ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1126/2022 от 07.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Именем Российской Федерации

г.Тамбов 07 сентября 2022 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе

судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1126/2022 по административному иску Барышниковой Людмилы Ивановны к заместителю начальника отдела организационно – контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций УФССП России по Тамбовской области Бадаевой Елене Викторовне, заместителю руководителя УФССП России по Тамбовской области Муженинковой Екатерине Александровне, УФССП России по Тамбовской области о признании незаконными решения по жалобе на отказ в предоставлении государственной услуги,

УСТАНОВИЛ:

В производстве судебного пристава – исполнителя Октябрьского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области находится исполнительное производство *** (*** с предметом исполнения взыскания задолженности в размере *** руб. с должника ФИО9 в пользу взыскателя Барышниковой Л.И.

11.11.2021 представитель Барышниковой Л.И. по доверенности Блохин А.В. направил в Октябрьское РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области заявление об ознакомлении с исполнительным производством, представив нотариально заверенную доверенность.

В заявлении также просил в случае хранения документов исполнительного производства в форме электронного документа в электронном номенклатурном деле обеспечить ознакомление с их бумажными копиями, созданными в порядке, установленными правилами делопроизводства.

03.02.2022 Блохин А.В. как представитель Барышниковой Л.И. посредством Единого портала государственных услуг (далее – ЕПГУ) обратился в УФССП России с заявлением о предоставлении информации о ходе исполнительного производства *** из банка данных.

При составлении заявления в интерактивные формы заявления, предложенные функционалом ЕПГУ, были внесены также реквизиты доверенности.

На данное заявление в личный кабинет ЕПГУ Блохина А.В. поступило информационное сообщение от ФГИС № 0133 «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов» о том, что заявление от 03.02.2022 № 1763341917 рассмотрено. Сведения о ходе исполнительного производства 83301/21/68023-ИП не могут быть предоставлены в связи с отсутствием в банке данных ФССП России информации о доверенности, указанной в заявлении.

03.02.2021 посредством Федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования в УФССП России по Тамбовской области Блохин А.В. направил жалобу на отказ в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием в банке данных ФССП России сведений о доверенности

В жалобе Блохин А.В. указал, что копия доверенности на бумажном носителе была представлена в Октябрьский РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области в 2021 году, а в силу п. 3.2 Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде, утвержденного приказом ФССП России от 12.05.2012 № 248, сведения (документы) должны быть внесены в банк данных в течение одного дня с момента их поступления (формирования).

В жалобе Блохин А.В. просил предоставить заявленную им услугу (предоставление информации о ходе исполнительного производства).

Решением от 21.02.2022 № 68905/22/3882-ЕМ заместителя начальника отдела организационно – контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций УФССП России по Тамбовской области Бадаевой Е.В. разъяснено Блохину А.В., что в электронной базе данных «АИС ФССП России» 03.02.2022 заявление на предоставление услуг не поступало, в связи с чем жалоба в порядке гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ рассмотрению не подлежит. Жалоба (обращение) будет рассмотрена в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Письмом от 21.02.2022 заместитель руководителя УФССП России по Тамбовской области Муженинкова Е.А. уведомила Блохина А.В. о рассмотрении жалобы от 03.02.2021 представив информацию аналогичного с решением от 21.02.2022 № 68905/22/3882-ЕМ содержания.

Письмом от 18.03.2022 заместитель начальника Октябрьского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области Черкасова И.Ю. сообщила Блохину А.В., что согласно данным ПК АИС в исполнительном производстве 83301/21/68023-ИП заявление Блохина А.В., по которому судебным приставом – исполнителем принято решение об отказе в предоставлении информации, в адрес отделения не поступало.

Барышникова Л.И. обратилась с административным иском в суд, в котором просит признать незаконными решение от 21.02.2022 № 68905/22/3882-ЕМ заместителя начальника отдела организационно – контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций УФССП России по Тамбовской области Бадаевой Е.В., письмо от 21.02.2022 заместителя руководителя УФССП России по Тамбовской области Муженинковой Е.А., бездействие УФССП России по Тамбовской области по не рассмотрению жалобы от 03.02.2022 на отказ в предоставлении государственной услуги, обязать УФССП России по Тамбовской области рассмотреть указанную жалобу.

В административном иске указано, что по своему содержанию и смыслу жалоба от 03.02.2022 № 645204 является жалобой на отказ в предоставлении государственной услуги вследствие бездействия должностных лиц УФССП России по Тамбовской области, осуществляющих процедуры создания ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов, должностных лиц, обеспечивающих доступность государственных данных банка данных в исполнительном производстве для предоставления государственных услуг в цифровом виде. В указанной жалобе прямо указывается на отсутствие в банке данных сведений о доверенности представителя Барышниковой Л.И., что послужило причиной отказа в предоставлении государственной услуги, фактически в жалобе ставится вопрос о восстановлении нарушенного права на получение государственной услуги.

При таких обстоятельствах у должностных лиц УФССП России по Тамбовской области отсутствовали законные основания для не рассмотрения жалобы от 03.02.2022 № 645204 в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Аргументы, приведенные в решении по жалобе от 22.02.2022, обосновывающие, что жалоба от 03.02.2022 № 645204 не может быть рассмотрена в порядке главы 2.1 Федерального закона № 210-ФЗ, так как в электронной базе данных «АИС ФССП России» отсутствуют сведения о заявлении от 03.02.2022 на предоставление государственной услуги, опровергаются сведениями ФГИС № 0133 «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов» о поступлении заявления от 03.02.2022 № 1763341917.

Кроме того, в решении по жалобе от 22.02.2022 в нарушение ч. 8.2 ст. 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ не содержится информация о порядке обжалования.

В судебное заседание Барышникова Л.И. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Ее представитель по доверенности Блохин А.В. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям. Считал, что оспариваемые решения препятствуют Барышниковой Л.И. реализовать установленный приказом Федеральной службы судебных приставов от 19.06.2020 № 475 досудебный порядок обжалования решения об отказе в предоставлении государственной услуги, что в свою очередь препятствует обжалованию этого отказа в судебном порядке.

Заместитель начальника отдела организационно – контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций УФССП России по Тамбовской области Бадаева Е.В. в судебном заседании возражала против требований административного иска, указав, что при поступлении жалобы от 03.02.2022 № 645204 на отказ в предоставлении государственной услуги была организована проверка электронной базы данных АИС ФССП России, в результате чего установлено, что заявление на предоставление услуг не поступало. При таких обстоятельствах оснований для рассмотрения жалобы в порядке гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ не имелось. Октябрьскому РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области поручено рассмотреть жалобу в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Все заявления, подаваемые посредством ЕПГУ, поступают в АИС ФССП России. Поскольку АИС ФССП России отклонило заявление Блохина А.В. автоматически, данная система не содержала сведений о таком обращении, соответственно, не имея сведений о заявлении о предоставлении государственной услуги жалоба не могла быть рассмотрена в порядке Федерального закона № 210-ФЗ.

Заместитель руководителя УФССП России по Тамбовской области Муженинкова Е.А., представитель УФССП России по Тамбовской области, заместитель Октябрьского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области Черкасова И.Ю., представитель Октябрьского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области, судебный пристав – исполнитель Рожкова Я.А., Байрамов Р.Ч., представитель ФССП России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В письменных возражениях представитель УФССП России по Тамбовской области просил отказать в удовлетворении административного иска. Обращал внимание, что доверенность на представление интересов сторон исполнительного производства не входит в перечень документов, подлежащих обязательному внесению в банк данных в силу требований п. 5.1 главы 5 Порядка создания и ведения данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде, утвержденного приказом ФССП России от 12.05.2012 № 248. При этом лицо при обращении за услугой может действовать как от своего имени (если оно лично является стороной исполнительного производства), так и в качестве представителя другого физического лица (в таком случае к обращению необходимо приложить электронный архив, содержащий нотариально удостоверенную доверенность). Ввиду того, что 03.02.2022 заявителем не была подгружена к заявлению нотариально удостоверенная доверенность и им получен автоматический ответ о невозможности предоставления информации в связи с отсутствием данных о доверенности, данное заявление следует считать не поступившим, а потому нет оснований для рассмотрения жалобы в порядке гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силуч.ч. 1, 1.3 ст. 50 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в применимой к настоящим правоотношениям редакции) стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения, направление лицу, являющемуся стороной исполнительного производства, постановлений и иных документов судебного пристава – исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов могут осуществляться через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы судебных приставов от 19.06.2020 № 475 утвержден Административный регламент Федеральной службы судебных приставов предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица (далее – Административный регламент).

Согласно п. 9 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется ФССП России, ее территориальными органами с использованием федеральной государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов».

В соответствии с п.п. 11, 12 Административного регламента в случае если заявление подано в электронной форме посредствомЕдиного портала государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ)или на бумажном носителе в структурное подразделение ФССП России, в котором ведется исполнительное производство, то результатами предоставления государственной услуги являются выдача:

уведомления о ходе исполнительного производства;

уведомления о наличии исполнительного производства;

уведомления об отсутствии исполнительного производства;

уведомления об отказе в предоставлении информации об исполнительном производстве.

В случае если заявление подано в электронной форме посредствомЕПГУ, единой системы межведомственного электронного взаимодействия(далее - СМЭВ) либо информационно-телекоммуникационных сетей при наличии договорас ФССП России (далее - Телекоммуникационные сети) или на бумажном носителе в структурное подразделение ФССП России, в котором исполнительное производство не ведется, результат предоставления государственной услуги формируется на основании сведений из банка данных АИС ФССП России(далее - банк данных), и результатами предоставления государственной услуги являются:

уведомление о ходе исполнительного производства из банка данных;

уведомление о наличии исполнительного производства из банка данных;

уведомление об отсутствии исполнительного производства из банка данных;

уведомление об отказе в предоставлении информации об исполнительном производстве.

В силу п. 19 Административного регламента при подаче документов в электронной форме заявитель заполняет заявление и направляет его посредством ЕПГУ, СМЭВ либо Телекоммуникационных сетей.

Посредством использованияЕПГУзаявитель может подать в электронной форме заявление о предоставлении информации о наличии исполнительного производства или о ходе исполнительного производства в ФССП России, ее территориальный орган, а также заявление о предоставлении данной информации из банка данных АИС ФССП России и заявление о предоставлении информации о ходе снятия временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации из банка данных (далее - заявление о предоставлении информации из банка данных).

При подаче заявления о предоставлении информации из банка данных посредствомЕПГУ, СМЭВ либо Телекоммуникационных сетей проверка полномочий представителя проводится автоматически на основании сведений, содержащихся в АИС ФССП России и федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Пунктом 22 Административного регламента определено, что основания для отказа в приеме документов, поданных в электронной форме, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.

Согласно п. 24 Административного регламента основания для отказа в предоставлении государственной услуги не предусмотрены.

На основании п. 87 Административного регламента заявитель имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) ФССП России, территориальными органами ФССП России и их должностными лицами, в ходе предоставления государственной услуги в порядке, предусмотренномглавой 2.1Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Пунктом 5 ст. 11.1Федерального закона № 210-ФЗ определено, что заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в случае отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Исходя из ч.ч. 1, 6, 7, 8 ст. 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, и подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

2) в удовлетворении жалобы отказывается.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Из материалов дела следует, что в производстве судебного пристава – исполнителя Октябрьского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области находится исполнительное производство *** (***) с предметом исполнения взыскания задолженности в размере *** руб. с должника ФИО9 в пользу взыскателя Барышниковой Л.И.

11.11.2021 представитель Барышниковой Л.И. по доверенности Блохин А.В. направил в Октябрьское РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области заявление об ознакомлении с исполнительным производством, представив нотариально заверенную доверенность.

В заявлении также просил в случае хранения документов исполнительных производств в форме электронного документа в электронном номенклатурном деле обеспечить ознакомление с их бумажными копиями, созданными в порядке, установленными правилами делопроизводства.

03.02.2022 Блохин А.В. как представитель Барышниковой Л.И. посредством Единого портала государственных услуг (далее – ЕПГУ) обратился в УФССП России с заявлением о предоставлении информации о ходе исполнительного производства 83301/21/68023-ИП из банка данных.

При составлении заявления в интерактивные формы заявления, предложенные функционалом ЕПГУ, были внесены также реквизиты доверенности.

На данное заявление в личный кабинет ЕПГУ Блохина А.В. поступило информационное сообщение от ФГИС № 0133 «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов» о том, что заявление от 03.02.2022 № 1763341917 рассмотрено. Сведения о ходе исполнительного производства *** не могут быть предоставлены в связи с отсутствием в банке данных ФССП России информации о доверенности, указанной в заявлении.

03.02.2021 посредством Федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования в УФССП России по Тамбовской области Блохин А.В. направил жалобу на отказ в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием в банке данных ФССП России сведений о доверенности

В жалобе Блохин А.В. указал, что копия доверенности на бумажном носителе была представлена в Октябрьский РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области в 2021 году, а в силу п. 3.2 Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде, утвержденного приказом ФССП России от 12.05.2012 № 248, сведения (документы) должны быть внесены в банк данных в течение одного дня с момента их поступления (формирования).

В жалобе Блохин А.В. просил предоставить заявленную им услугу (предоставление информации о ходе исполнительного производства).

Решением от 21.02.2022 № 68905/22/3882-ЕМ заместителя начальника отдела организационно – контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций УФССП России по Тамбовской области Бадаевой Е.В. разъяснено Блохину А.В., что в электронной базе данных «АИС ФССП России» 03.02.2022 заявление на предоставление услуг не поступало, в связи с чем жалоба в порядке гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ рассмотрению не подлежит. Жалоба (обращение) будет рассмотрена в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Письмом от 21.02.2022 заместитель руководителя УФССП России по Тамбовской области Муженинкова Е.А. уведомила Блохина А.В. о рассмотрении жалобы от 03.02.2021 представив информацию аналогичного с решением от 21.02.2022 № 68905/22/3882-ЕМ содержания.

Письмом от 18.03.2022 заместитель начальника Октябрьского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области Черкасова И.Ю. сообщила Блохину А.В., что согласно данным ПК АИС в исполнительном производстве 83301/21/68023-ИП заявление Блохина А.В., по которому судебным приставом – исполнителем принято решение об отказе в предоставлении информации, в адрес отделения не поступало.

С позицией должностных лиц УФССП России по Тамбовской области о применении в настоящем случае Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» согласиться нельзя, поскольку анализ жалобы Блохина А.В. позволяет прийти к выводу о том, что ее содержание отвечает требованиям ч. 5 ст. 11.2 Федерального закона № 210 –ФЗ. В ней содержится наименование органа, предоставляющего государственную услугу; фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя - физического лица, а также номер контактного телефона и адрес электронной почты, почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу; доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу.

При таких обстоятельствах, жалоба Блохина А.В. подлежала рассмотрению в порядке главы 2.1Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ с принятием в установленные законом 15 дней соответствующего решения.

Доводы оспариваемых решений об отсутствии заявления о предоставлении государственной услуги в «АИС ФССП России» не освобождает об обязанности рассмотрения жалобы в указанном порядке, тем более что подача такого заявления подтверждается материалами дела.

Из письма Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.08.2022 № П13-20520-ОГ следует, что в ЕПГУ 03.02.2022 в 10 час. 51 мин. создано заявление № 1763341917 по услуге «Предоставление информации о наличии исполнительного производства». Затем в эту же минуту заявление перешло в статус «Услуга оказана». Ответ по заявлению предоставлен ФССП России.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что у должностных лиц УФССП России по Тамбовской области отсутствовали законные основания для не рассмотрения жалобы от 03.02.2022 № 645204 в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить административный иск Барышниковой Людмилы Ивановны.

Признать незаконными решение от 21.02.2022 № 68905/22/3882-ЕМ заместителя начальника отдела организационно – контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций УФССП России по Тамбовской области Бадаевой Е.В., письмо от 21.02.2022 заместителя руководителя УФССП России по Тамбовской области Муженинковой Е.А., бездействие УФССП России по Тамбовской области по не рассмотрению жалобы от 03.02.2022 на отказ в предоставлении государственной услуги.

Обязать УФССП России по Тамбовской области рассмотреть указанную жалобу от 03.02.2022

Обязать УФССП России по Тамбовской области сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд г.Тамбова и Барышниковой Людмиле Ивановне в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме изготовлено 21.09.2022

Судья Е.С. Воронцова