Дело № 2а-1126/2018РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кызыл 17 января 2018 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Анчи Н.М., при секретаре Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к Автономной некоммерческой организации Школе эстетического мастерства «Совершенство» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по Республике Тыва обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации Школе эстетического мастерства «Совершенство» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что Автономная некоммерческая организация Школа эстетического мастерства «Совершенство» (далее - Организация) создана 15 мая 2012 года. Решение о государственной регистрации Организации принято Управлением Министерства юстиции РФ по РТ (далее - Управление). 16 июля 2012 года сведения об Организации внесены Единый государственный реестр юридических лиц. Руководителем и лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Организации является Ж..
С 19 апреля по 19 мая 2017 года в отношении Организации была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации на предмет соответствия ее деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям предусмотренным учредительными документами и законодательству РФ. В результате проверки установлено, что деятельность Организации осуществляется с нарушением действующего законодательства РФ и собственного Устава Организации. В нарушение пп.1 п. 5 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством РФ имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, Организацией не представлены документы, которые запрашивались в уведомлении о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ года № №. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ№ и сведениям, имеющимся в Управлении постоянно действующий единоличный исполнительный орган – президент располагается по адресу: <адрес>. Однако из размещенного на портале сообщении о продолжении деятельности на 2017 год следует, что сменился юридический адрес Организации: <адрес>. В нарушение положений ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе Организации отсутствуют сведения об учредителе или учредителях, о видах реализуемых Организацией образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности. Также в нарушение положений ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Организацией не сформированы коллегиальные органы управления образовательной организации – общее собрание (конференция) работников и педагогический совет. При анализе вопросов входящих в исключительную компетенцию совета, определенной пунктом 5.2 главы 5 Устава установлено, что у них отсутствуют вопросы о принятии решений о создании Организацией других юридических лиц, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, а также назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора. В нарушение абз. 2 п. 1 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету, Организацией не составлялись сметы расходов сметы доходов и расходов за 2014-2016 гг. По указанным нарушениям Организации вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ и направлено на юридический адрес Организации и на адрес, указанный в сообщении о продолжении деятельности на 2017 года. Данное письменное предупреждение получено лично президентом Организации Ж.. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении. За непредставление в установленный срок информации об устранении нарушений, указанных в предупреждении Управлением ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – Организации был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Однако, нарушения законодательства по письменному предупреждению до настоящего времени Организацией не устранены и в судебном порядке не обжалованы. Таким образом, из вышеуказанного следует, Организацией допущены грубые нарушения действующего законодательства РФ и Организация фактически не осуществляет свою деятельность.
Просит суд ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Автономную некоммерческую организацию Школу эстетического мастерства «Совершенство».
Представитель административного истца А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала иск в полном объеме, дав пояснения, соответствующие доводам иска.
Представитель административного ответчика Ж. в судебное заседание не явился, был извещен.
Представитель заинтересованного лица МРИ ФНС РФ № по РТ на судебное заседание не явился, был извещен.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), и статьей 61 ГК Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.
В соответствии с ч.4 Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" функции по регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью осуществляет Министерство Юстиции РФ.
В соответствии с Положением об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерство юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, вышеуказанные полномочия на территории Республики Тыва осуществляет территориальный орган Министерства юстиции РФ – Управление Министерства юстиции РФ по <адрес>.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по РТ имеет полномочия для обращения в суд с иском о ликвидации некоммерческих организаций.
Согласно п.3 ч.3 ст.61 ГК Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе и в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
На основании пп. 4 п. 5 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 года, утвержденного приказом Управления Министерства юстиции РФ по РТ от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая проверка деятельности Организации.
В исковом заявлении Управление Министерства юстиции РФ по РТ указывает, что в результате проведенной проверки установлено, что деятельность организации осуществляется с нарушением действующего законодательства и собственного устава Организации.
В нарушение пп.1 п. 5 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством РФ имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, Организацией не представлены документы, которые запрашивались в уведомлении о проведении проверки отДД.ММ.ГГГГ№.
Из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ№ и сведениям, имеющимся в Управлении постоянно действующий единоличный исполнительный орган – президент Организации располагается по адресу: 667000, <адрес>.
Однако в ходе проведенной проверки установлено, что из размещенного на портале сообщении о продолжении деятельности на 2017 года следует, что сменился юридический адрес Организации: 667000, <адрес>.
Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения об адресе (месте нахождения) постоянного действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с п. 7 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
В нарушение указанного положения Организация не проинформировала Управление в трехдневный срок об изменении сведений об адресе (месте нахождении) Организации, и не представила соответствующие документы для внесения изменений в сведения содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Также по результатам анализа положений Устава с учетом изменения законодательства Российской Федерации выявлены положения, не соответствующие законодательству Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 25 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
В нарушение вышеуказанных положений ФЗ «Об образовании» в Уставе Организации отсутствуют сведения об учредителе или учредителях, о видах реализуемых Организацией образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности.
Согласно ч. 4 ст. 26 ФЗ «Об образовании» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
В нарушение вышеуказанного положения Организацией не сформированы коллегиальные органы управления образовательной организации – общее собрание (конференция) работников и педагогический совет.
Также при анализе вопросов входящих в исключительную компетенцию совета, определенной п.5.2 главы Устава установлено, что у них отсутствуют вопросы о принятии решений о создании Организацией других юридических лиц, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, а также назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора.
В соответствии с п. 1.7 главы 1 Устава Организация имеет круглую печать со своим наименованием, на ней может быть изображена также эмблема, зарегистрированная в установленном порядке, а с момента государственной аккредитации Организация может иметь круглую гербовую печать своим наименованием.
Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
Таким образом, положения абз. 2 п. 2.2 главы 2 Устава о воспроизведении в печати Организации Государственного герба РФ не соответствуют абзацу второму ст. 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».
Таким образом, материалами дела установлено, что по указанным нарушениям Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, направлено на юридический адрес Организации.
Данное письменное предупреждение получено лично президентом организации Ж.ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении.
За непредставление в установленный срок информации об устранении нарушений, указанных в предупреждении Управлением ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица –Организации был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Организации назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Однако, нарушения законодательства РФ по вынесенному письменному предупреждению до настоящего времени Организацией не устранены и в судебном порядке не обжалованы.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд учитывает, что ответчик не представлял в уполномоченный орган запрашиваемые документы, неоднократно нарушал требования действующего законодательства и собственного устава, в связи с чем приходит к выводу о том, что ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства является соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о ликвидации данной некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175,177, 264 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к Автономной некоммерческой организации Школе эстетического мастерства «Совершенство» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Автономную некоммерческую организацию Школу эстетического мастерства «Совершенство».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено 24 января 2018 года (с учетом выходных дней).
Председательствующий Н.М. Анчи