручить его кандидату. Доводы избирательной комиссии о том, что неуказание в подписном листе сведений о том, что истец является депутатом муниципального комитета Чкаловского сельского поселения как основания для признания подписей в подписных листах недействительными, полагает законными, но в связи с нарушением процедуры и порядка принятия оспариваемого решения, просит отменить его.
Помощник прокурора г.Спасска-Дальнего Улыбышева Н.Е. полагает оспариваемое решение подлежащим отмене ввиду допущенных нарушений при его принятии, устанволенных в судебном заседании.
Суд, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, выслушав стороны, считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствие с ч.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ, кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. Согласно части 10 названной статьи, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, в отношении которого вынесено такое решение.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствие с ч.1 ст.34 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Так, ДД.ММ.ГГГГ состоятся выборы главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района были представлены документы о выдвижении в качестве кандидата на должность главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района, выдвинутого в порядке самовыдвижения: заявление в письменной форме о согласии баллотироваться на данную должность, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем на праве собственности, о счетах (вкладах) в ценных бумагах, копия паспорта, копия документа о профессиональном образовании, копия пенсионного удостоверения, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия документа об осуществлении полномочий депутата на постоянной основе.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения были представлены подписные листы в количестве 16 штук, протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ избирательной комиссией Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района отказано административному истцу в регистрации в качестве кандидата на должность главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района.
Основанием к принятию обжалуемого решения послужили следующие обстоятельства, установленные избиркомом Чкаловского сельского поселения: в представленных кандидатом ФИО1 сведениях о размере и об источниках доходов не указан источник выплат и доходы, полученные им как пенсионером МВД за год, в суммарном выражении, имеются сведения о получении им региональных доплат к пенсии без указания размера таких доплат за год, а так же имеются указания на иные источники дохода так же без указания источника дохода и его размера, что является нарушением требований п.3 ст. 33 ФЗ № «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и п.п. 5, 9 ст. 49 Избирательного кодекса <адрес>. В результате проверки подписных листов в поддержку кандидата ФИО1 в количестве 16 штук с 25 подписями избирателей, и которые изготовлены не за счет средств соответствующего избирательного фонда, при этом во всех подписных листах в графе род деятельности отсутствует указание о том, что кандидат ФИО1 является депутатом муниципального комитета Чкаловского сельского поселения, при этом предоставлена копия удостоверения депутата; представленный подписной лист избирателей от имени Ц.Т.С. и Ф.Ю.С. ( лист 16 ) содержит исправления, специально не оговоренные в данном подписном листе; в резолютивной части решения избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения <адрес> Спасского муниципального района указано, что признана недействительной подпись И.Т.В., хотя фактически в подписном листе указана фамилия И.Т.В..
По смыслу статей 75, 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии может быть отменено в случае, если этим решением нарушены избирательные права заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона № «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Так, в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе кандидатом ФИО1 указаны: пенсия, региональная доплата к пенсии, иные выплаты всего в размере 286 847, 14 рублей, без указания размера таких источников.
Вместе с тем, избирательная комиссия при принятии оспариваемого решения в данной части не приняла во внимание? что установление факта представления кандидатом недостоверных (неполных) сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не предусмотрено в качестве обстоятельства, препятствующего регистрации кандидатом в депутаты, оно является основанием для передачи сведений об этом в средства массовой информации и в информационный бюллетень о кандидате (пункт 8 статьи 33, подпункт "е" пункта 3 статьи 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов Постановлением Центральной избирательной комиссией России от ДД.ММ.ГГГГ N 235/1486-6 утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.12.2 указанных Методических рекомендаций, в извещении, направляемом кандидату избирательной комиссией, должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Согласно пункту 4.12.4 Методических рекомендаций, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата.
Доводы истца о том, что ему не было предоставлено предусмотренное п.1.1 ст.38 ФЗ N 67-ФЗ право на исправление недостатков при выявлении избирательной комиссией неполноты сведений, являются обоснованными, поскольку, несмотря на то, что ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, необходимых для его регистрации, в силу положения п.14 статьи 47 Избирательного <адрес>, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено Федеральным законом, настоящим Кодексом или несоблюдения требований Федерального закона, настоящего Кодекса к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате.
Факт не уведомления кандидата ФИО1 о необходимости надлежащего исполнения требований законодательства по порядку и объему предоставляемых для регистрации сведений кандидату, избирательной комиссией не оспаривался.
При этом, вопреки доводам административного ответчика и по смыслу закона обязанности избирательной комиссии известить кандидата об отсутствии документа, необходимого для его регистрации ( недостатках предоставленных документов), должно корреспондировать право кандидата иметь возможность после получения соответствующего уведомления своевременно представить в избирательную комиссию отсутствующий документ, необходимый для регистрации. Следовательно, уведомление кандидата о выявлении отсутствия документов, необходимых для его регистрации должно производиться избирательной комиссией с таким расчетом, чтобы кандидат имел фактическую возможность реализовать вышеуказанное право на представление отсутствующего документа.
Установление в избирательном законодательстве такой гарантии направлено на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего избирательного права, так же как и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документа или их отсутствие.
Оспариваемое решение в части изготовления подписных листов не за счет средств избирательного фонда кандидата, не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Так, согласно уведомлению в избирательную комиссию кандидата ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета, т.к. расходы на финансирование избирательной кампании не будут превышать сумма.
В соответствие с ч.17 ст.69 Избирательного <адрес>, все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения избирательной комиссии, осуществляющей регистрацию кандидатов, списков кандидатов, кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа (при проведении муниципальных выборов - при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа) - в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно избирательного округа, муниципального района, муниципального округа, городского округа. При отсутствии на территории соответственно избирательного округа, муниципального района, муниципального округа, городского округа кредитных организаций кандидат, избирательное объединение определяют по согласованию с соответствующей избирательной комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.
При этом, на выборах органов местного самоуправления сельских поселений кандидат может создавать избирательный фонд без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пятнадцати тысяч рублей. При этом кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах по форме, устанавливаемой избирательной комиссией, организующей выборы. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата.
Доводы административного истца о необязательном указании в подписном листе сведений о том, что он является депутатом муниципального комитета Чкаловского сельского поселения, явившихся основанием для признания подписей в подписных листах недействительными, не основаны на требованиях действующего законодательства.
Так, в соответствие с п.8.ст.37 Федерального закона № «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования должны соответствовать приложению 6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.8 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес> подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования должны соответствовать приложению 6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно Приложению № в подписном листе для сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования должны указываться сведения о месте работы, занимаемой должности или род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа.
Таким образом, указание соответствующих сведений является прямой обязанностью кандидата.
Согласно п.4 ст.38 Закона № 67-ФЗ проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
Доводы истца относительно ошибочного трактования избирательной комиссией исправления в подписном листе избирателя Ф.Ю.С., являются обоснованными, поскольку в силу положения п.4 ст.47 Избирательного кодекса <адрес> проверке и учету не подлежат подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это ими специально оговорено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в избирательную комиссию.
Так, в подписном листе данный избиратель исключен путем зачеркивания и данное исключение ее из списка избирателей заверено подписью ФИО1, что, по мнению суда, свидетельствует о том, что истец специально оговорил данное исправление, в связи с чем подпись указанного избирателя проверке не подлежит, при этом решение избирательной комиссии о том, что подпись избирателя Ц.Т.С. проверке и учету не подлежит преждевременно и необоснованно, в связи с чем решение в данной части является необоснованным.
Суд соглашается с позицией административного ответчика, что указание административным истцом на несоответствие в оспариваемом решении фамилии одного избирателя (И.Т.В. вместо И.Т.В.) не является существенным, поскольку не влияет на соотношение голосов, необходимых для регистрации кандидата.
Учитывая, что нарушение избирательной комиссией процедуры принятия оспариваемого решения нашло свое подтверждение, оно подлежит отмене полностью.
В соответствие с ч.1 ст.244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.243, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района» ФИО1, с обязанием административного ответчика соблюсти процедуру принятия решения в порядке, предусмотренном п.14 ст.47 Избирательного <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение пяти дней со дня его принятия, с подачей жалобы через Спасский районный суд.
Судья Т.В.Миначёва