ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1123/2020230013-01-2020-001865-94 от 25.09.2020 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

к делу №2а-1123/2020 23RS0013-01-2020-001865-94

РЕШЕНИЕ

именем РоссийскойФедерации

г. Гулькевичи 25 сентября 2020 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи – Соколенко А.В.,

при секретаре – Богатыревой К.В.,

с участием помощника прокурора Гулькевичского района – Сафроновой Л.В.,

представителя административного ответчика администрации Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района – Карауловой Т.А., действующей на основании доверенности от 18.08.2020 №5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по учету бесхозяйного имущества,

у с т а н о в и л:

Прокурор Гулькевичского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст.39 КАС РФ и просит признать незаконным бездействие администрации Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в не признании гидротехнического сооружения, расположенного в Комсомольском сельском поселении, х. Тельман, пруд №5 р. Самойлова Балка бесхозяйным имуществом с признаками такового; обязать администрацию Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу провести процедуру по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехническое сооружение, расположенное в Комсомольском сельском поселении, х. Тельман, пруд № 5 р. Самойлова Балка, и по истечению года со дня их постановки на учет в трехмесячный срок принять в муниципальную собственность.

Требования обоснованы тем, что прокуратурой района проверено исполнение органами местного самоуправления обязанностей по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность. На территории Гулькевичского района находятся 75 бесхозяйных гидротехнических сооружения, 16 из которых приняты на учет как бесхозяйные. В ходе проверки установлено, что на территории Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района находятся следующие бесхозяйные объекты: гидротехническое сооружение, расположенное в Комсомольском сельском поселении, х. Тельман, пруд №5 р. Самойлова Балка. Вместе с тем, администрацией Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района действенные меры к проведению процедуры обращения бесхозяйных объектов в муниципальную собственность не принимаются. Выявленные нарушения свидетельствуют о недостатках в работе органа местного самоуправления в сфере исполнения обязанностей по обращению бесхозяйного объекта в муниципальную собственность, что может негативно сказаться на предупреждении возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которая может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерб окружающей природной среде, а также иные материальные потери.

Представитель административного истца – помощник прокурора Гулькевичского района Сафронова Л.В. в судебном заседании уточнила исковые требования, пояснила, что прокуратурой района проверено исполнение органами местного самоуправления обязанностей по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность. Согласно предоставленного Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора перечня гидротехнических сооружений на территории Гулькевичского района находятся 75 бесхозяйных гидротехнических сооружения, 16 из которых приняты на учет как бесхозяйные. При выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения. Обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение (п.п. 5-6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 №237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался»). Так, администрацией муниципального образования Гулькевичский район 20.08.2018 исх. №111-4332/18-01-18 направлена информация руководителю Северо-Кавказского Управления Ростехнадзора о проведенной инвентаризации наличия на территории района гидротехнических сооружений, в результате которой выявлено 98 перегораживающих сооружений. Указанная информация последним включена в перечень гидротехнических сооружений с примечанием о необходимости проведения мероприятий, для определения выявленных сооружений к гидротехническим. В ходе проверки установлено, что на территории Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района находится следующий спорный объект: расположенный в Комсомольском сельском поселении, х. Тельман, пруд №5 р. Самойлова Балка. Вместе с тем, администрацией Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района действенные меры к проведению обследования спорного объекта с привлечением уполномоченных органов с целью проведения мероприятий по отнесения данного объекта к гидротехническому сооружению либо к участку дороги безосновательно не проводятся. Выявленные нарушения свидетельствуют о недостатках в работе органа местного самоуправления, не установление принадлежности спорного объекта может негативно сказаться на предупреждении возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которая может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерб окружающей природной среде, а также иные материальные потери. Просит признать незаконным бездействие администрации Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в не проведении комиссионного обследования сооружения, расположенного в Комсомольском сельском поселении, х. Тельман, пруд №5 р. Самойлова Балка в целях получения заключения по данному объекту. Обязать администрацию Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района провести комиссионное обследование с уполномоченными органами, в том числе Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора, министерством природных ресурсов Краснодарского края, министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края - сооружения, расположенного в Комсомольском сельском поселении, х. Тельман, пруд №5 р. Самойлова Балка в целях получения заключения по данному объекту.

Представитель административного ответчика администрации Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района по доверенности Караулова Т.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица – Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил отзыв на иск, в котором указал, что на территории Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района администрацией Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района выявлено 1 бесхозяйное гидротехническое сооружение, а именно: Самойлова балка пруд №5, х. Тельмана. Согласно информации представленной администрацией Гулькевичского района в адрес Северо-Кавказского управления Ростехнадзора письмом от 20.08.2018 №111-4332/18-01-18 и от 19.09.2018 №111-4871/18-01-18 на территории Комсомольского сельского поселения 1 бесхозяйное перегораживающее сооружение объект рыбохозяйственной инфраструктуры, а именно пруд. Вместе с тем, п.177, 178 ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» установлено, что пруд является мелким водохранилищем образованным водоподпорным сооружением на водотоке, с целью хранения воды и регулирования стока. Русловые пруды - водные объекты в границах водотока, образованные путем перегораживания русла водотока гидротехническим сооружением, и не зарегистрированные в Государственном водном реестре как водохранилище, указанное понятие определено п.04.01.03.02.03. Справочника в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.06.2015 №247. Необходимо отметить, что рассматриваемый бесхозяйный объект является земляной насыпью перегораживающей водоток и имеет в своем составе водопропускное сооружение. Так п.41 ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» и п.3.1 СП 290.1325800.2016 «Водопропускные гидротехнические сооружения (водосбросные, водоспускные и водовыпускные). Правила проектирования» установлено: плотина - водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток и его долину для подъема уровня воды; водопропускное гидротехническое сооружение - сооружение, предназначенное для пропуска воды в заданном направлении. Таким образом, рассматриваемый бесхозяйный объект необходимо относить именно к гидротехническому сооружению. Вместе с тем, позиция администрации Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района об отнесении рассматриваемого сооружения к объекту транспортной инфраструктуры основана на актах обследования министерства природных ресурсов Краснодарского края. Однако, указанные обследования, проведены с нарушением требований п.7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 №1303, п.4 Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 №625. Акт обследования не соответствует требованиям формы акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной приказом Ростехнадзора от 30.10.2013 №506. Вместе с тем, администрацией Комсомольского сельского поселения не представлена информация об автомобильной дороге, на которой расположено спорное гидротехническое сооружение, а именно: наименование автомобильной дороги; идентификационный номер автомобильной дороги; выписку из единого государственного реестра автомобильных дорог; выписку из перечня автомобильных дорог; сведения об оформлении земельных участков и границы полосы отвода автомобильной дороги; технический паспорт автомобильной дороги; и т.д. Таким образом, отнесение спорного бесхозяйного сооружения к объекту транспортной инфраструктуры не представляется возможным. Вместе с тем, администрация Комсомольского сельского поселения с 2018 года располагая, сведениями о наличии на подведомственной территории бесхозяйного сооружения не приняла мер по постановке его на учет в органах государственной регистрации в качестве бесхозяйного.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит, что заявленные уточненные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу п.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131 - ФЗ) к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ст.49 Федерального закона №131-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйственной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, который не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

При выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение (п.п.5-6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 №237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался»).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гулькевичского района проверено исполнение органами местного самоуправления обязанностей по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность.

Установлено, что на территории Гулькевичского района находятся 75 бесхозяйных гидротехнических сооружений, 16 из которых приняты на учет как бесхозяйные.

Администрацией муниципального образования Гулькевичский район 20.08.2018 исх. №111-4332/18-01-18 направлена информация руководителю Северо-Кавказского Управления Ростехнадзора о проведенной инвентаризации наличия на территории района гидротехнических сооружений, в результате которой выявлено 98 перегораживающих сооружений.

Указанная информация последним включена в перечень гидротехнических сооружений с примечанием о необходимости проведения мероприятий, для определения выявленных сооружений к гидротехническим.

В ходе проверки установлено, что на территории Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района находится следующий спорный объект: расположенный в Комсомольском сельском поселении, х. Тельман, пруд №5 р. Самойлова Балка.

Вместе с тем, администрацией Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района действенные меры к проведению обследования спорного объекта с привлечением уполномоченных органов с целью проведения мероприятий по отнесению данного объекта к гидротехническому сооружению либо к участку дороги безосновательно не проводятся.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает заявленные требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению, поскольку выявленные нарушения свидетельствуют о недостатках в работе органа местного самоуправления, не установление принадлежности спорного объекта может негативно сказаться на предупреждении возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которая может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерб окружающей природной среде, а также иные материальные потери.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Гулькевичского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по учету бесхозяйного имущества – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в не проведении комиссионного обследования сооружения, расположенного в Комсомольском сельском поселении, х. Тельман, пруд №5 р. Самойлова Балка в целях получения заключения по данному объекту.

Обязать администрацию Комсомольского сельского поселения Гулькевичского района провести комиссионное обследование с уполномоченными органами, в том числе Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора, министерством природных ресурсов Краснодарского края, министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края – сооружения, расположенного в Комсомольском сельском поселении х. Тельман, пруд № 5 р. Самойлова Балка в целях получения заключения по данному объекту.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 02.10.2020.

Судья

Гулькевичского районного суда А.В. Соколенко