№2а-1124/2022
УИД14RS0019-01-2022-001829-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нерюнгри 02 августа 2022 года
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайловой А.А., при секретаре Мельник Н.С., с участием старшего помощника прокурора Ц.Е.Ю., представителя ГП «» К.К.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городского поселения «» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении произвести регистрацию права собственности на бесхозяйный объект,
установил:
Заместитель прокурора обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой в рамках надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части постановки на учет бесхозных объектов коммунального комплекса, по результатам которой было установлено, что на территории расположены бесхозяйные объекты коммунального комплекса в виде сетей теплоснабжения расположенных около многоквартирных домов № (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК»). Вышеуказанные объекты выявлены администрацией ГП «» ДД.ММ.ГГГГ. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Поэтому бездействие администрации ГП «» по проведению установленной1 процедуры после выявления бесхозяйных объектов не позволяет обеспечить их соответствующую эксплуатацию и ремонт, создает угрозу на бесперебойное теплоснабжение, что может повлечь неблагоприятные последствия для потребителей в зимний период, учитывая, что относится к районам Крайнего Севера, следовательно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения «» по проведению в установленный ч. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» шестидесятидневный срок мероприятий по проверки соответствия бесхозяйных объектов требованиям безопасности, проведения кадастровых работ, а также постановки объектов на учет. Обязать администрацию городского поселения «» провести проверку соответствия бесхозяйных объектов сетей теплоснабжения, расположенных около многоквартирных домов №, (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК») требованиям безопасности. Обязать администрацию городского поселения «» до ДД.ММ.ГГГГ провести кадастровые работы бесхозяйных объектов сетей теплоснабжения, расположенных около многоквартирных домов №, (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК»). Обязать администрацию городского поселения «» до ДД.ММ.ГГГГ поставить бесхозяйные объекты сетей теплоснабжения, расположенных около многоквартирных домов № (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК»). Привести к немедленному исполнению обязанность провести проверку соответствия бесхозяйных объектов сетей теплоснабжения, расположенных около многоквартирных домов №, (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК») требованиям безопасности.
Административный истец ст. помощник прокурора , в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал и просит удовлетворить.
Административный ответчик ГП «» К.К.В. требования прокурора признала и пояснила, что администрацией поселения работа по постановке выявленных бесхозяйных сетей к новым многоквартирным домам на кадастровый учет ведется: проведено обследование сетей у новостройках МКД, составлен акт обследования (акт отправлен на подписание НГРЭС), запрошено коммерческое предложение на проведение кадастровых работ, на основании коммерческого предложения запрошено финансирование из бюджета поселения у Серебряноборского поселкового Совета депутатов, решением сессии поселкового Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано в выделении денежных средств.
Суд, заслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, прокуратурой в рамках надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части постановки на учет бесхозяйных объектов коммунального комплекса, по результатам которой установлено, что на территории расположены бесхозяйные объекты коммунального комплекса в виде сетей теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения, электрических сетей.
Прокурором в адрес главы администрации ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений, предложено принять меры к устранению допущенных нарушений закона, в том числе: провести проверку соответствия бесхозяйных объектов требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения; провести проверку наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (орган регистрации права), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения; принять меры организационного характера, в целях недопущения нарушения сроков рассмотрения обращения граждан и юридических лиц. Провести служебную проверку, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, допустивших указанные в представлении нарушения.
Письмом заместителя главы муниципального образования городского поселения «» Т.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о рассмотрении представления, следует, что в о выявлении и постановке на учет объектов бесхозяйного имущества (тепловые сети) подтверждается, что на территории муниципального образования ГП «» имеются бесхозяйные объекты коммунального комплекса, а именно: тепловые сети. Работа по постановке выявленных бесхозяйных сетей к новым многоквартирным домам на кадастровый учет, будет проведена во втором полугодии 2022 года, в связи с отсутствием денежных средств на оплату услуг кадастрового инженера в первом полугодии 2022 года и решением иных первоочередных задач. Специалист ООО «Флагман», которому было отписано заявление, уволен, привлечь специалиста за отсутствием ответа не представляется возможным. Должностные лица к дисциплинарной ответственности привлечены не были.
Согласно акту о результатах обследования бесхозяйных объектов недвижимого имущества ГП «» от ДД.ММ.ГГГГ было установлено наличие участков сетей прилегающих к многоквартирным домам поселка Серебряный Бор № (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК»), указанные участки сетей не принадлежат на праве собственности МО ГП «». На основании ч.6 ст. 15 Федерального закона №416-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» в целях обеспечения безаварийной работы объектов жилищного фонда и бесхозяйных сетей тепло-водоснабжению на территории МО ГП «», администрации поселения рассмотреть возможность передачи сетей на обслуживание РТС филиала «НГРЭС» АО «ДГК» до момента признания права собственности на вышеуказанные объекты.
Постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы ГП «» Т.Е.В., включены объекты недвижимого имущества, в реестр учета бесхозяйного имущества, согласно Приложения № к настоящему Постановлению.
На основании постановления и.о. главы ГП «» Т.Е.В.№-п от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче во временную эксплуатацию бесхозяйных объектов коммунального комплекса» постановлено: «Передать во временную эксплуатацию бесхозяйные сети тепло-водоснабжения, находящиеся на территории ГП «», прилегающие к многоквартирным домам поселка Серебряный Бор № (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК»). Моментом окончания временной эксплуатации считать признание права собственности на данные бесхозяйные сети по решению суда или принятие их во владение, пользование и распоряжение собственником. Определить филиал «Нерюнгринская ГРЭС», ОАО «ДГК» ответственным за содержание и обслуживание бесхозяйных сетей тепло-водоснабжения на территории ГП «».
Из ценовой информации ИП Р.Д.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведение кадастровых работ по техническим планам сооружений сетей водоснабжения и водоотведения составляет 128 240,00 руб. по МКД №№ домов № в и 524 085,00 руб. по МКД №№ домов №
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Р.Д.М. и Администрацией ГП «» в лице и.о. главы ГП «» Т.Е.В. заключен договор № на выполнение кадастровых работ и изготовлению технических планов сооружений сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных по адресу: (Якутия), , 4-й квартал: МКЖД № срок выполнения работ 60 календарных дней с момента подписания договора обеими сторонами. Стоимость работ по настоящему договору составила 128 240,00 руб.
Решением Серебряноборского поселкового Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ отказано и.о. главы ГП «» Т.Е.В. в выделении денежных средств в размере 700 000 руб. на 2022 год на проведение кадастровых работ сетей водоснабжения 4-го квартала, и сетей водоснабжения и водоотведения у новопостроенных МКД , в связи с отсутствием лимитов в бюджете МО ГП «» Республики Саха (Якутия) на 2022 год и не достаточностью денежных средств на первоочередные расходы.
Также, решением Серебряноборского поселкового Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ отказано и.о. главы ГП «» Т.Е.В. в выделении денежных средств в размере 765 000 руб. на 2022 год на проведение оценки рыночной стоимости 153 жилых помещений расположенных в новопостроенных МКД № , в связи с отсутствием лимитов в бюджете МО ГП «» Республики Саха (Якутия) на 2022 год и не достаточностью денежных средств на первоочередные расходы.
Согласно п. п. 4, 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты (п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Между тем, из материалов дела следует, что Администрация ГП «» с заявлением о постановке указанных объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества не обращалась.
При этом суд учитывает, что отсутствие собственника объектов недвижимости – тепловых сетей расположенных около многоквартирных домов №, (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК»), приводит к отсутствию контроля за их состоянием, соблюдением норм и правил при эксплуатации.
Несвоевременная регистрация бесхозяйных объектов в виде сетей теплоснабжения, расположенных около многоквартирных домов №№ (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК»), может повлечь нарушение интересов неопределенного круга лиц, поскольку электрические и тепловые сети обеспечивают электроэнергией и теплоэнергией жилые дома, находящиеся на территории поселения, и вследствие отсутствия собственника данных сетей, не осуществляется их обслуживание, что представляет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, поскольку орган местного самоуправления – администрация ГП «» необходимых мер по подаче заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества в виде, тепловых сетей расположенных около многоквартирных домов № (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК»), не принимает, суд признает бездействие администрации ГП «» в этой части незаконным, и считает необходимым возложить на ответчика обязанность обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет, указанных объектов в качестве бесхозяйного имущества.
Таким образом, суд считает требования заместителя прокурора подлежащими удовлетворению в части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «» по проведению в установленный ч. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» шестидесятидневный срок мероприятий по проверки соответствия бесхозяйных объектов требованиям безопасности, проведения кадастровых работ, а также постановки объектов на учет.
Обязать администрацию городского поселения «» провести проверку соответствия бесхозяйных объектов сетей теплоснабжения, расположенных около многоквартирных домов № (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК») требованиям безопасности.
Обязать администрацию городского поселения «» до ДД.ММ.ГГГГ провести кадастровые работы бесхозяйных объектов сетей теплоснабжения, расположенных около многоквартирных домов № (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК»).
Обязать администрацию городского поселения «» до ДД.ММ.ГГГГ поставить бесхозяйные объекты сетей теплоснабжения, расположенных около многоквартирных домов № (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК») на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Привести к немедленному исполнению обязанность провести проверку соответствия бесхозяйных объектов сетей теплоснабжения, расположенных около многоквартирных домов №, (от стены МКД до запорной арматуры СП «Нерюнгринская ГРЭС», АО «ДГК») требованиям безопасности.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий: А.А. Михайлова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.